Творческая мастерская как одна из форм деятельности литературно-творческого клуба

Разделы: Внеклассная работа


В современных условиях, когда наблюдается значительное снижение интереса к литературе, к поэзии, вообще к чтению, когда уроки литературы из-за перегруженности программ перестали быть привлекательными для основной массы учащихся, когда отменили обязательное для всех обязательное экзаменационное сочинение, когда потребительское отношение к жизни вытесняет стремление к творчеству, к созиданию, попытка пробудить творческие силы в детских душах очень важна. И сделать это можно только путём ненавязчивого, постепенного и хорошо продуманного вовлечения детей в посильное и интересное для них творчество. Ведь творчество – глубочайшая потребность нашей психики, самопроявление человеческой индивидуальности, когда устанавливается гармония всех способностей личности.

Одной из самых продуктивных форм внеклассной работы по литературе является кружок или клуб, так как именно учение с увлечением, учение без принуждения может принести ребёнку радость открытия мира, открытия своего «я», пробуждает личностное самосознание, интерес к окружающему миру, пробуждая, а порой и создавая эстетические потребности учеников, то есть учит жить и мыслить творчески, проявляя творческий подход в любом деле

Клубная деятельность способствует успешной социализации и личностному развитию ребёнка, поскольку ориентирует детей на гуманистические ценности, развивает толерантность к различным мнениям, формирует активность, гражданскую позицию, социальные и нравственные убеждения, развивает креативность как способность к нестандартному мышлению. Очень важно для учащихся существование неформального круга общения, создание микрокультуры, атмосферы сотрудничества и психологического комфорта. Важно, чтобы занятия проходили в красивом, уютном помещении. Это может быть классная комната, но специально заранее приготовленная, оформленная в соответствии с темой предстоящего занятия. Важно, чтобы дети не сидели, как на уроке, глядя в затылок друг другу, а смотрели бы в лицо товарищам, чувствовали себя в одинаковом положении. С этой целью можно расставить парты по кругу, образуя «круглый стол». Важно при этом, чтобы учитель находился на равном положении с учениками, а не возвышался над ними.

Желательно также, чтобы занятия проходили в удобное для детей время, лучше всего в выходной день или накануне его, когда не надо никуда торопиться. Занятия клуба проводятся один раз в неделю . Как правило, работа длится два – два с половиной часа

Состав участников разновозрастной, но в большинстве случаев это является не помехой, а напротив, преимуществом такой организации работы. Возраст не является барьером для общения и сотрудничества детей, а делает их более плодотворными и интересными. Старшеклассники имеют преимущество в знаниях, умениях и навыках, но творческие способности, развитое воображение и фантазия, искренность, без которых невозможно творчество, являются преимуществом младших школьников. В процессе взаимодействия происходит обогащение и развитие и тех и других. Возникает диалог всех возможных точек зрения, что очень важно. Практикуется работа в малых группах, обеспечивающая эмоциональное благополучие ребёнка, его «открытость» для творчества и инициативы.

Описание творческой мастерской «Погружение в тему»

С течением времени в моей практике сложился такой тип занятий, который можно было бы условно назвать «Погружение в тему».

Как правило, это занятие, посвящённое работе над какой-либо темой, активизирует познавательные интересы ребят, сосредотачивает внимание на определённом вопросе, знакомит учащихся с творческими приёмами и является толчком к дальнейшему самостоятельному творчеству По технологии это так называемая «педагогическая мастерская», Я же называю это творческой мастерской. Вот как выглядит алгоритм работы над темой на подобных занятиях:

Разминка. С неё начинается почти каждое занятие. Цель разминки – активизировать детей, настроить их на предстоящую работу, создать хорошее настроение. На этом этапе преобладают репродуктивные задания, например, выразительно прочитать наизусть несколько стихотворных строчек на какую-либо тему («Аукцион стихов») или определить на слух стихотворный размер, характер рифмовки, назвать имя автора процитированного произведения, дать определение тропам и т.п. Можно предложить учащимся тестовые задания по теории литературы. Всё зависит от темы и цели занятия.

Примеры заданий, направленных на актуализацию и обогащение знаний учащихся:

Задание

Закончите предложения, используя материалы набора:

а)________ - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь;
б)________ - предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества;
в)________ - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования;
г)________ - проходящие через художественное произведение , творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения;
д)________ - душевное переживание, чувство

Набор: проблема, эмоция, тема, мотив, идея

Задание

Выберите нужные слова из набора.

а) ________ - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.
б) _______ - созвучие концов стихотворных строк;
в) _______ - стих или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении.
г) ______ - воодушевление, подъём,, энтузиазм.
д) ______ - в стихотворном произведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая
несколько стихов.
е) _______ - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

Набор: баллада, рифма, эпиграф, афоризм, строфа, цитата, пафос, сатира, катрен, рефрен, элегия, чувство.

