Ход урока
1. Организация.
2. Просмотр отрывка из киножурнала “Ералаш”.
– Пожалуйста, ваши впечатления о просмотренном .
(Ответы детей.)
– Прочитайте афоризм и пословицу, записанные на доске.
“ Вперед чужой беде не смейся, голубок” (Крылов И.)
“ Нет такого дружка, как родная матушка”.
– А вот сейчас мы познакомимся еще с одним произведением Иосифа Дика, которое называется “ Красные яблоки”.
– Какое произведение И.Дика мы читали?
(“В дебрях Кара-Бумбы” из раздела “Летние путешествия и приключения”.)
– А только ли оно о летнем отдыхе, приключениях?
(Нет, и о взаимоотношениях детей и взрослых.)
– На стр.124 рассмотрите иллюстрацию.– Что вы видите на переднем плане?на заднем? В какое время года происходят события?
– Какую мысль выразил художник?
– А теперь соедините просмотренный фильм, афоризм с пословицей и иллюстрацию, и скажите о чем мы будем читать?
(Предположения детей.)
- Чтение трудных слов на доске.
Начали балансировать
Брякнется (синоним “упадет”)
Впились глазами (всмотрелись)
– Когда будете читать, подумайте почему произведение называется “Красные яблоки”?
- Чтение про себя.
– Кто герои текста?
– Какую игру придумали ребята?
– Как вы относитесь к их развлечению?
– Так почему же произведение называется “Красные яблоки”?
3. Чтение вслух по абзацам, комментарии по ходу чтения.
1-ая часть.
1–2 абзацы.
– Как вы думаете, какое “цирковое представление” происходило за окном?
– Чью точку зрения выражает рассказчик?
– С кем сравнивает рассказчик людей на льду?
3–5 абзацы.
– Что из увиденного особенно смешило ребят?
– Все ли смеялись над упавшими?
– Что можно сказать о Валерке и Севке?
6-ой абзац.
– Какую игру придумали мальчики?
– Вы бы стали ее участниками и почему?
7–8 абзацы.
– Почему мальчики впились глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый мальчик? На чьей стороне симпатии автора? Какие слова это доказывают?
9-й абзац.
– Кто виноват в том, что на тротуаре появилось “хрустальное озерцо”? Кто должен был позаботиться о безопасности людей на дороге?
(Работники коммунальных служб, взрослые. Многие из тех, кто видел или помогал упавшему, могли оградить это место, посыпать песком. Это могли сделать и дети.)
10–11 абзацы.
– Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем – “сейчас поцелуется”?
12–13 абзацы.
– Согласны ли вы с тем, что мальчики остроумно комментируют увиденное за окном?
– Понравились бы эти комментарии тем, кто оказался на льду?
– Отчего встрепенулся Валерка?
– Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?
– Узнали мы какую роль сыграли красные яблоки в этой истории?
(Пока не узнали . Надо читать дальше.)
2-ая часть.
1–3-й абзацы.
– Что случилось с женщиной?
– Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?
4-ый абзац(диалог).
– О чем задумался Валерка?
– Понял ли состояние Валерки его друг?
– Почему закончилась игра?
- Чтение текста до конца.
– Почему Валерке становится страшно?
– Прочитайте концовку. Почему Валерка бросился к маме и стал помогать ей?
– Так почему рассказ называется “Красные яблоки”?
(Это как свет, вспышка, мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали.)
– Как бы вы поступили на месте мальчиков?
(Ответы детей.)
– Какой совет дает автор? (Чужую боль чувствуй , как свою.)
– Как вы думаете, после этого случая изменятся ли отношения к людям у Валерки и Севки?
– У кого изменилось отношение к игре и почему? Что можно сказать о Севке?
(Не понял переживаний друга, проявил бездушие, грубость, так и не понял своей неправоты.)
– Друзья или приятели мальчики?
(Приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)
– Смогут ли по-прежнему дружить мальчики и почему?
(Ответы детей.)
4. Итог урока.
– Как связаны пословица и афоризм из басни И.А.Крылова, прозвучавшие в начале урока, с текстом рассказа?
(Ответы детей.)
5. Домашнее задание.
– На одном из уроков мы говорили о счастье. Кому что нужно, чтобы быть счастливым. И вот вам надо написать сочинение – миниатюру, что нужно, чтобы счастливы были ваши родители?