Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Форма проведения: общественный смотр знаний учащихся с применением компьютера.
Девиз урока: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев…». Д. И. Менделеев
Продолжительность: 2 часа.
Задачи урока
- Образовательная: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли; типы химических реакций; химические свойства изученных веществ; проконтролировать умения составлять уравнения химических реакций, определять их тип.
- Развивающие. Формирование и развитие образовательных компетенций:
- учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
- коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; умение вести записи в тетради; организовывать и анализировать собственную деятельность;
- информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.
- Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.
- Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Планируемые результаты обучения
Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:
- определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли;
- типов химических реакций по количеству исходных и получившихся веществ: соединения, разложения, замещения, обмена;
- химических свойств оксидов, кислот, оснований, солей;
специальные умения:
- классифицировать вещества по составу;
- называть неорганические вещества;
- составлять уравнения, характерные для оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять тип химической реакции;
- проводить несложные реакции, подтверждающие химические свойства веществ, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами, и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
общие учебные умения:
- планировать и регулировать свою учебную деятельность;
- проводить самооценку;
- коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради).
- применять знания в нестандартных ситуациях (игра, компьютерный вариант тестирования, кроссворд).
Уровень сложности. Темп урока высокий, учащимся предстоит выполнить много заданий различного характера, самим регулировать свою деятельность. Урок разработан для детей возрастной нормы, с достаточным уровнем мотивации и общих учебных и организационных умений и навыков, требует предварительной подготовки учителя и учащихся. Урок можно корректировать в зависимости от уровня учебных возможностей, мотивации учащихся и материальной базы. Например, кроссворды выдать учащимся в качестве домашнего задания, исключить некоторые этапы урока. СD-диск предоставляет варианты проверочных и контрольных работ различного уровня сложности.
Место проведения: кабинеты химии и информатики. Возможны два варианта проведения урока: 1 вариант: 1 урок – в кабинете химии; 2-й урок – в кабинете информатики (если класс большой, желательно два кабинета);
2 вариант: класс делится на подгруппы. Первые три этапа учащиеся проходят в кабинете химии, затем 2-я подгруппа переходит в кабинет информатики, на перемене подгруппы меняются кабинетами. Движение учащихся по школе осуществляется под руководством лаборанта.
Подготовка к уроку
Уроку предшествует большая подготовка. На урок приглашаются учителя, родители и старшеклассники в качестве помощников. Необходимо заранее поставить в известность родителей о предстоящем зачете. К уроку необходимо подготовить:
1. Лист учета знаний учащихся по теме < рисунок 1>. Учащимся выдается лист учета, на котором написаны все требования по подготовке к уроку. На протяжении изучения темы учитель целенаправленно готовит учащихся к зачету.
2. Маршрутный лист учащиеся получают перед уроком и вносят в него оценки, которые они получают во время зачета < рисунок 1>.
3. Техническая подготовка. Для проведения урока используются CD-диски:
- СD- диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. - М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2002. (рисунок 3). На компьютеры устанавливается игра «Химическая защита». Можно скачать игру «По оксидам - пли!», школьники устанавливают игру на домашних компьютерах и тренируются заранее;
- СD -1С Школа. ХИМИЯ. 8 класс. Интерактивный модульный курс. – Под редакцией А.К. Ахлебина.- М.: ЗАО «1 С». – 2004. (рисунок 3).
- Компьютер и проектор для демонстрации презентации в кабинете химии;
- Презентация в Power Point
4. Подготовка кабинета химии. Мебель в кабинете расставляется так, чтобы учащиеся во время урока могли двигаться свободно. Если ожидается много гостей, то можно первую часть урока проводить в актовом зале.
5. Организация работы жюри. Членами жюри могут быть учителя, старшеклассники (6-8 человек). Учеников, которые будут проверять ответы восьмиклассников, нужно предварительно подготовить, объяснить критерии оценивания.
6. Оборудование и реактивы. На столах учащихся реактивы и оборудование для решения экспериментальных задач и листочки для записей.
Вариант 1. Задание. Идентифицировать кислоту и щелочь. Реактивы: индикаторы, растворы кислоты и щелочи (№ 1, № 2).
Вариант 2. Задание. Как химическим способом снять ржавчину с предмета? (В пробирке № 1 находится гидроксид железа (III) – основной компонент ржавчины). Реактивы: гидроксид железа (III), серная кислота.
Реактивы и оборудование для демонстрационного опыта «Взрыв гремучего газа».
8. Награждения. Подготовить грамоты или благодарности ученикам, которые сдадут зачет успешно, все этапы пройдут на «5», примерно с таким содержанием: «Награждается ученик (ца) 8 а класса – победитель общественного смотра знания по химии».
9. Кроссворды – вариативная часть урока, они нужны для того, чтобы занять учеников, которые быстро справились с заданиями или ожидают очереди ответа у доски. Для детей, которые работают в медленном темпе, можно предложить их в качестве домашнего задания.
Этапы урока
1 часть. Кабинет химии
- Целеполагание.
- Химическая разминка.
- Лабораторный опыт.
- Проверка знаний определений
- Устный ответ у доски.
2 часть. Кабинет информатики
- Проверочная работа
- Игра «По оксидам пли!»
- Кроссворд
Первая часть урока проходит в кабинете химии.
Учащиеся одновременно проходят первые три этапа, затем часть из них выходит к доске и отвечает на вопрос: «Каковы химические свойства основных классов неорганических соединений?», другая часть учащихся отвечает устные определения членам жюри. Школьники, у которых остается время, приступают к заполнению кроссворда.
Второй урок проходит в кабинете информатики. Проверочная работа и игра «Химическая защита».
Все результаты учащиеся заносят в лист учета и маршрутный лист.
Структура урока
1 часть
I. Целеполагание
осуществляется задолго до урока, это: настрой учащихся, работа с листами учета, самооценка.
Учитель. (Слайд 1). Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников общественного смотра знаний: гостей, членов жюри и, конечно же, учеников, которые приложили немало усилий, чтобы овладеть первоначальными знаниями о веществах. Мы проводим урок в необычной форме, и я надеюсь, что продемонстрируем высокий уровень знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Постановка цели. (Слайд 2). Цель урока: выяснить, насколько хорошо мы усвоили понятия темы, это важно для дальнейшего изучения химии. Сегодня нам предстоит большая работа (слайд 3) и очень важно правильно организовать свой маршрут. Постарайтесь успеть все! Перед вами маршрутный лист, на котором написаны все этапы урока. Не забывайте вносить в него оценки, которые вы получите. В итоге комиссия выявит победителя – лучшего химика – героя урока!
Прошло всего полгода, как мы начали изучать химию. За это время мы многому научились. Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, и хотелось бы посвятить урок великой дате. Жизнь ученого - образец неустанного трудолюбия. “Он не любил, когда его называли гением. Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений”. Готовясь к уроку, немало потрудились и вы. Желаю всем успеха!
II. Активация знаний учащихся
- Разминка. Фронтальная работа с классом. Задание. Назовите вещества и укажите класс, к которому они относятся. (Слайды 4,5,6,7).
III. Проверка знаний учащихся
- Химический диктант. Написать формулы веществ под диктовку учителя и указать, к какому классу они относятся. Диктант оформляется на листочках и сдается жюри на проверку.
- Лабораторный опыт. Химия – наука экспериментальная. Дмитрий Иванович считал, что «Опыт – кратчайший путь познания истины» (слайд 8). Предлагаю вам продемонстрировать свои умения проводить лабораторный опыт. Задание перед вами, прочитайте внимательно, выполните опыт, кратко опишите его и сдайте на проверку. Соблюдайте правила обращения с реактивами: все опыты проводим на расстоянии полусогнутой руки, над растворами не наклоняемся, соблюдаем осторожность. Время выполнения – 5 минут.
Учитель. Мы вместе прошли два этапа урока. Теперь каждый движется самостоятельно. 5 учеников идут к доске, остальные отвечают определения членам жюри и заполняют кроссворд. Ваша задача – пройти все три этапа за оставшееся время урока.
- Устный ответ у доски. Задание. Написать уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. (Для учащихся самый трудный этап урока, необходимо выслушать каждого).
Задание жюри
- Проверка диктанта
- Проверка лабораторного опыта
- Проверка ведения тетрадей
- Проверка знаний определений.
4. Подведение итогов.
В конце первого урока подводятся итоги. Жюри называет оценки, ученики оформляют маршрутные листы, учитель благодарит за работу. Учащиеся переходят в кабинет информатики.
2 часть
Учитель. Поздравляю вас с выполнением заданий и желаю дальнейших успехов. Время работы за компьютером – 20 минут. Ваша задача – пройти игру и выполнить проверочную работу. Игра требует внимания и умений определять классовую принадлежность веществ. На оценку «5» достаточно пройти пять этапов игры.
5. Игра «Химическая защита».
(СD- диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. - М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2002).
Игра очень нравится ученикам. Так как время на уроке ограничено, можно пройти только три или пять этапов. Прохождение трех уровней игры занимает около пяти минут, 5 уровней – 7 минут. В целях экономии времени регистрироваться не нужно. Консультанты следят за ходом игры и вручают игрокам жетоны.
6. Проверочная работа проводится по вариантам (4 варианта - рис. 9,10,11,12)
Учитель. После игры беремся за дело – выполняем проверочную работу. (CD-диск.1С Школа. ХИМИЯ. 8 класс. Интерактивный модульный курс. – Под редакцией А.К. Ахлебина.- М.: ЗАО «1 С». – 2004). У вас в запасе – 15 минут. Вы можете сразу приступить к выполнению теста или сначала пройти тренажер, а потом выполнить работу. Время выполнения проверочной работы – 10 минут. Номер варианта написан на карточке. У вас есть право выбора. Проверочная работа представлена в двух уровнях сложности (рис. 13). После выполнения работы отправляете результат на печать (рис. 14). (Если нет возможности распечатки, учащиеся записывают результат в маршрутный лист).
7. Подведение итогов урока
Учитель. Для подведения итогов урока проходим в кабинет химии. Наш урок подходит к завершению. Вы славно потрудились! Кто стал героем нашего урока? Кто прошел все этапы урока на «Отлично»?
Награждение. Поздравляем победителя общественного смотра знаний! Героями общественного смотра знаний учащихся 8а класса стали ....... (председатель жюри вручает грамоты).
Учитель. Дорогие мои ученики! Дмитрий Иванович был не только ученым, но и хорошим педагогом и любящим, требовательным отцом, он говорил своим детям: «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача — не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу». Если вы не стали героем сегодня, и что-то у вас не получилось, так как хотелось, не огорчайтесь, изучение химии продолжается! (Слайд 9).
Прошу сдать маршрутные листы, кроссворды. Если вы не успели выполнить кроссворд, его можно заполнить дома. А сейчас два небольших сюрприза (если позволяет время).
8. Cюрприз №1. Видеоопыты.
СD- диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. - М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2002. (рисунок 3).
1. Знаете ли вы о том, что вода может гореть? При каких условиях?
У нас есть уникальная возможность увидеть это (слайд 10).
Видеоопыт «Горение воды в атмосфере фтора».
2. Верна ли поговорка «Нет дыма без огня»? (слайд 11).
Видеоопыт «Взаимодействие аммиака с хлороводородом».
Cюрприз №2. Взрыв гремучего газа или другой эффектный занимательный опыт.
Рефлексия. Напишите краткий отзыв об уроке, пожелания: себе и учителю.
Учитель. Благодарю всех за труд! Заканчиваю урок словами Дмитрия Ивановича «Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей...» Благодарю всех за сотрудничество и хорошую подготовку к уроку!
После урока учитель проверяет заполнение маршрутных листов, записывает слова благодарности, замечания, пожелания. Ученики вкладывают листы с оценками в дневник. На основе анализа урока учитель планирует дальнейшую работу по коррекции знаний.
Список литературы
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.
- Учебник. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
Другие ресурсы
- СD- диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. - М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2002.
- СD -1С Школа. ХИМИЯ. 8 класс. Интерактивный модульный курс. – Под редакцией А.К.Ахлебина.- М.: ЗАО «1 С». – 2004.