Проверка и оценка знаний при безотметочной системе обучения

Разделы: Начальная школа


Профессиональное мастерство учителя во многом определяется тем, насколько он владеет методикой проверки и оценки работы своих учеников на уроке. Психологическое воздействие школьной оценки на ученика настолько велико, что под его влиянием нередко искажается развитие личности, формирование межличностных отношений в классе.

Внутреннее развитие, самосовершенствование – основная цель учебного процесса. Под влиянием обучения у детей формируется внимание, память, умственные операции. Но еще долго произвольное внимание остается неустойчивым и быстро рассеивается. Объем памяти мал. Многие дети с трудом включаются в организованную коллективную деятельность, хотя способности к такой деятельности есть. Все эти необходимые для учения качества и свойства формируются успешно, но в разном темпе у разных учащихся. Умения учиться, структура учебно–познавательной деятельности формируются также неравномерно. Все это является веской причиной того, что в первом классе дети обучаются без отметок. Поэтому учителю приходится овладевать непростой методикой качественной оценки деятельности учащихся.

В свое время еще В.А.Сухомлинский писал: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жестокий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит, - детям непонятно. Ведь не может 7-летний ребенок понять зависимость оценки своего труда от личных усилий – для него это пока непостижимо».

Отсутствие цифровой отметки не освобождает учителя от разработки системы поощрения и порицания в учебном процессе. Я в своей практике большее предпочтение отдаю мерам поощрения. Цель – превратить оценки из наказания за лень и нерадивость в вознаграждение за трудолюбие. Первоклассники очень эмоциональны, искренни в проявлении своих чувств и вместе с тем легкоранимы и обидчивы. В связи с этим в оценочной деятельности учитываю индивидуальные особенности ребенка, отношения, которые складываются у него с одноклассниками, взаимоотношения в семье.

Нередко дети в этом возрасте склонны дружить с теми, кого больше хвалят, проявляют недружелюбие к тем, кого поругали, наказали. Поэтому очень важно ровное отношение ко всем ученикам, без выделения «хороших» и «плохих».

В период первых шагов формирования учебно-познавательной деятельности детей нельзя скупиться на похвалу, одобрение поддержку. Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. Ребенок учится, прилагает огромные усилия, чтобы овладеть новым для него способом деятельности.

В силу возрастных особенностей ученики первого класса не понимают объективного смысла обучения, не могут осознать истинной цели учения как продвижения в развитии, овладении способами деятельности. Любой ответ на уроке, даже невпопад, является для них поводом для оценки, причем оценки положительной. Однако здесь следует соблюдать меру и объективность. Нельзя за каждый, даже односложный ответ говорить: «Молодец», «Умница», «Хорошо». Поощрение, похвала являются ведущей формой стимуляции активности в учении, но должны быть всегда обоснованными и не чрезмерными. Одного ребенка похвала побуждает к добросовестной дальнейшей работе на уроке. Другого - сбивает с ритма. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ребенка хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы.

При устных видах деятельности анализирую качество ответа ученика, указываю недостатки, разъясняю, как их исправить. Здесь также применяются различные формы поощрения, в том числе с использованием игровых элементов.

Очень осторожно использую при оценке приемы сравнения ученических работ и ответов. Если урок заканчивается оформлением выставки, то выставляются все без исключения работы учащихся. Безусловно, ошибки и некачественное выполнение задания без внимания не оставляю, но действую не с общей негативной оценки, а в рекомендательном плане – что и как нужно улучшить в работе. В основе лежит объективный признак – сравнение с образцом. При выполнении письменных и практических работ на основе сравнения с заданным образцом формирую у учащихся самооценку и самоконтроль. Правда, самооценка формируется непросто. Наиболее доступные ее приемы заключаются в том, что дети выбирают «самую красивую» букву, цифру из написанных в тетради и подчеркивают, ориентируясь на образец.

Оценка, форма ее выражения должны быть такими, чтобы не будить соперничества, зависти, а побуждать работать дружно, помогая друг другу, сопереживая. Форма оценки служит для детей приятным ориентиром, показателем того, что дети работают правильно. Оценивая учебную работу каждого ребенка, не просто фиксирую результаты. Цель каждого оценочного действия - выяснить, насколько эффективно идет обучение.

В конце урока поощряю каждого ученика: одного за быстроту, правильную и четкую работу в течение всего урока; другого за то, что сегодня работал лучше, чем вчера; третьего за то, что не только сам хорошо выполнил задание, но и помог товарищу.

Оценка на уроке выполняет важную педагогическую функцию: выступает регулятором учения первоклассников. В этом смысле она тесно связана с проверкой. Отсутствие отметки в целом не снижает образовательного и воспитательного значения проверки и оценки как органических этапов учебного процесса. В результате проверки и оценки в любой момент времени могу судить о качестве усвоения учебного материала, выполнении программы. На основе проверки знаний вношу коррективы в свою работу, оцениваю преимущество определенных методических приемов.

Анализируя программный материал с точки зрения познавательных возможностей учащихся, делаю выводы, какой учебный материал, понятия, правила усваиваются с трудом, а что дается легче.

Все дети нуждаются в оценке их учебно-познавательной деятельности. Эту потребность с первых дней направляю в правильное русло, добиваясь, чтобы оценка была не только внешним стимулом, тем более единственным, а стала неотрывным компонентом учебно-познавательной деятельности.

По мере того как учащиеся начинают осознавать учебные задачи, овладевают учебными умениями, в том числе самоконтролем, форма оценочной деятельности на уроке меняется.

Как и в других классах, в первом классе проводятся текущая, тематическая и итоговая проверки и оценки знаний. Текущая проверка имеет свои особенности. Опрос чаще всего бывает фронтальным. Почти все время обучение здесь идет в форме вопросов и ответов. Нет домашних заданий, поэтому на опрос, как таковой, не отводится специального времени на уроке.

Усвоение нового материала тесно и органично сочетается с закреплением, повторением, проверкой и оценкой. Но на каждый урок готовлю систему контрольных вопросов, которые в полном объеме отражают требования к знаниям и умениям учащихся по данному уроку.

Тематическая проверка позволяет сделать вывод о систематизации материала, о степени усвоения обобщенных понятий, правил. В результате тематической проверки отмечаю количество детей, слабо усвоивших данную тему, анализирую свою работу и фиксирую типичные ошибки и затруднения учащихся. По результатам тематической проверки формулирую вероятные причины этих затруднений и намечаю пути их преодолений.

Итоговая проверка и итоговая оценка очень показательны. Они отражают результаты учебной дисциплины в целом, поэтому гарантируют большую объективность.

Педагогически правильно построенные проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся помогают формированию у них положительное отношение к учению, стимулирует на преодоление трудностей, стремление к успеху.