Цели урока:
Образовательная: получить учащихся, усвоивших следующие знания:
- Генератор – это устройство, служащее для преобразования какого-либо вида энергии в электрическую энергию.
- Трансформатор – это устройство, служащее для преобразования напряжения или силы электрического тока.
Развивающая: получить учащихся, научившихся следующим видам деятельности:
- Объяснять принцип действия генератора тока
- Объяснять принцип действия трансформатора
- Распознавать различные виды генераторов тока
- Распознавать якорь и индуктор
Воспитательная: получить учащихся, убедившихся в том, что:
- Переменный ток можно получить, используя закон электромагнитной индукции
- Переменный ток можно преобразовывать и передавать на большие расстояния
- Необходимо искать и использовать экологически чистые источники энергии
- Необходимо изучать законы физики, чтобы применять их для развития человечества.
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, экран, таблицы «Трансформатор», «Генератор переменного тока», схемы «Работа генератора», «Работа трансформатора», «Передача электрической энергии», раздаточный материал (Приложение 2).
Тип урока: обобщение изученной темы (применение полученных знаний для объяснения работы технических устройств)
Форма проведения: заседание патентного бюро
Ход урока
І. Организационный этап
Класс заранее разбивается на группы (три конструкторских и патентное бюро). Каждая группа получает тему для изучения («Генераторы», «Трансформаторы», «Производство и использование электрической энергии») и готовит компьютерные презентации. Члены патентного бюро готовят вопросы докладчикам, выдают патенты на изобретения (Приложение 1).
ІІ. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя о роли электрической энергии в жизнедеятельности человека и задачах энергетики на современном этапе.
ІІІ. Приобретение знаний.
Председатель патентного бюро объявляет повестку заседания:
- Устройства для получения переменного тока.
- Производство электрической энергии.
- Устройства для преобразования электрического тока
- Вручение патентов.
Выступления групп согласно повестке. Демонстрация компьютерных презентаций (Приложения 3, 4, 5).
Вопросы членов патентного бюро докладчикам.
Заполнение опорных конспектов по докладам (на каждой парте лежит схема конспекта – раздаточный материал).
ІV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание:
повторить тему «Электромагнитная индукция», подготовиться к контрольной работе.