Задание

Найдите правильные ответы

1. Образность выражения «тревожное чувство» основана на использовании:
а) сравнения; б) метонимии; в) эпитета; г) гиперболы

2. Группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, называется:
а) размер; б) строфа; в) сонет; г) стихотворение

3. Повтор согласных звуков – это:
а) аллегория; б) анапест; в) ассонанс; г) аллитерация

4. Трёхсложный размер с ударением на первом слоге называется
а) дактиль; б) ямб; в) анапест; г) амфибрахий

Задание:

В строфе

Люблю я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон,
Люблю её за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времён!

автор использует:

а) хорей; б) ямб; в) дактиль; г) анапест

Задание:

«Гаснут краски лета – льют дожди в моей душе» - общность состояний природы и человека автор передаёт с помощью:
а) смыслового параллелизма; б) градации; в) сравнения); г) антитезы

Задание:

Слово «элегический» обозначает:
а) весёлый; б) грустный; в) таинственный; г) иносказательный

«Живая прелесть былого – угрюмая тень грядущего» - образность этого выражения основывается на использовании:
а) сравнения; б) инверсии; в) градации; г) антитезы

Большую пользу для активизации детей в начале занятия , для развития мышления, фантазии играют задания, проводимые в занимательной форме. Они помогают превратить даже сложные задания в интересную игру.

Примеры заданий на развитие дивергентных функций: Игра «Угадайка»

В «волшебной» шкатулке спрятан предмет. Шкатулка откроется, если кто-то из детей отгадает, что в ней лежит. Чтобы отгадать, что лежит в шкатулке, они могут задавать любые вопросы ведущему, на которые он может дать ответ «да» или «нет». Вопросы детей показывают уровень и интенсивность проявления любознательности ребёнка, гибкость или ригидность, оригинальность или банальность его мысли. Это позволяет обнаружить значительные индивидуальные различия между детьми. Для того чтобы задать вопрос, надо увидеть своё незнание, то есть быть чувствительным к проблеме. Именно эта чувствительность к проблеме во многом определяет способность к порождению новых идей, способность к творчеству. Кроме того они должны внимательно слушать вопросы других ребят и ответы ведущего, чтобы не задавать лишних вопросов

Игра «Подскажи словечко!»:

Задание:

За одну минуту подберите как можно больше рифм к словам

Розы (мимозы, морозы, угрозы, позы, козы, дозы, лозы…)
Свет (цвет, балет, карет, примет, монет, Фет, обед, обет ,ответ, сонет, букет, пикет, сонет)
День (лень, сень, тень, пень, надень, дребедень, тюлень, олень, бюллетень, ревень, ремень, плетень, курень, кремень…)

Данное задание можно разнообразить, несколько изменив условия.

Чтобы оживить игру, можно использовать детский мяч. Ведущий называет слово и бросает мяч одному из участников игры, сидящих или стоящих по кругу. Игрок должен быстро вернуть мяч ведущему, назвав при этом слово в рифму. Если подходящее слово не найдено, участник временно выбывает из игры, побеждает самый находчивый, который продержится дольше всех.

Игра «Что на что похоже?» ( На что похоже семечко подсолнуха? – На клюв, зуб, скалу, зрачок кошки). Учитывается, кто предложит более интересный и точный вариант или кто подберёт больше подходящих вариантов ответа

Игра «Литературные пазлы»

Задание: собрать «рассыпанную» фразу, пословицу, четверостишие , стихотворение. Это задание можно выполнять, разбившись на группы, а затем сравнить, какой группе быстрее и правильнее удалось выполнить задание.

Это задания на развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, внимания, мышления, воображения )

Следующий этап, как правило, специально организованное наблюдение, направленное на эмоциональное восприятие темы занятия. Наблюдение может быть за явлениями природы (берёзка за окном, первый снег), за предметами ( ракушка, листок клёна) , наблюдение над произведениями искусства (картиной, музыкальной пьесой или стихотворением). Важно, чтобы объект наблюдения вызвал живой интерес, эмоциональный отклик в сердцах детей. В некоторых случаях предлагаю детям представить какое-либо абстрактное понятие ( время, память, любовь и т.д.)

Развитие образных представлений о предмете разговора в процессе диалога предполагает выстраивание ассоциативных рядов, создание синквейнов, диамант по теме, составление кеннингов, подбор эпитетов, сравнений, метафор. На данном этапе также уместно проводить работу в игровой форме : «Аукцион эпитетов», «Что на что похоже?» , игру «Волшебники» («оживить» предмет, т. е. применить приём олицетворения). Можно предложить придумать метафору к пейзажу за окном (На что похоже раннее городское утро?), продолжить предложение (Август – это…), сочинить буриме. Главное, все задания должны быть подчинены теме занятия, способствовать более глубокому и всестороннему её осмыслению. Можно использовать такие , например, задания:

Задание

Составьте кеннинги на заданную тему:

x

Кеннинг – сочетание «сущ. И.п. + сущ. Р.п.», например:

Весна – утро года

Задание

Подберите как можно больше эпитетов к слову (например: осень – щедрая, тихая, нарядная, печальная и т.п.)

Подберите как можно больше синонимов к заданному слову (например, сказал - промолвил, шепнул, крикнул, прошептал, проговорил, ответил и т.п.)

Задание

Составьте синквейн

Синквейн – пятистишие, особая форма, соответствующая следующей схеме:

1 строка – название (одно имя существительное)
2 строка – определение ( два прилагательных)
3 строка – действие (три глагола)
4 строка – фраза на тему синквейна
5 строка – вывод (одно существительное)

Например:

Душа
Возвышенная, страдающая
Болит, радуется, поёт
Нет ничего страшнее бездушия
Бог

Задание

Составьте диаманту

Диаманта – стихотворная форма , состоящая из 7 строк, первая и последняя из которых представляют понятия с противоположными значениями, например:

 Тема Лист дерева
1. существительное рождение
2. определение (2 прилаг.)      зелёный, яркий
3. действие (3 причаст.) светящийся, растущий,
  цветущий
4. ассоциации (4 сущ.) жара, движение, солнце
  пища
5. действие (3 причаст.) увядающий, желтеющий
  падающий
6. определение (2 прилаг.) коричневый, старый
7. тема (сущ.) смерть

На этом этапе уже появляется возможность нестандартных решений, порой совершенно неожиданных и ярких ассоциаций, смелых образов. Обсуждение созданных учениками синквейнов намечает возможные варианты развития образа. Учитель, безусловно, обращает внимание ребят на самые удачные образы, вовлекает учащихся в обсуждение. Следует отметить, что детям свойственно иногда очень чутко реагировать на неточности и подмечать действительно хорошие оригинальные образы и ассоциации.

Помочь отличить подлинное от фальшивого, надуманного, неточного поможет знакомство с образцами произведений лучших мастеров слова на данную тему. Выразительное чтение и анализ хороших стихов невозможны без актуализации знаний по теории литературы в ходе беседы, но теоретико-литературные понятия необходимо вводить не как самоцель, а лишь как средство, помогающее что-то увидеть, услышать или понять в стихотворении. Поэтому в освоении понятия надо идти от слуховых впечатлений, от живого звучания стиха к научному определению. Новые понятия объясняет сам учитель. Если понятие уже знакомо старшеклассникам, они объясняют его остальным.

На следующем этапе работы предлагаю детям выполнить ряд развивающих частных задач – небольших творческих работ по теме занятия: написать сочинение-миниатюру, используя определённые тропы, вставить в стихотворную строку на месте пропуска подходящие эпитеты, продолжить стихотворение по первой строке или сочинить буриме, соединить в небольшом рассказе несколько произвольно названных слов, написать рассказ, все слова в котором начинаются на одну букву. Все эти и подобные им задания позволяют глубже проникнуться предложенной темой, активизируют творческое мышление, развивают способности к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации. Нередки случаи, когда уже на этом этапе учащимся удаётся создать оригинальные яркие работы. Иногда такие задания ребята выполняют, объединившись в группы. В таком случае появляется дух соревнования, желание как можно интересней и лучше выполнить задание. В ходе его выполнения учащиеся обмениваются мнениями, высказывают свои предложения, разные варианты решения проблемы и находят лучший. Как правило, этим заканчивается работа над темой в школе, а ученики получают задание продолжить, доработать или переработать своё сочинение дома. Таким образом, заключительным этапом работы над темой становится выполнение творческого задания. Понятно, что не многим удаётся после такого «погружения» в тему написать шедевр, но, как свидетельствует практика, почти все ребята на следующее занятие приносят написанные ими интересные стихи, миниатюры. Бывает, что занятие становится толчком для создания детьми произведений на другую тему, пробуждая какие-либо новые ассоциации, это не возбраняется, а только приветствуется.

На следующем занятии, как правило, дети с удовольствием читают свои работы, с большим интересом слушают друг друга, обсуждают прочитанное, иногда высказывая очень точные критические замечания и подмечая интересные, удачные находки в работах товарищей.

Темы занятий предлагают сами ребята, иногда тему подсказывает учитель. Как правило, в конце очередной встречи совместно обсуждается тема следующего занятия, чтобы и учитель, и дети могли подготовиться к нему.