Занимательный математический материал как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Современный ребенок имеет достаточный (иногда избыточный) объем знаний, но не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний быстро кончается, и часто ребенок перестает хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.

Самый трудный вопрос для нас воспитателей: Как же все-таки подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей?

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К этому возрасту ребенок как бы высвобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д), влияющих на воспитание и мышление. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин:

  • началом школьного обучения с шести лет;
  • обилием информации получаемой ребенком;
  • повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным;
  • стремление родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает результат? Возникает противоречие –надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это не интересно?!

Отсюда возникает проблема: как направить основные усилия педагогов и родителей на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели?

Выявленная проблема натолкнула меня на идею создания и реализации проекта “Занимательный математический материал как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности”

Основание для разработки данного проекта являются следующие причины:

  • В течение нескольких лет занятия математикой не занимали рейтингового места в числе любимых занятий детей в детском саду. Несмотря на довольно высокий, в среднем, уровень усвоения программы по РЭМП, глубокий анализ диагностики показывает, что дети более всего затрудняются в таких видах деятельности как: состав числа; условная мерка; решением проблемных задач - не умеют рассуждать, аргументировать свой ответ; пассивно ведут себя на занятиях, бездеятельно наблюдая за процессом.
  • Недостаточная дидактическая база;
  • Программа по РЭМП старшего дошкольного возраста не охватывает необходимый объем знаний;
  • Родители не достаточно информированы о работе, проводимой с детьми в детском саду по математике;
  • Воспитатели не уделяют должного внимания данной проблеме.

Проект рассчитан на учебный год.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели подготовительных групп.

Цель: создание условий для формирования осознанного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

В работе с педагогами.

  1. Пополнить теоретические знания педагогов.
  2. Провести анализ программы по ФЭМП: перспективных и календарных планов, системы использования занимательного математического материала.
  3. Пополнить и обогатить дидактическую базу по данному разделу.
  4. Создать творческую группу участников проекта.

В работе с детьми.

  1. Проанализировать возможные причины отсутствия интереса к занятиям.
  2. Выявить группы детей наиболее и наименее заинтересованных в данной деятельности.
  3. Целенаправленно формировать осознанный интерес к элементарной математической деятельности.
  4. Обогащать и систематизировать знания детей по данному разделу.

В работе с родителями.

  1. Способствовать повышению компетенции родителей в данном разделе.
  2. Вовлечь родителей в образовательный процесс как активных его участников.
  3. Содействовать изменению родительской позиции к обучению ребенка математике как к развивающему, а не как к набору готовых знаний и суждений.

Основные мероприятия 1 этапа:

  • Изучение методической и психологической литературы;
  • Диагностика уровня развития детей по разделу РЭМП;
  • Анализ программы по РЭМП;
  • Организация работы с детьми;
  • Открытые просмотры занятий по РЭМП.

2 этапа:

  • Родительское собрание “Надо ли ребенка заниматься математикой, если ему это не интересно”;
  • Создание творческой инициативной группы;
  • Наработка дидактической базы;
  • Создание математических игр;
  • Индивидуальные консультации для родителей;
  • Создание памятки, папки-передвижки;
  • Выставка дидактических игр и пособий;
  • Математическая викторина;
  • Развлечение “Путешествие на планету Математика”

3 этапа:

  • Создание перспективного плана;
  • Конкурс для родителей и детей “Математические загадки”;
  • Заключительный семинар для педагогов.

Результаты реализации проекта:

  1. По результатам анкетирования 75% детей справились с диагностическими занятиями на достаточно высоком уровне;
  2. 90% детей выделили математику в разряд одного из любимых занятий (опрос);
  3. Отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания (наблюдения);
  4. Более 60 % родителей стали использовать предлагаемый математический материал дома в совместной деятельности с детьми (опрос);
  5. По мнению родителей, такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника (анкетирование);
  6. Пополнилась дидактическая база детского сада.

Исходя из вышеизложенного видно, что разработана целая система условий для формирования осознанного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.