"Своя игра" по книге А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. развивать навыки внимательного и осмысленного чтения художественной литературы;
  2. учить объективному оцениванию своих сил и возможностей;
  3. развивать умение работать в команде.

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в литературной игре по повести А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”.

На игровом поле шесть секторов. В каждом секторе по пять вопросов различной стоимости – от 10 до 50 баллов. Самый легкий вопрос оценивается в 10 баллов, самый трудный – 50.

Каждая команда сама выбирает сектор и вопрос. Жеребьевка определит команду, которая первой делает ход. Далее вопрос выбирает правильно ответившая команда.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов – победительница игры.

Вопросы внимательному слушателю 10 20 30 40 50
Литературный портрет 10 20 30 40 50
Разноцветие 10 20 30 40 50
Калейдоскоп 10 20 30 40 50
Волшебные вещи 10 20 30 40 50
Желания 10 20 30 40 50

Прежде чем начнем нашу игру, познакомьтесь с биографией А. Волкова. Эти сведения вам пригодятся при ответе на вопросы сектора “Вопросы внимательному слушателю”.

Волков Александр Мелентьевич (1891–1977 гг.)

Волков Александр Мелентьевич родился в городе Усть-Каменогорске (Казахстан). Получил хорошее образование, Работал преподавателем словесности, физики, математики, географии, естествознания.

Он знал много языков: латынь, английский, французский, немецкий, старославянский, испанский, болгарский, польский, сербский.

Александр Мелентьевич начал свою литературную деятельность как драматург. Для детей и юношества писал исторические повести. Волков выступал и как переводчик.

Замысел повести “Волшебник Изумрудного города” возник тогда, когда Александр Мелентьевич взялся за изучение английского языка и выбрал для перевода книгу американского писателя Ф. Баума “Мудрец из страны Оз”. Опубликованный в 1939 году “Волшебник Изумрудного города” представлял собой вольную переработку иноязычной книги.

Изданная в 1939 году, повесть не имела большого успеха. Только при ее переиздании в конце 1950-х, с рисунками Л. Владимирского к автору пришел подлинный читательский успех, который не уменьшился с течением времени (всего “Волшебник Изумрудного города” переиздавался 46 раз), что побудило Волкова превратить повесть в цикл, который включает 6 повестей: помимо “Волшебник Изумрудного города” туда входят “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”, “Семь подземных королей”, “Огненный бог Марранов”, “Желтый туман”, “Тайна заброшенного замка”. В каждой из повестей герои совершают путешествие в волшебную страну, где у них есть чудесные друзья, сражаются с какой – то очередной напастью. Волшебная страна населена самыми разнообразными чудесными народами, в ней обитают страшные чудовища. Герои Волкова узнают все новые и новые чудеса, которыми наполнена Волшебная страна, и противопоставляют им свои: если отрицательные персонажи используют для своих злодеяний магию, то положительные – науку (так, против огромной злой колдуньи Арахны они выставляют сконструированного ими робота Тилли-Вилли); впрочем, научные достижения у Волкова мало чем отличаются от магии. [1]

Вопросы внимательному слушателю.

10 баллов. Назовите профессию А.Волкова. (Преподаватель.)

20 баллов. Сколько раз переиздавалась книга “Волшебник Изумрудного города”? (46 раз.)

30 баллов. С помощью чего творили свои злодеяния отрицательные герои, а что помогало положительным героям одерживать победу? (Отрицательные герои использовали магию, а положительные – науку.)

40 баллов. “Волшебник Изумрудного города” – это вольная переработка книги Ф. Баума. Как называется эта книга? (“Мудрец из страны Оз”.)

50 баллов. Какие повести входят в цикл произведений о Волшебной стране? (“Урфин Джюс и его деревянные солдаты”, “Семь подземных королей”, “Огненный бог Марранов”, “Желтый туман”, “Тайна заброшенного замка”.)

Литературный портрет.

10 баллов.“…растерянная, сидела на полу, схватившись руками за голову. Она чувствовала себя очень одинокой”. (Элли.)

20 баллов. “Ростом он был не выше Элли, но уже старый, с большой головой и морщинистым лицом. На нем был пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руках у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки”. (Гудвин.)

30 баллов. “Старая женщина в белой мантии важно выступала впереди трех мужчин; на остроконечной шляпе ее и на мантии сверкали крошечные звездочки. Седые волосы старушки падали ей на плечи”. (Виллина.)

40 баллов. “Она выкрикивала волшебные слова и брызгала вокруг растрепанным помелом, и небо омрачалось, собирались тучи, начинал свистеть ветер. Вдали блестели молнии…

– Круши, рви, ломай! – дико вопила колдунья. – Сусака, масака, буридо, фуридо! Уничтожай, ураган, людей, животных, птиц! Только лягушек, мышек, змеек, паучков не трогай, ураган! Пусть они по всему свету размножаются на радость мне…” (Гингема.)

50 баллов. “...был только один глаз, зато она им видела так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от ее острого взора”. (Бастинда.)

Разноцветие.

10 баллов. Цвет кирпичей, которыми была вымощена дорога, ведущая в Изумрудный город. (Желтый.)

20 баллов. Какого цвета были очки, которые носили жители Изумрудного города? (Зеленого.)

30 баллов. Цвет шерсти Тотошки. (Черный.)

40 баллов. Какого цвета был кафтан Страшилы? (Голубого.)

50 баллов. Страна болтунов, страна жевунов, страна мигунов. (Болтуны – Розовая страна, жевуны – Голубая страна, мигуны – Фиолетовая страна.)

Калейдоскоп.

10 баллов. Родина Элли. (Канзас.)

20 баллов. Они помогли путешественникам преодолеть коварное маковое поле. (Мыши.)

30 баллов. Ураган, вызванный Гингемой, должен был уничтожить людей, животных и птиц, но оставить лягушек, мышек, змеек, паучков. Почему? (Лягушки, мышки, змейки, паучки – любимые лакомства Гингемы.)

40 баллов. “И они увидели Страшилу, мужественно висевшего на шесте посреди широкой и быстрой реки. Страшила издали выглядел таким одиноким, маленьким и печальным, что у путников на глаза навернулись слезы”. Кто же спас Страшилу? (Аист.)

50 баллов. За освобождение Фиолетовой страны от злой волшебницы Бастинды мигуны наградили путников дорогими подарками. Какими? (Элли получила браслет с алмазами, Железный Дровосек – золотую масленку, Страшила – великолепную трость и серебряные бубенчики, Лев и Тотошка – золотые ошейники.)

Волшебные средства.

10 баллов. Ее обладателям подчинялись Летучие Обезьяны. (Золотая Шапка.)

20 баллов. Он раздавил злую волшебницу Гингему. (Фургон.)

30 баллов. С его помощью Элли уничтожила злую волшебницу Бастинду. (Ведро воды.)

40 баллов. С его помощью можно было вызвать королеву полевых мышей Рамину. (Серебряный свисток.)

50 баллов. С их помощью Элли смогла вернуться домой в Канзас. (Серебряные башмачки.)

Желания.

10 баллов. Элли мечтала вернуться в Канзас к папе и маме. А Тотошка хотел... О чем же мечтал Тотошка? (Проучить хвастунишку Гектора.)

20 баллов. “ – Вот мой ответ, – сказала Живая Голова, и глаза ее завертелись с такой необычайной быстротою, что Элли вскрикнула от испуга. – Я ничего не делаю даром. Если хочешь воспользоваться моим волшебным искусством, чтобы вернуться домой, ты должна сделать то, что я прикажу.

– Но что я должна сделать? – спросила удивленная Элли”. (Освободить Фиолетовую страну от власти злой волшебницы Бастинды.)

30 баллов. “Виллина смотрела на листы книги, и они сами переворачивались под ее взглядом.

– Нашла, нашла! – воскликнула вдруг волшебница и начала медленно читать:

– “Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики...Великий Волшебник Гудвин вернет домой маленькую девочку, занесенную в его страну ураганом, если она...” Что должна сделать Элли? (Помочь трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний.)

40 баллов. “ – Потом, – сказала Стелла, когда исполнятся три последних волшебства Золотой Шапки, я верну ее Летучим Обезьянам, чтобы никто больше не мог беспокоить их выполнением своих желаний, часто бессмысленных и жестоких...”

Какими же были эти три последних волшебства Золотой Шапки? (Вернуть Страшилу в Изумрудный город, перенести Железного Дровосека в страну мигунов, доставить Смелого Льва в чудесный дремучий лес, звери которого признали его своим царем.)

50 баллов. “Элли смешно наморщила нос:

– А все – таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. И чтобы он совершал для детей всякие чудеса.

– Какие же, например? – улыбаясь, спросила мать.

– Ну, какие... Вот, чтобы каждая девочка и каждый мальчик, просыпаясь утром, находили под подушкой...” Что же должны были находить под подушкой мальчики и девочки? (Большой сладкий пряник.)

Подведение итогов. Поздравления и награждения победителей.

Список литературы.

  1. Антипова И.А., Белоусов А.Ф., Брауде Л.Ю., Ипатьева С.К., Головин В.В., Кулешов Е.В., Мишукова А.А., Свирская И.А., Соломатина В.Б., Степанова Л.В., Тихомирова И.И., Томашева Е.Н. Очерки о детских писателях. – Баласс. Москва, 2001 год.
  2. Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. – СПб., 1992 год.