Разработка урока окружающего мира: экскурсия по экологической тропе "Лучом пригретые места"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экологической системе.
  • Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определения к слову.
  • Воспитывать у детей потребность в общении с природой и бережном отношении к своему здоровью; прививать любовь к природе, развивать понимание красоты окружающего мира; практическими делами охранять и беречь природу.

Материалы: Фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, целлофановые пакеты, рабочие перчатки, карта движения по тропе,

Предварительная работа: Беседа о правилах поведения на природе, заучивание стихов о весне.

Ход экскурсии

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Подснежники”.

Учитель. – Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он.

Дети. – Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый.

Учитель. – Для того чтобы знать, чем мы будем заниматься, надо разгадать кроссворд.

Дети. – Сегодня мы будем говорить о весне.

Учитель. – Не только говорить, но и наблюдать весеннюю природу. Сегодня мы идем в парк. Тропинка здоровья вглубь парка идет

К весеннему царству она приведет
Будем мы в царстве растений гулять,
Воздухом свежим и чистым дышать.

Вы хотите прогуляться по этой тропинке, узнать много интересного? На каждой лесной тропинке нам будут встречаться чудеса.

Когда ты идешь по тропинке весной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой:
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,
Вопрос за вопросом, и так целый день!
Пойдем-ка, дружок, по тропинке с тобой
Ответы искать в нашем парке весной.

III. Проведение экскурсии.

1. Правила поведения в природе.

Учитель. – Итак, мы оказались в небольшом парке. Давайте поздороваемся с обитателями парка каждый по-своему.

Какое сейчас время года?

Дети. – Весна.

Учитель. – Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, полюбуйтесь красотой весеннего парка, когда оживает и просыпается природа. Что почувствовали, услышали?

Дети. – Свежесть, пение птиц.

Учитель. – Лесные жители видят нас, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя на природе. Уважаемые обитатели парка, мы пришли к вам как друзья. А как ведут себя настоящие друзья?

Дети. – Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения…

Учитель. – Но прежде чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в парке.

Если в парк пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай
Громко здесь нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки
С этой убегут опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
В парке ты всего лишь гость,
И плохое ты отбрось.
Покой парка береги,
Жители его нам не враги.

Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то природа затаится, испугается – и вы не узнаете ни одной ее тайны, а тайн у природы много.

2. Мы отправляемся в путешествие по тропинке.

Остановка 1. Березка. (Объект зарисовать, отметить на карте.)

Учитель. – Ребята, отгадайте загадку:

По всем странам славится
Стройная красавица;
Белые одежки,
Золоты сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Как называется это дерево?

Дети. – Береза.

Учитель. – Береза действительно дерево или, может быть, кустарник?

Дети. – Дерево.

Учитель. – почему вы так думаете? Как расположены ветки по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?

(Дети рассматривают березу и отвечают на вопросы.)

Дотроньтесь до коры березы. Какой у нее ствол?

Дети. – Холодный.

Учитель. – Береза – единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.

Ребята, посмотрите внимательно на веточки березы; что вы на них видите?

Дети. – Набухшие почки.

Учитель. – Так просыпается березка от долгого сна. В почках долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны – они постепенно просыпаются. На березке появятся не только листочки, но и сережки.

Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?

Дети. – Потому, что становится теплее, снег тает…

Учитель. – Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше.

Остановка 2. Тополь. (Раненое дерево.)

Учитель. – Ребята, посмотрите – это тополь. А что случилось с корой этого дерева? Кора дерева повреждена. Нам нужно срочно помочь этому дереву потому, что через рану дерево потеряет много сока и может погибнуть. Ведь дерево совсем молодое. (Учитель вместе с детьми обрабатывает поврежденный участок коры масляной краской.)

Дети. – Расти деревцо, не болей…

Остановка 3. Ива.

Учитель. – А это ива. Ива очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнут в землю – сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая ива. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Обратите внимание на свисающие ветви ивы и зарисуйте их.

Остановка 4. Мать и мачеха.

Учитель. – Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, на склонах оврагов появляются золотые головки мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение, лечит от простудных заболеваний.

Дети, кто из вас знает, почему это растение получило такое название?

Дети. – Верхняя сторона листа – холодная (мачеха), а нижняя – теплая (мать).

Остановка 5. Чистый парк.

Учитель. – Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в парке?

Дети. – Пакетов, бутылок, бумаги…

Учитель. – Посмотрите, а вокруг нас много такого мусора.

Что же нам делать?

Дети. – Давайте уберем, чтобы было чисто. (Дети убирают парк от мусора, предварительно надев перчатки.)

Учитель. – Как стало красиво! Вы настоящие друзья природы!

Остановка 6. Тренинг “Сила от природы”.

Учитель. – Встаньте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, ощутите, как “бегут” под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево.

Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?

Дети. – Я стала такой же большой, как это дерево. У меня появилось больше сил…

Учитель. – Нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.

IV. Подведение итогов экскурсии.

  1. Беседа о признаках весны. (Тает снег, появились ручьи, набухли почки…)
  2. Рассказы детей об увиденном.
  3. Стихи, загадки, пословицы о весне.
  4. Рисование на тему: “Весна пришла”.