Система визуальных тренировок в ДОУ для детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время практически невозможно найти человек, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций, настолько привычным для нас стало это явление. А вот  ребенок  в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным. Абсолютно здоровый ребенок должен смотреть на мир своими глазами, и понятие «здоровый ребенок» подразумевает, что все его системы и органы функционируют нормально.

По данным современной статистики, в нашей стране почти каждый третий ребенок школьного возраста уже имеет проблемы со зрением. Однако врачи утверждают, что большинство детей рождается со здоровыми глазами и только не более 2% новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения.

Специалисты  отмечают небывалый рост числа глазных заболеваний у детей на ранних этапах онтогенеза, вызванных неблагоприятной средой обитания, гиподинамией, появлением компьютеров и других благ современной цивилизации, изменением рациона питания и появлением продуктов генной инженерии. Пути решение данной проблемы заключаются в профилактики и лечении нарушений зрения у детей дошкольного возраста.

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная система тренировок включает в себя значительное количество методов, естественным путем укрепляющих зрительную систему.

Одни методы снижают зрительное напряжение и обеспечивают быстрое поступление питательных веществ к тканям глаз, другие улучшают координацию глаз, усиливают фокусирующую силу глаз и улучшают зрение.

Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) предполагает более безопасный и эффективный способ улучшения зрения по сравнению с хирургическим вмешательством, ношением очком или ношением окклюзии. Таким образом, система визуальных тренировок – это комплексы упражнений для глаз различной направленности.

Цели тренировки зрения могут различаться в следующих пределах:

– улучшение зрения и ношение менее сильных очков;
– усиление фокусирующей силы глаз;
– остановка дальнейшего ухудшения зрения;
– возможность легко рассмотреть любой объект на различных расстояниях;
– устранение компьютерной астенопии.

Система визуальных тренировок является необходимой для использования  в группах детей с нарушением зрения на этапах медицинской коррекции.

Лечение выполняется последовательно и сводится к следующему:

– соблюдению гигиенических требований по режиму зрительной работы на близком расстоянии;
– назначению витаминов внутрь и медикаментов общеукрепляющего действия;
– подбору и выписке корригирующих аметропию стекол с периодической проверкой рефракции (каждые 6 месяцев) и, при необходимости их замене;
– при амблиопии – к проведению комплексов упражнений, направленных на улучшение остроты зрения (плеоптическое лечение);
– проведению упражнений, направленных на улучшение фузии и восстановлению бинокулярного зрения (ортоптическое лечение).

В период проведение плеоптического лечения рекомендуются следующие игры и упражнения:

– обводка через кальку контурных изображений;
– нанизывание бус;
– сличение изображений;
– классификация предметов;
– игры-лабиринты;
– использование электрифицированных игрушек;
– составление разрезанного на части изображения.

В период подготовки к ортоптическому лечению  и в период его проведения рекомендуется проводить:

– составление разрезанного на части изображения;
– выделение из фона замаскированного объекта;
– опознание изображения по какой-либо отдельной части;
– опознание перевернутых, зашумленных изображений.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, являются физминутки для глаз. После длительной зрительной нагрузки у детей могут появиться следующие симптомы: расплывчатое иди двоящееся изображения предметов; головная боль; чувство усталости, сухости, покраснения, боли в глазах; снижение концентрации и остроты зрения. Чтобы избежать, описанные выше, состояния зрительного анализатора необходимо своевременно проводить физминутку. Ее цель – обеспечить кратковременный отдых для глаз посредством простых и доступных всем упражнениям. Эффективность физминутки объясняется тем, что при выполнении специально подобранных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимается напряжение с глазных мышц, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функции зрения нормализуются. Благотворное влияние физминутки на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора отмечено после 3 – 5 минут зрительной работы у слабовидящих детей, а у детей с косоглазием после 5 – 7 минут непрерывной зрительной нагрузки. Длительность физминутки составляет от 2 до 5 минут.

Современные ученые Э.Д.Рубан [11,283], Л.Б.Шереминская, Г.Г.Демирчоглян [3,160] и др. предлагают следующие методы визуальной терапии:

для лечения близорукости:

– стимуляция светом:

Соляризация. Свет приводит к вибрации глаз под веками, автоматически уменьшая напряжения мышц. Необходимо снять очки. Первое время принимать солнечные ванны нужно с закрытыми глазами, делая по 2 поворота на солнце и по 4 в тень. Сразу после соляризации можно сделать пальминг, по времени – в 2 раза дольше. В дальнейшем, ребенок встает на край густой тени, поставив одну ногу на теневой участок, а другую – на освещенный ярким светом. Закрыв глаза, он должен сделать глубокий вдох и поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через неосвещенный участок и участок, на который падает солнечный свет. Время поворота 7 – 10 секунд.

Делать соляризацию можно и через оконное стекло. Стекло, в данном случае, не служит каким-либо препятствием. Яркость – вот что дает отдых и укрепляет глаза.

Стимуляцию глаз светом можно осуществить и при использовании лампы в 100 Вт. Ребенок садится от лампы на расстоянии около 1 м, закрывает глаза. С каждым сеансом передвигать лампу нужно на несколько сантиметров ближе, но не ближе чем на 20 см от глаз. Свет лампы должен приятно согревать глаза, а не слепить их (смотреть на прямые лучи света нельзя). Необходимо поворачивать голову из стороны в сторону, с тем, чтобы каждый глаз получал равномерное количество света и тепла.

– Температурное воздействие. Необходимо взять 2 чистых мягких куска ткани. Погрузить один конец ткани в горячую воду (до 400), отжать ее и приложить к глазам, прижав на 1 минуту. Вслед за этим прикладывается другой конец ткани (комнатная температура). Проделывать данное упражнение необходимо три раза, а затем вытереть глаза насухо.

– Достаточно легким способом достижения расслабления и отдыха глаз является состояние с закрытыми глазами, т.е. пальминг. Глаза закрываются. Одна ладонь накладывается на другую крест-накрест так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. При этом необходимо полное исключение света и исключение какого-либо давления на глаза.  Упражнение выполняется в положении «лежа» или «сидя». В случае выбора положения «сидя» локти опираются на стол, либо на лежащую, на коленях подушечку. Для наилучшего расслабления детей педагог может включить спокойную музыку.

– Перефокусировка взгляда (метка на стекле). Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2 – 3 мм. Вдали от линии взора дошкольник отмечает для фиксации какой-либо предмет, затем поочередно переводит взор с метки на этот предмет. Время фиксации – 3 секунды.

– Вращение глазами. При выполнении данного упражнения  необходимо принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными. Голова все время остается неподвижной. Сначала необходимо научить ребенка совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков.

– Моргание  «Бабочка». Дыхание медленное и глубокое. На вдохе малышу предлагают открыть глаз, на выдохе – быстро поморгать. Примерный ориентир частоты моргания: на протяжении 10 секунд ребенок должен моргать 2 – 4 раза. При моргании расслабляются напряженные мышцы глаза, что улучшает зрение.

– Массаж глаз:

а) выполняется сидя. Закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты;
б) тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки в течение 1 – 2 секунд. Затем, снять пальцы с век. Повторить 5 раз.
в) крепко зажмурить глаза в течение 3 – 5 секунд. Затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 7 – 8 минут.

– Точечный массаж глаз:

Рекомендуется массаж следующих точек:

а) точка под лобной костью с внутренней стороны бровей;
б) точки на переносице;
в) кончиками указательных пальцев массировать скулы на расстоянии в толщину одного пальца от носа;
г) круговыми движениями массировать участки глаз, начиная с точек под бровями, затем брови, продвигаясь к краям, под глазами.

