Краткая аннотация. Разработка представляет собой игру, которая проводится среди учащихся старших классов школы. В процессе игры дети обобщают знания о влиянии окружающей среды и образа жизни на продолжительность жизни человека.
Направление: Экологическое обучение и воспитание.
Уровень образования школьников. Для участия в игре требуются знания по теме «Здоровье человека», «Антропогенное загрязнение окружающей среды», необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках экологии, внеклассных занятиях, общая эрудиция.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, активизируется их долговременная память, активность. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.
Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации, в подборе участников и подготовке ведущих игры. Велика роль педагога в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Строим ЭКОград» (приложение 2), изображение городов, карточки с буквами (приложение 1), сигналы разных цветов, вопросы игры с ответами для ведущего, вопросы мини-викторины для зрителей, призы.
Организация работы
Этапы подготовки к игре.
- Подготовить вопросы к игре.
- Вопросы разделить на 2 уровня сложности (по мере «загрязнённости среды»).
- Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.
- Подготовить изображения городов (каждая команда – свой город).
Для игры набираются 3 команды. Для её проведения необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, определяется состав жюри.
Цели игры:
- Учебная – совершенствование, обобщение и знаний учащихся по курсу «Экология».
- Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимания.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения
Задачи игры:
- Повторение и обобщение знаний.
- Формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
- Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.
Ход игры
Ведущий:
– Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!
Какие факторы и как они влияют на продолжительность жизни человека? Как образ жизни связан со здоровьем человека? И что может сделать каждый из нас для улучшения собственного здоровья? Большое количество вопросов задаёт нам жизнь, и найти на них ответы порой бывает очень трудно, но сегодня благодаря вашим знаниям и эрудиции мы постараемся ответить на них.
Сегодня вы сами построите себе город, в котором захотите жить, и его экологическое состояние будет влиять на продолжительность жизни его жителей, то есть условно вас.
Послушайте условия игры:
Вам будет предложено построить город с различными экологическими условиями. Для этого каждый из факторов окружающей вас среды будет разыгрываться.
Каждый раз вам будет предлагаться вопрос и три уровня загрязнения среды:
- Зелёный цвет – загрязнения нет; +1 год жизни
- Синий цвет – загрязнение умеренное; -1 год жизни
- Красный цвет – загрязнение сильное. -2 года жизни
Ответив правильно на первый вопрос, вы выиграете определенные условия без загрязнений и плюс 1 год жизни дополнительно. Если вы правильно ответите на второй вопрос, вы получаете умеренное загрязнение среды и минус 1 год жизни, а если на вопрос не ответите, вы получите сильное загрязнение и минус 2 года жизни. Начальная продолжительность жизни 70 лет. Право ответа на вопрос предоставляется команде, первой поднявшей сигнальную карточку. По окончании игры вы должны представить созданный вами город и дать ему экологическую характеристику с мини проектом улучшения его экологического состояния.
Жюри (представление жюри) будет следить за соблюдением правил игры и подсчитывать продолжительность жизни жителей каждого города.
Победители будут награждены дипломами и призами.
Сегодня город будут строить (представление команд)
Мы начинаем игру, и я попрошу всех быть очень внимательными.
1. Разыгрывается: Уровень «Загрязнение воды».
(слайды 2-4)
Вопрос 1: В 1956 году в Японии впервые зарегистрировано заболевание, которое получило название «болезнь Минамата». Чем оно было вызвано и какие последствия имело?
Ответ: БОЛЕЗНЬ МИНАМАТЫ (Minamata disease) – разновидность отравления ртутью, возникающая в результате попадания в организм человека метиловой ртути из зараженной ею рыбы. Это отравление привело к гибели 43 японцев из прибрежного города Минаматы в течение 1953-1956 гг. Источником ртути являлись попавшие в воду жидкие отходы одного из местных предприятий по производству поливинилхлорида. Симптомы болезни проявляются в поражение нервной системы, онемении конечностей и нарушении контроля над их функционированием, а также в нарушении речи и слуха.
Вопрос 2: Что такое антропогенная эвтрофикация?
Ответ: Искусственно несбалансированная эвтрофикация может приводить к бурному развитию водорослей («цветению» вод), дефициту кислорода, замору рыб и других животных. Этот процесс можно объяснить малым проникновением солнечных лучей в глубь водоема (за счет фитопланктона на поверхности водоема), и как следствие наблюдается фотосинтеза у наддоных растений, а значит, и кислорода.
Основные антропогенные источники фосфора и азота: необработанные сточные воды (в особенности из животноводческих комплексов) и смыв удобрений с полей. Во многих странах запрещено использование ортофосфата натрия в стиральных порошках для уменьшения эвтрофикации водоемов.
2. Разыгрывается: Уровень «Бактериалогическое загрязнение среды».
(слайды 5-7)
Вопрос 1: Чем вызвано заболевание энцефалит? Чем оно характеризуется?
Ответ: Заболевание поражающее нервную систему, вызвано вирусом, который переносится клещами.
Вопрос 2: Какие заболевания называются природно-очаговыми? Приведите примеры.
Ответ: Чума, тиф, энцефалит, малярия, сонная болезнь
Возбудители этих заболеваний существуют в природе строго на определённой территории, обычно паразитируя в организме диких животных. Вторгаясь в природу человек, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов.
3. Разыгрывается: Уровень «Радиационное загрязнение среды».
(слайды 8-10)
Вопрос 1: Что такое радиоактивные нуклиды? Чем они опасны для человека?
Ответ: Это ядра нестабильных химических элементов, испускающие заряженные частицы и коротковолновые электромагнитные излучения. Они, попадая в организм человека, разрушают клетки, вследствие чего могут возникать различные болезни, в том числе лучевая.
Вопрос 2: Предположите, какие организмы могут, исчезнут с лица Земли, если радиация достигнет 1500 БЭР?
Ответ: Если радиация будет постоянной, то при 200 БЭР в течение 30 дней погибнет до 50% овец.
- 30 – ослы.
- 350 – козы
- 400 – морские свинки
- 450 – человек
- 250 – 600 – обезъяны
- 700 – 900 – крысы
- 600-1500-мыши
4. Разыгрывается: Уровень «Шумовое загрязнение среды».
(слайды 11-13)
Вопрос 1:Уровень шума измеряется в децибелах, единицах, выражающих степень звукового давления. Это давление не беспредельно.
– Какие последствия вызовет шум в: 80 дБ, 130 дБ, 150 дБ
Ответ: 80дБ – допустимая граница шума, 130 дБ – ощущение боли, 150 дБ – непереносимый шум
Вопрос 2: Слуховой аппарат человека воспринимает механические колебания среды от 16 до 20000 колебаний в секунду. Как называются колебания большей частоты и меньшей?
Ответ: Большей – ультразвук, меньшей – инфразвук.
5. Разыгрывается: Уровень «Качество продуктов питания»
(слайды 14-16)
Вопрос 1: Что такое трансгенные продукты?
Ответ: Генетически модифицированные продукты питания получают из растений или животных которые создаются методами генной инженерии (genetic engineering) – науки, которая позволяет вводить в геном растения, животного или микроорганизма фрагмент ДНК из любого другого организма с целью придания ему определенных свойств. На данный момент опасность употребления генетически модифицированных организмов в пищу еще не доказана, и никто однозначно сказать не может, являются они опасными или безопасными. Возможные последствия: аллергия, влияние на генетический аппарат человека.
Защитить свой организм от не полностью изученного воздействия модифицированных продуктов питания можно следующими способами: избегать употребления готовых продуктов и полуфабрикатов; не употреблять в пищу овощей и фруктов необычно крупных размеров, красивых с виду и не портящихся в течение длительного времени.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что отказ от генетической модификации и возвращение к традиционным методам сельского хозяйства будет означать массированное использование ядохимикатов и гербицидов, что принесет несоизмеримо больше вреда экологическому равновесию.
Вопрос 2: Многие продукты питания оказывают бактерицидное действие. Какое действие оказывают: Яблочный сок, Сок граната, Сок клюквы, Лук, чеснок
Ответ:
- Яблочный сок – задерживает развитие стафилококка.
- Сок граната – подавляет рост сальмонелл.
- Сок клюквы – влияет на гнилостные, кишечные и другие микроорганизмы.
- Лук, чеснок – имеет антимикробные свойства.
6. Разыгрывается: Уровень «Показатели здоровья».
(слайды 17-19)
Вопрос 1: Какова средняя видовая продолжительность жизни человека?
Ответ: 110-140 лет, но вследствие воздействия многих биологических и социальных факторов она ниже.
Вопрос 2: Что такое популяционное здоровье населения?
Ответ: Понятие статистическое и характеризуется комплексом показателей:
Рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, прирост популяции. физическое развитие, заболеваемость, возрастное – половая структура.
7. Разыгрывается: Уровень «Вредные привычки: алкоголь»
(слайды 20-22)
Вопрос 1: Уже в средневековье в Западной Европе научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.
– Кто согласно легенде впервые совершил эту операцию?
Ответ: Итальянский монах, алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.
Вопрос 2: Бытует мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылаются на слова летописи: «Веселие на Руси – есть питие».
– Согласны ли вы с этим?
Ответ: Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.
Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «Продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.
И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 – 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда, снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. К нашему времени цифра достигла рекордной отметки около 13,2 литра на человека.
8. Разыгрывается: Уровень «Физическая культура и спорт»
(слайды 23-25)
Вопрос 1: Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки?
Ответ: Плавание, гимнастика, лёгкая атлетика.
Вопрос 2: Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой?
Ответ: Идёт активное формирование скелета, может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
9. Разыгрывается: Уровень «Наследственность»
(слайды 26-28)
Вопрос 1: Синдром "кошачьего крика". – Что это такое?
Ответ: Наследственное заболевание. Синдром Лежена – другие названия: синдром 5р-, синдром "кошачьего крика", – проявляющийся умственной отсталостью, характерными чертами лица, в грудном возрасте плачем, напоминающим мяуканье.
Вопрос 2: Какое наследственное заболевание на слайдые? Почему вы сделали такой вывод.
Ответ: Болезнь Дауна. по определённым внешним признакам.
Синдром Дауна – наследственное заболевание, трисомия по 21 хромосоме. Признаки: умственная отсталость, мышечная гипотония, плоское лицо, монголоидный разрез глаз. Продолжительность жизни определяется наличием пороков желудочно-кишечного тракта и сердца. Частота в популяции – 1:700. С возрастом (мать старше 35 лет, отец старше 40 лет) частота встречаемости болезни Дауна удваивается. Существуют такие формы болезни Дауна, при которых риск более высок. Они встречаются редко, чаще всего в родословной имеется несколько случаев рождения детей с синдромом Дауна. Тогда необходимо обратиться в медико-генетическую консультацию.
10. Разыгрывается: Уровень «Вредные привычки: курение»
(слайды 29-31)
Вопрос 1: Что содержится в сигарете?
Ответ: В дыме одной сигареты содержится:
- 6 мг никотина,
- 1,6 мг аммиака,
- 25 мг угарного газа,
- 0,03 мг синильной кислоты,
- 0,5 мг пиридина, формальдегид,
- радиактивные вещества: полоний, свинец, висмут, смолы и деготь и др.
Это химическая фабрика, продуцирующая 4000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов.
Вопрос 2: Решите задачу. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни, на сколько сократится ваша жизнь, если вы будете выкуривать пачку сигарет в день?
Ответ: 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращает жизнь на 8-12 лет!
11. Разыгрывается: Уровень «Загрязнение воздуха»
(слайды 32-34)
Вопрос 1: Что такое парниковый эффект?
Ответ: Парниковый эффект возникает из-за наличия в атмосфере водяного пара, углекислого газа, метана, закиси азота и ряда других газов, концентрация, которых в атмосфере незначительна. Парниковых эффект существует давно – с тех пор, как у Земли появилась атмосфера
Вызван сжиганием топлива, работой автотранспорта. Оксид углерода (4), углекислый газ (СО2)
Еще в 1827 году французский ученый Фурье описал парниковый эффект: атмосфера пропускает коротковолновое солнечное излучение, но задерживает отраженную Землей длинноволновую тепловую энергию..
Вопрос 2: Пыль вызывает профессиональное заболевание лёгких. Как называется это заболевание?
Ответ: Пневмокониозы (от греческих слов, обозначающих лёгкое и пыль)
12. Разыгрывается: Уровень «Загрязнение почвы»
(слайды 35-37)
Вопрос 1: Человек всегда пытался увеличить количество получаемой сельскохозяйственной продукции. Для этого, например человек удобряет почву минеральными удобрениями. Вопрос: к чему может привести избыточное внесение в почву азотистых удобрений?
Ответ: К накоплению в них нитратов и снижению качества растительной продукции, ухудшению вкусовых качеств, образованию нитратов вредных для организма человека. Употребление таких растений может вызвать у человека серьёзные заболевания, и даже смерть. Потенциальная токсичность нитратов, содержащихся в повышенной концентрации в пищевом сырье и продуктах питания, заключается в том, что они при определенных условиях могут окисляться до нитритов – солей азотистой кислоты (NO2), которые для организма человека являются ядами.
Вопрос 2: Что такое деградация почв?
Ответ: Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель
Деградация почвы, процесс, приводящий к частичной потере почвой накопленных ранее органических веществ, обменных щёлочноземельных катионов и илистой фракции. Под этим термином ранее понимали оподзоливание чернозёмов под влиянием произраставшего на них леса.
13. Разыгрывается: Уровень «Наличие стрессовых ситуаций»
(слайды 38-40)
Вопрос 1: Что такое стресс-реакция? Чем характеризуется?
Ответ: Адаптивный синдром, который играет важную роль в механизмах адаптации. Возникает под влиянием повседневной жизни. Делится на 3 этапа:
- реакция тревоги – мобилизирует
- Стадия устойчивости – включает механизмы долговременной адаптации
- истощения – нарушаются адаптационные механизмы.
Вопрос 2: Существует так называемый запас прочности организма. Что это такое?
Ответ: Организм работает в режиме строжайшей экономии. За счёт него возникает адаптация, когда включаются резервы организма. (например сердце может увеличить количество сокращений в 2 раза, организм переносит удаление ¾ печени, полное удаление селезёнки, 2/3 части каждой почки т. д.)
14. Разыгрывается: Уровень «Озеленение города»
(слайды 41-43)
Вопрос 1: Задача 1. При сжигании 450 т топлива образуется 882 кг сернистого газа. Известно, сто 0, 55% газа были выпущены в атмосферу, а зелёная полоса, отделяющая ГРЭС от города, поглощает 14 % сернистого газа. Какое количество (в кг) сернистого газа поглотили зелёные растения.
Вопрос 2: Задача 2. Клён, растущий в городе, поглощает 25% всех ядовитых выбросов. Сколько кг ядовитых веществ поглощает клён, если известно, что это на 480 кг меньше чем поглощают остальные растущие в городе деревья?
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Вы создали свой ЭКОград у каждого из них свой уровень загрязнений свои особенности, сейчас командам предоставляется время – 5 минут за это время вы должны дать характеристику экологическим проблемам города и предложить свой мини проект для решения этих проблем.
Жюри тоже подводит итоги, определяем продолжительность жизни для каждого города.
А мы пока смотрим проект Экологические проблемы в рисунках.
Команды представляют свои города
Жюри оглашает результаты. Выявляется победитель, построивший самый чистый город и обладающий самой большой продолжительностью жизни.
Награждение победителей.