Конспект контрольно-проверочного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в город красивой речи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей уверенно читать простые слова.
  2. Закреплять:
    а) умение составлять слова из предложенного набора букв;
    б) соотносить прочитанное слово с предметом;
    в) составлять предложения по схеме.
  3. Развивать речь и мышление детей, интерес к чтению.
  4. Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность, умение сопереживать с героями литературных произведений, способствовать проявлению участи, доброты.

Словарная работа:

  • Пассивный словарь: Буквоед, невнятные.
  • Активный словарь: снаряд, жабры, жмурки.

Оборудование:

  1. Мольберт;
  2. Наборное полотно;
  3. Указка;
  4. Скамейка;
  5. Столы, стулья;
  6. Магнитофон;
  7. Запись на аудио кассете. Шуберт «Аве Мария», Шаинский «Игра».

Демонстрационный материал:

  1. Карта города.
  2. Письмо волшебника.
  3. Карточки – названия улиц (Громкая, Четкая, Слитная, Пауз, Озеро спокойствия).
  4. Макет домика в 4 этажа с окошечками.
  5. Зонт.
  6. Связка букв. Набор букв для составления слов (смех, жабры, шкура, звон, шпион, замок).
  7. Плакат: «Дружба, ум и доброта выручают нас всегда!».
  8. Картина «Репка».
  9. Таблица – текст.
  10. Книга «Волшебные сказки».
  11. Корзинка.
  12. Картина «Мойдодыр».
  13. Макет озера.
  14. Домик Пишичитая.

Раздаточный материал:

  1. Картинки предметные на каждого ребенка.
  2. Схема слоговой структуры (по три на каждого).
  3. Схема – ударение (1 на каждого ребенка).
  4. Карточки со словами на каждого ребенка.
  5. «Удочки» магнитные – 12 шт.
  6. Рыбки – буквы для составления слов: победа, доброта.

Методические приемы:

  • Словесные (беседа, вопросы).
  • Игровой («Поймай рыбку», «Засели домик»).
  • Метод мозгового штурма.
  • Моделирование (использование схем).
  • Практический (работа за столами, подбор слов признаков по картине «Репка», составление предложений по предложенным темам).

Ход занятия

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель: Дети, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает)

«Со мной подружись
И не расстанешься всю жизнь
В волшебный мир, в волшебный край
Ведет тебя Пишичитай.
Ребята, я знаю, что вы хотите попасть в «Страну правильной речи», но дорога туда очень сложная. Только самые старательные дети смогут туда добраться. Если вы не боитесь трудностей, тогда вперёд. Дорога в эту страну проходит через мой город. С нетерпеньем жду в гости. Волшебник Пишичитай.»

Воспитатель: Волшебник Пишичитай пригласил нас к себе в гости. А как вы думаете, где он живет? (Ответы детей)

Воспитатель: Волшебник Пишичитай живет в городе Красивой речи. Сегодня мы с вами туда и отправимся. А поможет нам в этом карта города, которую прислал волшебник. Прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться.

Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)
Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)
Окружает все забор (пальцами показать забор)
За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)
Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)
В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)
Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)
В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)

Воспитатель: Молодцы, дети! А теперь в путь!

(Перед детьми план города)

Название улиц: Громкая, Четкая, Спокойная, Красивая, Слитная, улица Пауз. Озеро спокойствия.

(Дети вместе с воспитателями рассматривают план города. Воспитатель предлагает детям пройти на улицу «Четкая». На доске вывешивается макет домика в 4 этажа с окошечками. Д/и «Засели домик»)

Воспитатель: Дети, нужно заселить домик. На 1-ом этаже живут предметы, про которые мы можем сказать «они мои», на 2-ом «оно мое», на 3-ем «она моя», на 4-ом «он мой».

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Предлагает детям сесть на скамейку. Появляется Буквоед, он идет под зонтом и держит в руках связку букв.

Буквоед: Опять с утра дождик заладил, все мои буковки промочил. Скажу по секрету: вкуснее их ничего на свете нет, ведь недаром меня зовут Буквоед.

«Я буквоед, я буквоед,
Я ем по букве на обед.
Они такие сладкие
Слова без них невнятные
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Ой, буковки мои. Если съем
Хоть одну буковку, слова не будет»

(Крадучись движется в сторону мольберта, берет по одной букве и «съедает».)

Буквоед: «Ой какие буковки! А теперь прочтите, что здесь написано?»

Воспитатель:

«Мы не боимся Буквоеда
И восстановим слово смело,
Вперед за буквами вперед!
Нас впереди победа ждет!»

(Воспитатель предлагает подобрать недостающие буквы и прочитать слово)

СМЕХ ШПИОН ЖАБРЫ ЗАМОК ШКУРЫ СНАРЯД ЗВОН ЖМУРКИ

Воспитатель: «Умницы, дети!», обращается к Буквоеду: «Буквоед, как не стыдно буквы прятать, слова разрушать?»

Буквоед (смущенно): «Я почему буквы ем… Я ведь в тетради двоечника на свет появился. И что еще с буквами делать не знаю. Простите меня»

Воспитатель: «Давайте будем добрыми и простим Буквоеда. Научим его из букв слова составлять».

Дети: «Да, простим!»

Буквоед: «Тогда я смогу начать новую жизнь. Выучусь – буду не Буквоедом, а Буквоведом»

Воспитатель: «Предлагаю тебе Буквоед вместе с нами отправиться к озеру Спокойствия».

(Звучит тихая музыка. «Аве Мария» Шуберт.)

Воспитатель: Это озеро непростое. В нем живут рыбки-буквы. Нужно их выловить и выложить слова. Дети вместе с Буквоедом «ловят» буквы и составляют слова: ПОБЕДА, ДОБРОТА.

Воспитатель: Прекрасно справились с заданием. Если Буквоед будет играть в эту игру, то научимся читать так, как читают наши дети. Предлагает детям прочитать плакат «Дружба, ум и доброта выручают нас всегда!»

Буквоед: Спасибо вам большое, я буду стараться.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Буквоед проводит с детьми физкультминутку

«Буквоежка потянулся, руки в стороны,
В кулачок и на бочок
Левую руку вверх-вниз
Правую руку вверх-вниз
Влево нагнулись, вправо нагнулись
Руки в стороны, в локтях сгибаются
А в плечах вращаются
Руки опустили, вдохнули носом,
Выдохнули ртом»

После выполнения физкультминутки Буквоед благодарит детей и уходит.

Воспитатель: «А мы продолжаем наше путешествие. Вот улица «Красивая».

Воспитатель обращает внимание на картину «Репка», предлагает детям подобрать слова признаки к этой картине.

Карточки со словами разложены на полу, дети читают и подбирают карточки со словами (какой, какая, какие) к персонажам сказки. После выполнения задания воспитатель хвалит детей и предлагает идти дальше.

Воспитатель: Мы с вами находимся на улице «Спокойная». Посмотрите внимательно на картину и придумайте предложения по схемам

Воспитатель: И с этим заданием вы все прекрасно справились. Можно идти дальше. Вот мы на улице «Громкая». Воспитатель предлагает пройти к столам и сесть.

На столе у детей предметные картинки.

Воспитатель: Рассмотрите свою картинку, определите слоговую структуру и поставьте правильно ударение. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! А на улице Пауз нас ждет очень интересное задание.

Воспитатель: Пишичитай хочет узнать, умеете ли вы читать и предлагает вам прочитать текст. (Дети читают текст, каждый ребенок по одному предложению.)

Спать ложилась злая крыса,
Домом ей служила крыша. (С – Ш)
Ела Зоя вкусный суп,
Выпал вдруг молочный зуб. (С – З)
На кресле спит ленивый кот,
Ему уж скоро будет год. (К – Д)
В конце письма стояла точка,
Стихи писала маме дочка. (Т – Д)
На дереве набухли почки,
Огурцы солили в бочке. (П – Б)
В речке жил усатый рак,
У Танюши яркий лак. (Р – Л)

(Воспитатель обращает внимание детей на дом, спрятанный за деревьями. На двери перевёрнутая табличка.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же здесь живет? Переворачивает табличку. Дети читают: «Пишичитай». Из домика выходит Пишичитай.

Пишичитай:

Чтоб выучиться чтению
Хватило вам терпения
И вот урок отлично,
И весело прошел
За то, что вы внимательно
Послушны и старательны
Дарю вам книгу
Учитесь хорошо.

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и я хочу подарить вам в подарок вот эту книгу «Волшебные сказки».

Воспитатель: Пишичитай, мы с ребятами направляемся в «Страну Правильной речи». Ты не подскажешь, как нам туда дойти.

Пишичитай: Дорога туда очень трудная. Скажу вам только одно, что завтра вы попадёте в сказочный лес. Будьте готовы: вспомните сказки и правила поведения в лесу. А сейчас нам пора прощаться. До свидания, друзья.

Дети: До свиданья! Спасибо большое!

(Пишичитай уходит.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами попали в город «Красивой речи». Я думаю, что долг каждого человека, и ребенка в том числе, любить и не коверкать свой язык, не засорять его грубыми словами. Мы всегда должны помнить об этом, и тогда, несомненно, попадём в «Страну Правильной речи».