Для лечения дальнозоркости:

Используются те же упражнения, а так же

Упражнения с рисунками. Рекомендуется расположить рисунок вне зоны четкой видимости. Ребенок должен смотреть на черные концы рисунка. Расслабить глаза и обводить ими рисунок по контуру.

При астигматизме:

В работе с детьми, имеющими данное нарушение, используются те же упражнения, кроме упражнения «перефокусировки взгляда».

При косоглазии:

Применяются те же упражнения, а так же повороты.

Первый закон зрения – движение.

Большие повороты. Ребенок должен встать, расставив ступни ног на ширину плеч и обратившись лицом к одной из стен. Отрывая немного левую ногу от пола, он одновременно поворачивает плечи, голову и глаз вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой малыш был обращен лицом. Затем, по описанной схеме осуществляется поворот в другую сторону. При этом необходимо контролировать, что бы голова и глаза двигались вместе с плечами.

Пальцевые повороты. Это упражнение – первый шаг на пути ликвидации напряженного состояния глаз. Указательный палец любой руки ставится перед носом. Необходимо плавно поворачивать голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него.

Все предложенные выше физминутки подходят для детей старшего дошкольного возраста, с малышами можно проводить игры-упражнения, подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

– обучение пальмингу проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т.д.;
– обучение техники моргания: «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т.д.;
– обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т.д.;
– обучение перефокусировки взгляда: «Смотри ближе – смотри дальше», «Расскажи, что близко, что далеко», «Расскажи, что высоко, что низко».

Обязательным компонентом коррекционной работы я детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день по 3 – 5 минут перед зрительной нагрузкой с целью активизации зрительных функций.

Упражнения для глаз:

  • Укрепляют глазные мышцы. Глаза получают возможность свободно двигаться.
  • Глазные мышцы становятся эластичными и гибкими;
  • Упражнения активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода.

Гимнастика может проводится по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, чистоговорок, с использованием предметов. Показывать предмет для зрительной гимнастики необходимо в медленном темпе, чтобы ребенок проследил движение предмета. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвет с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети  с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.

Кроме практических преимуществ, жизнь без очков имеет и другие достоинства. Зрение является одной из важнейших сенсорных систем. С его помощью дети получают основную массу знаний об окружающем мире. Воздвигая искусственный барьер между глазами и окружающим миром, мы вмешиваемся в естественный процесс восприятия. А если искажается восприятие окружающего мира, искажается и отношение к жизни, своему поведению, системе ценностей и убеждений.

Когда зрение улучшается, положительные изменения наблюдаются и в личностных качествах ребенка, раскрывается его скрытый потенциал.

Литература:

  1. Барнс Джонатан «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса». – Минск, «Попурри», 2007. – 160 с.
  2. Бейтс У.Г. «Как обрести хорошее зрение без очков». – Санкт-Петербург, 2004. – 320 с.
  3. Демирчоглян Г.Г. «Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей». – Москва, «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 160 с., илл.
  4. Епифанцева Т.Б. «Настольная книга педагога-дефектолога». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
  5. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией», Москва: ВОС, 1989. – 53с.
  6. Лапп Е.А. «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения», Москва: «Сфера», 2006. – 265с.
  7. Минаева М.В. «Защита зрения у детей», Москва: «Миклош», 2006. – 128с.
  8. Панков О.П. «Очки-убийцы», Москва: «Метафора», 2005. – 240с., илл.
  9. Плаксина Л.И. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида», Москва, 1997.
  10. Раманантата «Упражнения йоги для глаз», Москва: «ФАИР-ПРЕСС», 2005. – 192с., илл.
  11. Рубан Э.Д., Шереминская Л.Г. «Как снять очки-убийцы», Москва «Эксмо», 2007. – 25с.
  12. Рубан Э.Д. «Мой ребенок носит очки! Профилактика и коррекция зрения у детей». Ростов-на-Дону «Феникс», 2008. – 283с.