Цели урока: показать знания детей, полученные ими за период обучения грамоте; способность детей дружить, быть воспитанными и смекалистыми; развивать мыслительные процессы, память, внимание; воспитывать трудолюбие и умение работать в коллективе.
Оборудование урока: аудиозапись с песней “Азбука”, аудиозапись с любой подвижной музыкой, магнитная' азбука, наборы букв, резиновый мячик, карты с записями слов и предложений.
Звучит музыка (Песня “Азбука”).
Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок - праздник. На доске записана тема нашего урока. Давайте все вместе прочитаем её. (Дети хором читают название темы).
– Сегодня на уроке вы покажите, чему научились за период обучения грамоте. И очень бы хотелось, чтобы вы показали свою смекалку, умение дружить и быть воспитанными.
Ученица:
Я спрятала куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень -
Я буквы учу!
Из них я сама составляю слова.
Сама прочитала: трава и дрова.
Дрова на дворе и трава на лугу –
Теперь, как большая, читать я могу.
Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались по очень важному поводу. Вы закончили прочтение своей первой школьной книги - Азбуки.
Давайте пригласим её сюда и скажем ей спасибо за то, что она научила нас читать.
(Дети вместе с ведущим три раза зовут Азбуку. Вместо Азбуки выходит Вредный Ластик).
Вредный ластик: Ну, чего расшумелись? Чего разорались? Спать не даёте. Нету вашей Азбуки.
Ведущий: Куда же это она пропала? Отвечай вредный ластик!
Вредный ластик: Куда, куда. Я её стёр.
Ведущий: Как стёр? Совсем?
Вредный ластик: А чего её совсем стирать? Я так, некоторые буковки подправил, вам теперь вовек не догадаться, что там написано было. А то, ишь, грамотные все стали, смотреть противно. Пишут без ошибок, стирать нечего. Совсем про меня забыли. Вот помучайтесь теперь, долго вы Вредного Ластика помнить будете!
Ведущий: Что же делать? Вот они картинки из Азбуки. (Ведущий показывает детям листы, на которых написаны слова с пропущенными буквами.) Пропали некоторые буквы.
– Сколько гласных букв? Назовите их!
– А сейчас мы поиграем в игру: “Гласная спряталась”! (Среди предложенных букв на доске необходимо найти гласные.)
– Давайте перечислим все найденные буквы. (Это буквы А, О, У, Ы, И, Э, Ю, Я, Е, Ё.)
– Молодцы! Справились с этим заданием, вспомнили все гласные буквы.
– А вот ещё" одна команда.
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые
И совсем - совсем глухие.
– Догадались, о каких буквах идет речь? Конечно же о парных, молодцы!
Давайте вспомним эти буквы и поиграем в игру “Назови пару”. (Учитель называет вразбивку глухие или звонкие согласные и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать пару – соответствующий звонкий или глухой и бросить мяч назад учителю.)
– В нашей азбуке есть и такие буквы, которые не имеют пару по глухости, они всегда звонкие. Назовите эти буквы? (Это буквы Й, Н, Л, М, Р.)
– А ещё есть буквы, всегда глухие. Назовите эти буквы? (Это буквы Ц, Ч, X, Щ.)
– А ещё мы чуть не забыли о двух братишках, без которых нам никак нельзя. Какие две буквы не похожи на другие? (Дети вспоминают твёрдый и мягкий знаки, которые не обозначают звука).
– Ребята, давайте вспомним все буквы ещё раз. Игра “Живые буквы”. (Каждый ученик получает одну букву алфавита. Ведущий называет слово. Ученики с буквами названного слова выбегают к доске и составляют это слово, держа буквы перед собой. Класс читает хором.)
Набор слов для игры: жук, лён, эхо, баня, зима, день, трубы.
Физическая минутка: гимнастика для глаз (любой комплекс упражнений для глаз).
– Ну как, Азбука, мы тебя порадовали своими знаниями?
Азбука: Молодцы, ребята, всё помните!
Азбука: Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать МОЁ,
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.
Ведущий: Кто-то к нам ещё стучится.
Литературное чтение:
Вам моё почтение!
Я “Книга для чтения”
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки.
Поговорки, даже шутки.
Вредный ластик:
Пушкин, Лермонтов, Толстой...
Да, учебник не простой.
Так много интересного.
Пока вам неизвестного.
Литературное чтение:
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю.
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать, хорошо надо читать.
– А вы уже хорошо читаете?
– Сейчас мы это проверим!
Ведущий: Ребята, давайте покажем нашим новым знакомым, как мы научились читать.
– Удалите липшие буквы и прочтите предложение. (На доске, с помощью магнитной азбуки составлено предложение. Дети удаляют лишние буквы и читают предложение).
Чтенье – лучшее ученье.
Ведущий: Правильно, ребята! Почему мы можем назвать этот набор слов предложением? (Есть законченная мысль.)
– А кто из наших героев научил нас читать? (Азбука,)
– Для чего человеку нужно уметь читать?
– Давайте скажем Азбуке “Спасибо” и попрощаемся с ней (Дети хором говорят “Спасибо” Азбуке и провожают её).
Подведение итогов:
– Давайте посчитаем сколько букв вы собрали за урок,
– Сколько букв всего в русской Азбуке?
– Сколько гласных букв?
– Сколько согласных букв!
Ведущий: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за урок! Давайте скажем спасибо и нашим гостям, которые сегодня вместе с нами попрощались с Азбукой.