Программное содержание:
- Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
- Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
- Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
- Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
- Развивать у детей умения в проращивании семени.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.
Индивидуальная работа: активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).
Материал:
- карточки для игры «Живое – неживое»,
- разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
- карточки для игры «Что сначала, что потом»,
- карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
- семена овощных культур,
- баночки для замачивания семян,
- ватные диски,
- вода (для практической работы).
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.
1. Загадывание загадки.
- Ребята отгадайте загадку
«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)
«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)
«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)
«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)
«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)
- Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)
Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.
- А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)
2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.
Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.
- Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?
Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
- Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.
3. Закрепление знаний и изучение нового материала.
Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.
- Скажите, а это елочка живая?
- нет
- Почему? (ответы детей)
- А какое дерево можно назвать живым?
(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).
4. Игра: «Составь дерево»
-Молодцы, деревья вы знаете хорошо, а теперь я вас попрошу выполнить задание.
- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.
- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.
- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?
Назовите, из каких частей состоит дерево.
(корень, ствол, ветки, листья)
- Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.
(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)
5. Физкульминутка «Елочка»
Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)
Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)
Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)
Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)
На елях висят небеса
(руки вверх)
На елках птичьи голоса
(стоя, пальцами имитировать игру на дудочке)
А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.
6. Игра «Живое - неживое»
Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.
Самостоятельная работа детей.
- Назовите, что вы считаете живым на карточке.
(ответы детей)
Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?
7. Игра: «Что сначала, что потом»
- Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполнения задания.
Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.
- Посмотрите, что вы видите на этом блюде?
- Семена разных растений
- Как вы думаете, они живые?
(Ответы детей)
- Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
- Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?
- За окном зима.
- Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.
8. Практическая работа детей.
- Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.
(почва, тепло, свет, вода)
(дети называют, воспитатель выставляет модели)
Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.
Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.
Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться
9. Итог занятия.
Что вам на занятии понравилось?
Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?
А почему на окно?
Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.
- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.