Программа элективного курса "Орфография и пунктуация в письменном общении"

Разделы: Русский язык


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса “Орфография и пунктуация в письменном общении” рассчитана на учащихся 9-х классов. На курс отводится 16 часов (1 час в неделю).

Направленность. Данная программа направлена на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника.

Занятия элективного курса помогают подростку осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, учат школьника узнавать что-то новое и необычное о правилах правописания слов, постановке знаков препинания в предложении, находить новые пути решения трудных случаев написания орфограмм и пунктограмм.

Программа предусматривает изучение традиционных и самых трудных разделов школьного курса орфографии и пунктуации.

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая направленность. Программа элективного курса построена на базе факультативного курса “Язык в речевом общении” (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И., 2003 г.), модифицирована на 75%. Все темы программы реализованы, но на изучение отдельных тем отводится меньшее количество часов, чем в авторской программе.

Актуальность. Необходимость изучения орфографии и пунктуации продиктована временем. Для каждого подростка вне зависимости от его завтрашней профессиональной службы важно овладеть языком, совершенствовать речевые умения, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни.

Цель программы: помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки в письменном общении.

Задачи:

  1. Повторить и систематизировать полученные ранее знания в области русского правописания.
  2. Познакомить учащихся с трудными случаями правописания слов и постановки знаков препинания, выходящими за рамки программы 9 класса.
  3. Усилить занимательность в обучении с целью преподнесения важных закономерностей письменной речи в более яркой , заостренной и запоминающейся форме.

К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • историю появления и развитие письменности;
  • разделы русской орфографии;
  • морфологический принцип написания слов;
  • опознавательные признаки морфем;
  • правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний;
  • правописание сложных слов;
  • различения частицы -не– и приставки -не-;
  • разграничение на письме приставок и предлогов;
  • смысловую роль знаков препинания;
  • трудные пунктуационные случаи внутри простого предложения и между частями сложного предложения.

Уметь:

  • выявлять опознавательные признаки орфограмм;
  • выбирать правильную букву в морфеме, учитывая значение слова;
  • использовать этимологический анализ слова при написании;
  • предвидеть орфограмму, предугадать ее появление в письменной речи;
  • работать с орфографическими и этимологическими словарями;
  • развивать способность устанавливать зависимость.

  • корректировать текст.

Теоретические знания дети получают в процессе лекций, практические – в процессе выполнения различных практических работ.

Окончательный контроль теоретических знаний и практических навыков предусматривается в форме зачета.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Формы контроля

теоретич.

практич.

1. Устное и письменно общение между людьми

2

1

1

зачет

2.

Разделы русской орфографии и принципы написания

1

0,5

0,5

Контрольный словарный диктант

3.

Правописание морфем

3

1

2

Работа по карточкам и перфокартам

4.

Слитые, дефисные и раздельные написания

3

1

2

тестирование

5.

Употребление прописных и строчных букв

2

1

1

Диктант “Проверь себя”

6.

Роль пунктуации в письменном общении

3

1

2

тестирование

7.

Практические занятия

2

 

2

зачет
Итого часов

16

5,5

10,5

 

Литература для педагога

  1. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 1994.
  2. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Пособие для учителя. – М., 1985.
  3. Григорян Л.Т. Экспериментальны материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пунктуация. – М., 1996.
  4. Иванов В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1992.
  5. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1987.
  6. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 1986.
  7. Разумовская М.М. Методика орфографии // Основные методики русского языка в 5-9 классах. – 2-е издание перераб. – М., 1983 – С. 133-163.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). – М., 1995.
  9. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. – М., 1995.
  10. Бучкина Б.З., Калькуляция Л.П. Сложные слова. – М., 1998.

Литература для учащихся

  1. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся старших классов. – М., 1999.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся старших классов. – М., 1996.
  3. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Пособие для учащихся. – М., 1994.
  4. Григорян Л.Т. Экспериментальны материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пунктуация. – М., 1996.
  5. Панов М.В. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-9 классов. – М., 1994.
  6. Рейне И.Н., Шапкин В.И. О трудности в орфографии и пунктуации: Пособие для учащихся. – С-Пб., 2001.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