Интегрированный урок в 5-м классе (математика + биология) на тему "Прежде чем закурить – подумай!"

Разделы: Математика, Биология, Внеклассная работа


Цели:

  • создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на учебном занятии;
  • пользуясь языком математики показать губительность курения;
  • пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
  • показать вредное воздействие табачной продукции на организм человека.

ХОД УРОКА

Курите!
Вдыхайте губительный дым сигарет,
Дым – наркотик, скажи ему нет.
Нет сигаретам и нет табаку!
Врачи говорят, что курить опасно!
Яд убивает легкие и это ужасно.
Печень разъест, мозги затуманит,
Эта привычка вас точно затянет.
Когда ты поймешь, что здоровье испортил
То будет уж поздно, что-либо менять
Так лучше пораньше всё это понять
И сигареты в руки не брать.

Учитель математики. Сегодня у нас необычный урок, его тема: «Прежде чем закурить – подумай». Вопрос очень важный. Курить? Или не курить?
– Ребята, кто считает, что курить вредно?
– А кто считает, что это совсем не опасно и вас просто пугают?
– Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

На доске располагаются рисунки детей с различными предметами отражающими виды спорта . Предметы заключены в геометрические фигуры различного цвета. Среди них сигарета

Учитель математики:  Посмотрите внимательно на доску и постарайтесь запомнить изображения.
– Какие геометрические фигуры были изображены на экране?
– Какой предмет изображен в синем треугольнике?
– Какие предметы вы ещё запомнили?
– Как вы думаете, какой предмет был лишним и почему?

(Появляются персонажи Сигарета и Доктор Пилюлькин.)

Сигарета: Почему это я лишняя. А вы знаете, что мои ближайшие родственники картофель, помидор, баклажан. И вообще в Европе табак использовали в качестве лечебного средства. В вышедшем 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке говорилось « Это зелье очищает голову, рассеивает боль, усталость, оберегает от чумы, прогоняет вшей».

Доктор Пилюлькин: Но вы забыли сказать, что родственники табака белладонна, белена, дурман. В1608 году король Людвиг XIII запретил свободную продажу табака. А в 1649 году в указе Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, бить их кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком – пороть, ноздри рвать, ссылать в дальние города.

Сигарета: Так значит вы тут все против меня. Раз так, то ты  уйдешь вместе со мной и никто не сможет рассказать ребятам о вреде курения. (Сигарета схватив доктора убегает)

Учитель биологии: Ох, дыма  напустила. Ребята, а что такое табачный дым? Вреден ли он?
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, Органические кислоты и другие. 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Никотин – главный компонент табачного дыма, обладающий наркотическим свойством. Именно поэтому как говорила сигарета, он притупляет боль, снимает усталость. Кроме того никотин является сильным нервным ядом. Он вызывает дрожание рук, понижает работоспособность, ослабляет память, не дает возможности сосредоточиться.
Никотин впервые был выделен и изучен в 1809 году. Название свое он получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который преподнес Екатерине Медичи в качестве подарка табачные листья в 1560 году.
Всем известно, что капля никотина убивает лошадь, но лишь некоторые догадываются, что человек не лошадь и поэтому для него смертельная доза составляет всего 60 мг никотина. В невыкуренной сигарете содержится порядка 10 мг никотина, поэтому нередки случаи отравления у съевших сигареты детей. Через дым курильщик получает из одной сигареты порядка 1 мг никотина. Никотин быстро всасывается в кров и поступает в мозг, в результате чего курильщик получает желаемый эффект.
Никотин, попадая в организм, действует, прежде всего, на нервную систему. Вдыхаемые компоненты табачного дыма постепенно необратимо накапливаются в легочной ткани, в результате чего развивается хронический воспалительный процесс, часто называемый медиками «бронхитом курильщика». Он существенно ухудшает защитный барьер системы дыхания, способствует возникновению хронической пневмонии, туберкулеза и многих других заболеваний, способствующих появлению злокачественных опухолей.
Курение часто вызывает осложненное течение самых безобидных заболеваний – таких, как грипп, ОРЗ, ангина.

Учитель математики: Видимо у нас очень серьёзный соперник. Одним нам сигаретой не справиться. Придется звать помощников. А кто нам сегодня будет помогать, мы сможем узнать, если верно выполним все вычисления.

1. 7,3 + 0,25             4. 4 – 3,4                   7. 8,7 : 3
2. 70 : 20                   5. 3,9 + 2,7                8. 1,6 : 0,8
3. 0,15 • 6                 6. 0,05 • 70

Учитель математики:Обратите внимание на экран. Это ключ. Кто догадался, как им пользоваться? Нашими помощниками сегодня будут витамины.

Учитель биологии:  Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Выходят дети, исполняющие роль витамина А, В,С.)

Витамин «А»:Я – витамин «А», отвечаю за зрение, кожу, сокращаю длительность заболеваний.

Витамин «В»:  Я – витамин «В», отвечаю за работу мозга, нервную систему, улучшаю зрение. А еще меня называют витамином роста.

