Урок с профессиональной направленностью по теме "Угол между прямой и плоскостью"

Разделы: Математика


Методические рекомендации к уроку.

Урок с профессиональной направленностью разработан для учащихся, обучающихся по профессии «Сварщик».
Согласно образовательной цели, учащиеся должны на основе имеющихся знаний, изучить новое геометрическое понятие угла между прямой и плоскостью, рассмотреть связь этого понятия и его значение в своей будущей профессиональной деятельности . Поэтому выбран комбинированный тип урока. Учтены все структурные элементы комбинированного типа. Чтобы реализовать цели, нужно подобрать оптимальное сочетание методов обучения. Наиболее эффективно применение словесного, наглядного, практического, частично-поискового, проблемного методов обучения. Эти методы реализуются на различных этапах урока. Реализовать методы помогают средства обучения на уроке: электронное приложение к уроку, ТСО, модели прямых и плоскостей, электрод, пластина,  макеты фермы, лестницы, опоры линии электропередач . В течении урока рассматриваются задачи с производственным содержанием. В конце урока предлагается самостоятельная работа.
 
Раздел:  Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
Тема: Угол между прямой и плоскостью.
Цели урока:
 
обучающая:
  • Ввести понятие  угла между прямой и плоскостью, отработать навыки вычисления  угла между прямой и плоскостью  при решении задач производственного содержания.
 воспитывающая:
  • воспитывать графическую культуру;
  • формировать навыки культуры поведения, речевого и профессионального этикета.
развивающая:
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • развивать навыки самостоятельной и поисковой деятельности, аналитико-синтетического мышления, пространственное воображение, познавательный интерес учащихся;
  • учить сравнивать, обобщать, анализировать и применять полученные знания и умения при решении задач практического и прикладного характера.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Материально-техническое оснащение:
  • модели прямой, плоскости, опоры линии электропередач, фермы;
  • электрод, электрододержатель;
  • карандаши, линейки;
  • калькуляторы;
  • компьютер, мюльтимедийный проектор;
  • электронное приложение к уроку.
Межпредметная связь: физика, черчение, производственное обучение, предметы профессионального цикла.

Ход урока

1. Организационный момент: Староста сообщает сведения об отсутствующих и дежурных в группе.

2. Целевая ориентация учащихся.  Объявление темы и целей урока.

Слайд № 1.

3. Формирование навыков умственного труда.

Упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу.
  • Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?
  •  Могут ли скрещивающиеся прямые быть?   (да)
  •  Можно ли через точку пересечения двух прямых провести    третью прямую так, чтобы она была   им обоим?   (да)
  • Если прямая   к одной прямой лежащей в плоскости, будет ли она   всей плоскости?    (нет)
  • Каковы между собой 2 прямые   к одной плоскости?  (параллельны)
  • Каковы между собой 2 плоскости   к одной прямой? (параллельны)
  • Задание по рисунку  на слайде:
Слайд № 2.
  • Сколько   можно провести из одной точки к плоскости?   (1)
  • Сколько наклонных можно провести из одной точки к плоскости?   (множество)
  • Сколько наклонных одной длинны  можно провести из одной точки к плоскости? (множество)
  • Как называется отрезок, соединяющий основание наклонной и основание перпендикуляра?  (проекция)
  • Может ли   быть длиннее наклонной, проведённой из этой же точки?   (нет)
  • Из одной точки к плоскости проведены  2  наклонные различной длинны.  У  какой проекция будет больше?  (у большей) (все ответы иллюстрируются на макетах прямых и плоскостей).
  • Работа по чертежам на слайдах:
Слайды № 3,4,5.                

4. Актуализация опорных знаний.

Вспомнить соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

Слайд  № 6.

5. Объяснение нового материала.

  • Как определить угол между прямой и плоскостью? (Провести проекцию. Рассмотреть макет.)
  • Записать определение:
Слайд № 7.
  • Встречается ли где-нибудь в вашей профессии угол между прямой и плоскостью? (Угол наклона электрода к пластине. Рассмотреть на модели.)
  • Влияет ли угол наклона электрода на качество сварки? (Угол наклона электрода влияет на глубину проплавления.)
  • Где ещё в вашей профессии «Сварщик» встречается  угол между прямой и плоскостью? (Рассмотреть макеты фермы, опоры электропередач).

6.  Задача (решается с подробным объяснением у доски).

Слайд № 8.

Слайд № 9 (иллюстрирует чертёж к задаче).

(Межпредметная связь с физикой, черчением, предметами профессионального цикла).

Дано: ферма
           l=1,4 м=140 см;
           h=80 см;
           45°≤α≤55°.
Выяснить, будет ли ферма работоспособной.

Решение:
 
 
(Так как учащиеся ещё не изучали обратные тригонометрические функции, мы не находим величину самого угла, а сравниваем значения синусов углов).
sin 45°≈0,7;      sin55°≈0,82.
Необходимо  45°≤α≤55°, =>   0,7≤ 0,82, а наше значение не входит в этот промежуток. Значит,  конструкция не выдержит нагрузки и не является работоспособной.
Ответ. Ферма не работоспособна.

7. Задача (решается с подробным объяснением у доски).

Слайд № 10

Дано: лестница                                                                
           h=3 м;   
           α ≤ 45°;                                                             
           lc=30 см
Найти:                                                            
           l (длина лестницы);
           n (количество ступеней).

Решение:

°
l=  =4,28 м=428 см;

n=  =14 шт.

Ответ. l=4,28 м;  n=14 шт.

8. Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант.

1. Могут ли скрещивающиеся прямые быть перпендикулярными?
2. Какие между собой две прямые перпендикулярные к одной плоскости?
3. Могут ли быть  ┴ к одной плоскости две стороны одного треугольника?
4. Прямая   ┴ к одной из двух пересекающихся плоскостей, может ли она быть ┴ к другой плоскости?
5. Если две плоскости   ┴ к одной прямой, каковы они между собой?
6. Сколько наклонных  можно провести из одной точки к плоскости?
7. Может ли угол между прямой и плоскостью быть равен 70°?

2 Вариант

1. Как расположены друг к другу рёбра, выходящие из одной вершины куба?
2. Если одна из двух параллельных прямых  перпендикулярна к плоскости, будет ли вторая прямая, тоже перпендикулярна к этой плоскости?
3. Могут ли быть  ┴ к одной плоскости две стороны трапеции?
4. Что называют расстоянием от точки до плоскости?
5.  Сколько перпендикуляров можно провести из одной точки к плоскости?
6. Может ли перпендикуляр быть длиннее наклонной , проведённой из этой же точки?
7.  Может ли угол между прямой и плоскостью быть равен 120°?

9. Итог урока.

Преподаватель подводит итог урока с учащимися в форме беседы, возвращаясь к целевой установке. Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку.