ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса “Орфография и пунктуация в письменном общении” рассчитана на учащихся 9-х классов. На курс отводится 16 часов (1 час в неделю).
Направленность. Данная программа направлена на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника.
Занятия элективного курса помогают подростку осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, учат школьника узнавать что-то новое и необычное о правилах правописания слов, постановке знаков препинания в предложении, находить новые пути решения трудных случаев написания орфограмм и пунктограмм.
Программа предусматривает изучение традиционных и самых трудных разделов школьного курса орфографии и пунктуации.
Отличительной особенностью данной программы является ее практическая направленность. Программа элективного курса построена на базе факультативного курса “Язык в речевом общении” (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И., 2003 г.), модифицирована на 75%. Все темы программы реализованы, но на изучение отдельных тем отводится меньшее количество часов, чем в авторской программе.
Актуальность. Необходимость изучения орфографии и пунктуации продиктована временем. Для каждого подростка вне зависимости от его завтрашней профессиональной службы важно овладеть языком, совершенствовать речевые умения, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни.
Цель программы: помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки в письменном общении.
Задачи:
- Повторить и систематизировать полученные ранее знания в области русского правописания.
- Познакомить учащихся с трудными случаями правописания слов и постановки знаков препинания, выходящими за рамки программы 9 класса.
- Усилить занимательность в обучении с целью преподнесения важных закономерностей письменной речи в более яркой , заостренной и запоминающейся форме.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- историю появления и развитие письменности;
- разделы русской орфографии;
- морфологический принцип написания слов;
- опознавательные признаки морфем;
- правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний;
- правописание сложных слов;
- различения частицы -не– и приставки -не-;
- разграничение на письме приставок и предлогов;
- смысловую роль знаков препинания;
- трудные пунктуационные случаи внутри простого предложения и между частями сложного предложения.
Уметь:
- выявлять опознавательные признаки орфограмм;
- выбирать правильную букву в морфеме, учитывая значение слова;
- использовать этимологический анализ слова при написании;
- предвидеть орфограмму, предугадать ее появление в письменной речи;
- работать с орфографическими и этимологическими словарями;
- развивать способность устанавливать зависимость.
- корректировать текст.
Теоретические знания дети получают в процессе лекций, практические – в процессе выполнения различных практических работ.
Окончательный контроль теоретических знаний и практических навыков предусматривается в форме зачета.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теоретич. |
практич. |
||||
1. | Устное и письменно общение между людьми | 2 |
1 |
1 |
зачет |
2. |
Разделы русской орфографии и принципы написания | 1 |
0,5 |
0,5 |
Контрольный словарный диктант |
3. |
Правописание морфем | 3 |
1 |
2 |
Работа по карточкам и перфокартам |
4. |
Слитые, дефисные и раздельные написания | 3 |
1 |
2 |
тестирование |
5. |
Употребление прописных и строчных букв | 2 |
1 |
1 |
Диктант “Проверь себя” |
6. |
Роль пунктуации в письменном общении | 3 |
1 |
2 |
тестирование |
7. |
Практические занятия | 2 |
2 |
зачет | |
Итого часов | 16 |
5,5 |
10,5 |
Литература для педагога
- Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 1994.
- Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Пособие для учителя. – М., 1985.
- Григорян Л.Т. Экспериментальны материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пунктуация. – М., 1996.
- Иванов В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1992.
- Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1987.
- Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 1986.
- Разумовская М.М. Методика орфографии // Основные методики русского языка в 5-9 классах. – 2-е издание перераб. – М., 1983 – С. 133-163.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). – М., 1995.
- Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. – М., 1995.
- Бучкина Б.З., Калькуляция Л.П. Сложные слова. – М., 1998.
Литература для учащихся
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся старших классов. – М., 1999.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся старших классов. – М., 1996.
- Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Пособие для учащихся. – М., 1994.
- Григорян Л.Т. Экспериментальны материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пунктуация. – М., 1996.
- Панов М.В. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-9 классов. – М., 1994.
- Рейне И.Н., Шапкин В.И. О трудности в орфографии и пунктуации: Пособие для учащихся. – С-Пб., 2001.