Витамин «С»: Я – витамин «С», охраняю вас от простудных и инфекционных заболеваний.

Учитель биологии: Прежде всего, витамины – это жизненно необходимые соединения, т.е. без них невозможна нормальная работа организма. Заменить их ничем нельзя. При отсутствии витаминов или их недостатке в рационе обязательно развивается определенное, причем часто повторяющееся, заболевание или нарушается здоровье  в целом.
В те времена, когда люди не знали о существовании витаминов, возникновение многих заболеваний было просто необъяснимо. Особенно большое удивление вызывало то, что при достаточном, но однообразном питании у сытых людей развивались тяжелые болезни. “Что это? – думали они. – Яд, инфекция, кара Божья?”

Цинга поражала мореплавателей и путешественников. Отважные, сильные мужчины чувствовали слабость, у них кровоточили десны, выпадали зубы, появлялась сыпь и кровоподтеки на коже, и, наконец, возникали кровоизлияния, иногда смертельные.
С древних времен дети страдали от рахита – заболевания, при котором кости становятся непрочными  и изменяют форму. У них искривленные кости конечностей, непропорционально большая голова. В Англии в эпоху промышленной революции в XVIII веке среди детей и подростков, работавших на промышленных предприятиях, рахит носил характер эпидемии.
На Востоке, где основная пища – это рис, издавна было известно заболевание бери-бери, при котором у человека появляются боли в руках и ногах, изменяется чувствительность, слабеют мышцы, нарушается походка, возникают параличи.
В то же время в районах, где люди в основном питались кукурузой, свирепствовала пеллагра. В Румынии, на Балканах, в некоторых областях Италии, Испании и даже в США еще в начале ХХ века  десятки тысяч людей страдали от этого заболевания. Воспаленная шелушащаяся кожа, тяжелые психические расстройства делали человека немощным и несчастным.
Некоторые витамины (витамин С) вообще не образуется в организме, другие (В1, В2,) образуются в недостаточном количестве. Это значит, что человек должен обязательно получать витамины с пищей, поддержание жизни невозможно без всех необходимых витаминов.

Учитель математики: Витамины очень важны для организма, но курение разрушает их.

Задача 1 для самостоятельного решения.

Учитель математики:Известно, что от курения страдает не только тот, кто сам курит но  и тот, кто вдыхает дым от сигарет. Насколько это вредно вы узнаете, решив задачу

Задача 2 для устного решения.

Учитель биологии: Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин пассивное курение. Так называемое пассивное курение – это принудительное вдыхание некурящими воздуха, содержащего продукты табачного дыма. При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни содержания вредных веществ, которые превышают допустимые концентрации его на рабочих местах в промышленности. Такая насыщенность вредными веществами воздуха сказывается на здоровье людей. У некурящих, из-за обкуривания их курящими, могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца. Дети курящих родителей в большей степени подвержены заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих. В частности, у таких детей удваивается частота бронхитов и воспаления легких. Расстройства сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии – вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.

Учитель математики: Курение это зло. Плохо когда курит или начинает курить взрослый человек. Но гораздо опаснее, когда курить начинает ребёнок. Курение пагубно влияет на ваш еще формирующийся организм. Я предлагаю вам задачу.

(Работа в парах с взаимопроверкой)

Анализ результатов задачи:

– Определите, какую часть всех больных составляют подростки?
– Какой процент всех больных составляют подростки?

Учитель биологии:Курение опасно для детей. Как вы думаете почему? Дискуссия.
Курение может быть и элементом моды, и способом ухода от действительности (особенно когда человек чувствует в чем-то свою беспомощность), и даже некоторым способом выражения признательности – многие закуривают, именно подражая своим любимым людям, или тем, от кого они материально зависимы, или своим кумирам…
И наконец, успокоительный эффект сигареты на самом деле обусловлен лишь фактом того, что эта сигарета находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. И точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди, взрослые приходят в себя, беря в рот сигарету (на этом же основано известное средство от бессонницы, стакан теплого молока выпить на ночь через соломинку).
Но как бы то ни было, все эти удовольствия перекрываются одним: курить все-таки вредно.

В класс вбегает подросток, читает стихотворение В.Маяковского

Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу, как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Я порозовел и пополнел в лице.
Забыл и гриппы и кровать.
Граждане Вас интересует рецепт?
Открыть? Или … не открывать?
Граждане Вы утомились от ожиданья,
Готовы корить и крыть.
НЕ волнуйтесь, сообщаю:
Граждане –
Я
Сегодня – бросил курить!

Мне бы очень хотелось, чтобы после сегодняшнего урока вы очень серьезно задумались над тем, стоит курить или нет? Есть ли от этого какая либо польза?
Закончить урок мне бы хотелось легендой:

Однажды мудрый старец, увидев, как торговец рекламирует листья табака,  сказал людям: «Этот «божий» лист приносит человеку огромную пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состариться» И после пояснил свои слова: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, собака не укусит его, потому что он ослабнет, и будет ходить с палкой, и, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым.