Заглавная буква в именах собственных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создать условия для формирования навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Содействовать развитию фонематического слуха, мышления, внимания, устной речи учащихся.
  • Способствовать воспитанию культуры поведения.
  • Способствовать укреплению здоровья детей.

Оборудование: магнитные буквы, план урока, листочки-сюрпризы с буквами «спасибо», доктор Айболит, памятки от Айболита.

ХОД УРОКА

1. Мотивационный момент

1) – Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними. ( Дети поворачиваются). Молодцы. Садитесь.
2) Повторение правил посадки.

Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа, поэтому девиз нашего урока:

«Пора за дело браться,
Придется постараться.
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать».

3) Проверка готовности:

«Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, вы не ленитесь,
С усердием трудитесь».

2. Сообщение темы, целей и плана урока

Сегодня на уроке мы будем упражняться в правописании имен собственных, нахождении имен, фамилий и отчеств в тексте. Работа на уроке будет проходить по плану, который вы видите на доске.

ПЛАН УРОКА:

1. Разминка.
2. Чтение имен собственных.
3. Запись имен собственных.
4. Физминутка.
5. Работа в тетради.
6. Физминутка.
7. Итог урока.

Ребята, к нам на урок из сказки заглянул замечательный герой, всеми нами любимый. Кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.
«И зайчиха и волчица, все бегут к нему лечиться
Всех излечит, исцелит, добрый … (доктор Айболит)
Правильно, доктор Айболит. Ребята, а кто автор этой чудесной сказки? (Корней Иванович Чуковский). Айболит хочет сам убедиться в том, что у нас в классе очень интересно, он принес к нам в класс несколько листочков-сюрпризов. (Карточки с буквами «спасибо»)

3. Фонетическая разминка

1)

1. Сколько гласных букв в алфавите? (10)
2. Сколько согласных букв в алфавите? (21)
3. Каких букв больше? На сколько?

2) Работа с магнитными буквами:

На доске буквы: Е Ё Ю Я
– Что вы можете сказать об этих гласных? (В начале слова они обозначают два звука, обозначают мягкость согласного)
Задание вы выполнили, молодцы, повернем листок – сюрприз (под листком «с»)

4. Актуализация знаний

– Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, хлопните в ладоши.

1)

Подарили Пете, книжку о ракете,
Прочитал Петя – подарил Свете,
Света – Ване, Ваня – Тане,
Таня маленькой Марьяне.
Совершила книжка круг
И сказала: «Здравствуй, друг!»

2)Работа в парах. У вас на партах лежат конвертики с заданиями, пора- ботайте в парах. Прочитайте задания и подчеркните все имена собственные, а экспертами у нас сегодня будут Артем и Таня Они будут сами проверять задания ребят.

Лена, Наташа, Светлана и Алла –
С буквой заглавной я написала.
Правило это запомнить готова:
С буквой заглавной пишется слово.
Когда человека оно называет,
С маленькой буквы тех слов не бывает.
Вова, Алеша, Сережа и Миша
С буквы заглавной всегда мы напишем.

– Итак, ребята, как пишутся имена? (С большой буквы). А Настя готова сказать правило в стихах:

Имена, фамилии, реки, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Настя Кандаурова, Белгород, Москва.

Хорошо, ребята. Перевернем еще листок, под ним «п»

3) Откроем учебник на странице 38, упражнение 3.
Бывает так, что у двух людей совершенно одинаковая внешность.
Прочитаем стихотворение. (Дети читают)

– Какие имена собственные встретились в стихотворении? Надя и Катя.
– Кем, были девочки, какой заголовок можно придумать? С какой буквы запишем заголовок? (С большой)
– С этим заданием вы тоже справились. Перевернем листок, под ним буква «а»

5. Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, ключик верно не нашел.
Чтобы ключик отыскать, на носочки надо встать. (2 раза)

Перевернем листок, буква «С»

6. Закрепление знаний. Дифференцированная работа

Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы:
1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета.
Задания для зеленых карточек. Закончи предложение:
Мое имя_______________________
Моя фамилия_________________________

Задания для желтых карточек:

1. Образуй отчества от следующих имен:

Борис –
Алексей –
Иван –
Сергей –

2. Определи количество слогов: сын, дом, машина, вода, поле.
Вы выполнили задания, молодцы, откроем листок – там «и»

7. Физминутка. Релаксация

Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,
Дышится легко, ровно, глубоко,
Шея не напряжена и расслаблена
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать,
Вы полны сил и энергии
Вы много знаете и умеете
Вы единая команда и в вашем единстве – ваша сила
На счет «три» откройте глаза
Один, два, три.
Хорошо, перевернем листок – «б»

8. Работа в тетрадях

А теперь, ребята, пришло время поработать в тетрадях, но сначала сделаем зарядку для пальчиков: «Вышли пальцы погулять», подготовим их к письму: соединяем поочередно мизинцы, безымянные пальцы, средние, указательные и большие пальцы.
Откроем тетрадь № 1 на странице 33, задание № 2.
Сегодня в каллиграфической пятиминутке мы будем упражняться в правописании букв Е и З. Посмотрите на эти буквы. Что общего? Чем отличаются?

В зеркало взглянуло Е
И увидело там З.

Егор и Зина – друзья. Почему Егор и Зина написали с большой буквы?
Выполним упражнение № 3 страница 34.
В левом столбике записаны имена женские и мужские – рядом запишите полные имена. В конце упражнения есть слова-подсказки.
Ребята самостоятельно работают.
Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как написаны имена. Молодцы! Перевернем листок «о» прочитаем слово «спасибо». Доктор Айболит говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему узнать много нового.
Но он приготовил для вас вопросы, они находятся здесь в этом сундучке, вы готовы отвечать? Тогда слушайте.

1. Злой разбойник – … (Бармалей)
2. Знаменитый умывальник … (Мойдодыр)
3. Девочка с голубыми глазами из сказки «Золотой ключик» … (Мальвина)
4. Имя старушки – грязнули … (Федора)

Как напишем имена этих сказочных героев? С большой буквы.

9. Итог урока

– Хорошо, ребята! Но наш урок подходит к концу. План урока мы выполнили. Чему же мы научились? Что запомнили на уроке? В своих ответах используйте слова:
Я запомнил…
Я узнал … (Ответы детей)

Все ребята работали хорошо, мне понравились ваши ответы.
А Инна и Катя расскажут, что они запомнили в стихах.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

10. Рефлексия

– Спасибо, доктор Айболит дарит всем пожелания здоровья и дает вам добрые советы.

«Говорю я всем: зимой
Закаляйтесь все со мной,
Утром бег и душ бодрящий
Как для взрослых – настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть».

– А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на парте,
на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее и прикрепите по своему усмотрению к солнышку или к тучке, в зависимости от своего настроения после урока.

Ребята прикрепляют свои листочки.

– Урок окончен, спасибо за урок.