Использование народной педагогики в содержании предмета "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер.

Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.

Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в законе об образовании, педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре, воспитании и развитии школьников на народной основе народной художественной культуры. Особое значение имеет усвоение детьми сведений о природе, поведении, отражение их в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике. Традиции взаимодействия с природой уходят корнями в далёкое прошлое. В прежние времена полная зависимость от природы заставляла крестьянина изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерность и связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, наблюдений, знать которые полезно и нам. Знания передавались из поколения в поколение и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания. Широкие возможности для образования и воспитания учащихся представляет этнопедагогический материал. Привлечение пословиц, загадок к изучению природоведения обогащает учебный процесс. Благодаря умело включённым в канву урока пословицам природные явления представляются наглядно и образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к предмету. Пословицы учат подмечать закономерности в природных явлениях, содействуют развитию наблюдательности. При этом интересно сравнивать содержание пословицы с наблюдениями учащихся. Существуют пословицы – загадки, разгадывание которых всегда интересно школьникам. Например, изучая тему «Времена года. Весна» в классе, можно использовать пословицы: «Апрель с водой, май с травой»; «От грома к воде не уйдёшь» – можно связать с правилами поведения во время грозы. На уроке «Сезонные изменения в природе»: «Много снега – много хлеба», «Холоден сентябрь, да сыт» и т.д. Народом сложены пословицы буквально о каждом времени года, о каждом месяце.

Плодотворно используются воспитательные возможности этнопедагогического наследия с целью формирования бережного отношения детей к родной природе. Невозможно воспитать нравственного милосердного человека без горячей любви к людям, родине, родному краю, природе. В связи с этим свою задачу мы видим в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить культуру и исторические традиции "малой" родины и при этом дать учащимся сильное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовывать себя в жизни, быть адекватными миру и себе, развить в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека активное участие должны принимать все: и стар и млад, семья, школа, социальная среда. Основу народной педагогики составляет духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы. Начало начал – семья. Во все времена, все народы, независимо от верований, культур, учили детей брать пример с родителей. Да иначе и быть не может! Редко в семьях, сохранились какие – либо традиции; составить родовое древо могут некоторые, да и только 2-3 поколений. Естественно, все эти пробелы обязана восполнять школа. На уроке по теме «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», дети совместно с родителями изучают свою родословную, вспоминают поколения предков, фамилии, имена, отчества и составляют родовое дерево.

Введение национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для изучения и использования национально-культурных ценностей. Обращение учителей к традициям народной педагогики, критическое осмысление жизненного и педагогического опыта предшествующих поколений позволяют выявить наиболее эффективные средства и методы, способствующие гражданскому воспитанию молодого поколения, человека, знающего свою родословную, малую и большую Родину, уважающего и чтящего обычаи и традиции предков. При изучении темы «Природная зональность», говорить о традиционных промыслах и ремеслах, народном декоративно-прикладном искусстве.

При изучении темы: «Человек и прошлое человечества», можно провести ролевые игры с целью сформировать представление о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время; развивать воображение, историческое мышление; воспитывать уважение к делам наших предков и старинным обычаям. Для этого нужно провести подготовительную работу:

  1. Заранее дать задание: собрать сведения о местных старин­ных обычаях встречи Нового года и Рождества.
  2. Изготовить народные костюмы, разучить колядки, народные песни.
  3. Подготовить декорации, презентации к уроку, экспозицию школьного музея «Предметы старины».
  4. Разучить колядки, стихи.

Учащиеся при подготовке к этому уроку должны провести большую исследовательскую работу по изучению народных традиций России.

Таким образом, опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность коллективизм, чувства дружбы, товарищества. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Невозможно воспитать нравственного милосердного человека без горячей любви к людям, родине, родному краю, природе. Считаем, что именно школа должна начинать работу по восстановлению утраченных связей, учить чуткости в общении с природой, пониманию взаимоотношений в ней, приобщать к культуре, а также развивать такие качества, как наблюдательность, стремление объяснить природные явления, необходимые в дальнейшем для полноценного усвоения систематических курсов физики, химии, биологии.

Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества.