Программное содержание:
- Продолжать учить детей уверенно читать простые слова.
- Закреплять:
а) умение составлять слова из предложенного набора букв;
б) соотносить прочитанное слово с предметом;
в) составлять предложения по схеме. - Развивать речь и мышление детей, интерес к чтению.
- Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность, умение сопереживать с героями литературных произведений, способствовать проявлению участи, доброты.
Словарная работа:
- Пассивный словарь: Буквоед, невнятные.
- Активный словарь: снаряд, жабры, жмурки.
Оборудование:
- Мольберт;
- Наборное полотно;
- Указка;
- Скамейка;
- Столы, стулья;
- Магнитофон;
- Запись на аудио кассете. Шуберт «Аве Мария», Шаинский «Игра».
Демонстрационный материал:
- Карта города.
- Письмо волшебника.
- Карточки – названия улиц (Громкая, Четкая, Слитная, Пауз, Озеро спокойствия).
- Макет домика в 4 этажа с окошечками.
- Зонт.
- Связка букв. Набор букв для составления слов (смех, жабры, шкура, звон, шпион, замок).
- Плакат: «Дружба, ум и доброта выручают нас всегда!».
- Картина «Репка».
- Таблица – текст.
- Книга «Волшебные сказки».
- Корзинка.
- Картина «Мойдодыр».
- Макет озера.
- Домик Пишичитая.
Раздаточный материал:
- Картинки предметные на каждого ребенка.
- Схема слоговой структуры (по три на каждого).
- Схема – ударение (1 на каждого ребенка).
- Карточки со словами на каждого ребенка.
- «Удочки» магнитные – 12 шт.
- Рыбки – буквы для составления слов: победа, доброта.
Методические приемы:
- Словесные (беседа, вопросы).
- Игровой («Поймай рыбку», «Засели домик»).
- Метод мозгового штурма.
- Моделирование (использование схем).
- Практический (работа за столами, подбор слов признаков по картине «Репка», составление предложений по предложенным темам).
Ход занятия
Дети стоят полукругом около воспитателя.
Воспитатель: Дети, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает)
«Со мной подружись
И не расстанешься всю жизнь
В волшебный мир, в волшебный край
Ведет тебя Пишичитай.
Ребята, я знаю, что вы хотите попасть в «Страну правильной речи», но дорога туда очень сложная. Только самые старательные дети смогут туда добраться. Если вы не боитесь трудностей, тогда вперёд. Дорога в эту страну проходит через мой город. С нетерпеньем жду в гости. Волшебник Пишичитай.»
Воспитатель: Волшебник Пишичитай пригласил нас к себе в гости. А как вы думаете, где он живет? (Ответы детей)
Воспитатель: Волшебник Пишичитай живет в городе Красивой речи. Сегодня мы с вами туда и отправимся. А поможет нам в этом карта города, которую прислал волшебник. Прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)
Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)
Окружает все забор (пальцами показать забор)
За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)
Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)
В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)
Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)
В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)
Воспитатель: Молодцы, дети! А теперь в путь!
(Перед детьми план города)
Название улиц: Громкая, Четкая, Спокойная, Красивая, Слитная, улица Пауз. Озеро спокойствия.
(Дети вместе с воспитателями рассматривают план города. Воспитатель предлагает детям пройти на улицу «Четкая». На доске вывешивается макет домика в 4 этажа с окошечками. Д/и «Засели домик»)
Воспитатель: Дети, нужно заселить домик. На 1-ом этаже живут предметы, про которые мы можем сказать «они мои», на 2-ом «оно мое», на 3-ем «она моя», на 4-ом «он мой».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Предлагает детям сесть на скамейку. Появляется Буквоед, он идет под зонтом и держит в руках связку букв.
Буквоед: Опять с утра дождик заладил, все мои буковки промочил. Скажу по секрету: вкуснее их ничего на свете нет, ведь недаром меня зовут Буквоед.
«Я буквоед, я буквоед,
Я ем по букве на обед.
Они такие сладкие
Слова без них невнятные
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Ой, буковки мои. Если съем
Хоть одну буковку, слова не будет»
(Крадучись движется в сторону мольберта, берет по одной букве и «съедает».)
Буквоед: «Ой какие буковки! А теперь прочтите, что здесь написано?»
Воспитатель:
«Мы не боимся Буквоеда
И восстановим слово смело,
Вперед за буквами вперед!
Нас впереди победа ждет!»
(Воспитатель предлагает подобрать недостающие буквы и прочитать слово)
СМЕХ ШПИОН ЖАБРЫ ЗАМОК ШКУРЫ СНАРЯД ЗВОН ЖМУРКИ
Воспитатель: «Умницы, дети!», обращается к Буквоеду: «Буквоед, как не стыдно буквы прятать, слова разрушать?»
Буквоед (смущенно): «Я почему буквы ем… Я ведь в тетради двоечника на свет появился. И что еще с буквами делать не знаю. Простите меня»
Воспитатель: «Давайте будем добрыми и простим Буквоеда. Научим его из букв слова составлять».
Дети: «Да, простим!»
Буквоед: «Тогда я смогу начать новую жизнь. Выучусь – буду не Буквоедом, а Буквоведом»
Воспитатель: «Предлагаю тебе Буквоед вместе с нами отправиться к озеру Спокойствия».
(Звучит тихая музыка. «Аве Мария» Шуберт.)
Воспитатель: Это озеро непростое. В нем живут рыбки-буквы. Нужно их выловить и выложить слова. Дети вместе с Буквоедом «ловят» буквы и составляют слова: ПОБЕДА, ДОБРОТА.
Воспитатель: Прекрасно справились с заданием. Если Буквоед будет играть в эту игру, то научимся читать так, как читают наши дети. Предлагает детям прочитать плакат «Дружба, ум и доброта выручают нас всегда!»
Буквоед: Спасибо вам большое, я буду стараться.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Буквоед проводит с детьми физкультминутку
«Буквоежка потянулся, руки в стороны,
В кулачок и на бочок
Левую руку вверх-вниз
Правую руку вверх-вниз
Влево нагнулись, вправо нагнулись
Руки в стороны, в локтях сгибаются
А в плечах вращаются
Руки опустили, вдохнули носом,
Выдохнули ртом»
После выполнения физкультминутки Буквоед благодарит детей и уходит.
Воспитатель: «А мы продолжаем наше путешествие. Вот улица «Красивая».
Воспитатель обращает внимание на картину «Репка», предлагает детям подобрать слова признаки к этой картине.
Карточки со словами разложены на полу, дети читают и подбирают карточки со словами (какой, какая, какие) к персонажам сказки. После выполнения задания воспитатель хвалит детей и предлагает идти дальше.
Воспитатель: Мы с вами находимся на улице «Спокойная». Посмотрите внимательно на картину и придумайте предложения по схемам
Воспитатель: И с этим заданием вы все прекрасно справились. Можно идти дальше. Вот мы на улице «Громкая». Воспитатель предлагает пройти к столам и сесть.
На столе у детей предметные картинки.
Воспитатель: Рассмотрите свою картинку, определите слоговую структуру и поставьте правильно ударение. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! А на улице Пауз нас ждет очень интересное задание.
Воспитатель: Пишичитай хочет узнать, умеете ли вы читать и предлагает вам прочитать текст. (Дети читают текст, каждый ребенок по одному предложению.)
Спать ложилась злая крыса,
Домом ей служила крыша. (С – Ш)
Ела Зоя вкусный суп,
Выпал вдруг молочный зуб. (С – З)
На кресле спит ленивый кот,
Ему уж скоро будет год. (К – Д)
В конце письма стояла точка,
Стихи писала маме дочка. (Т – Д)
На дереве набухли почки,
Огурцы солили в бочке. (П – Б)
В речке жил усатый рак,
У Танюши яркий лак. (Р – Л)
(Воспитатель обращает внимание детей на дом, спрятанный за деревьями. На двери перевёрнутая табличка.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же здесь живет? Переворачивает табличку. Дети читают: «Пишичитай». Из домика выходит Пишичитай.
Пишичитай:
Чтоб выучиться чтению
Хватило вам терпения
И вот урок отлично,
И весело прошел
За то, что вы внимательно
Послушны и старательны
Дарю вам книгу
Учитесь хорошо.
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и я хочу подарить вам в подарок вот эту книгу «Волшебные сказки».
Воспитатель: Пишичитай, мы с ребятами направляемся в «Страну Правильной речи». Ты не подскажешь, как нам туда дойти.
Пишичитай: Дорога туда очень трудная. Скажу вам только одно, что завтра вы попадёте в сказочный лес. Будьте готовы: вспомните сказки и правила поведения в лесу. А сейчас нам пора прощаться. До свидания, друзья.
Дети: До свиданья! Спасибо большое!
(Пишичитай уходит.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами попали в город «Красивой речи». Я думаю, что долг каждого человека, и ребенка в том числе, любить и не коверкать свой язык, не засорять его грубыми словами. Мы всегда должны помнить об этом, и тогда, несомненно, попадём в «Страну Правильной речи».