Цель:
- закрепить, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем питаются, где живут, как размножаются;
- развивать творческие способности;
- воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: кукла Незнайка, игрушка Цыпленок, гнездышко, иллюстрации птиц, запись голосов птиц.
Предшествующая работа: знакомство с зимующими птицами, перелетными, домашними, отгадывание и заучивание загадок, стихотворений, пение песен, слушание в грамзаписи голосов птиц, рассматривание чучел птиц, иллюстраций, рисование птиц, лепка.
Методические приемы: приход Незнайки, игры по ТРИЗ и РТВ: “Волшебная лесенка”, “Маленькие человечки”, “Хорошо-плохо”, “Наоборот”, “Теремок”, “Фантастическая птица”, вживание в образ.
Ход занятия
Приходит в гости кукла Незнайка (озвучивает воспитатель):
– Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться!
– Знаете, почему меня так зовут?
– Да, я еще много не знаю, поэтому спешил к вам на занятие. Я шел через лес, а там такие песни слышал красивые, что решил и вам их принести. Хотите послушать? (Запись птичьих голосов.) О чем эти песни? (эмпатия)
– Кто их поет?
– Я знаю кто такие птицы: это заяц, лиса, волк, медведь…Нет? (Провокация.) А кого я назвал?
– Как узнать: кто птица? Что у нее есть? (Подсистема.)
Воспитатель (В). – Незнайка, ребята помогут тебе разобраться, кто такие птицы. Они знают, что птицы бывают дикими и …домашними. Почему их называют “дикими”?
– А почему “домашними”?
– Запомнил, Незнайка? А еще, ребята знают, что дикие птицы бывают какими?
– Назовите зимующих птиц Незнайке, чтобы он их запомнил.
Незнайка (Н). – Я вот только не понял, почему их так называют?
В. – Ребята тебе, Незнайка, и стихотворение про зимующую птицу расскажут.
Физминутка.
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик, чик-чирик.
Н. – Расскажите мне про какую-нибудь птичку.
В. – Мы знаем игру, Незнайка, которая все-все расскажет тебе. Ребята, что это за игра?
(СО – “Волшебная лесенка”. Дети заполняют экраны системного оператора.)
О какой птичке мы расскажем Незнайке?
Н. – Ну теперь я все про зимующих птиц знаю. А кто такие “перелетные птицы”?
Так это я их песни слышал в лесу. А вы их названия знаете?
В. – Мы и стихотворенье про одну птичку расскажем
Физминутка.
С юга скворушки летят
В новом доме жить хотят
За работу, нам пора
Строить скворушкам дома.
Н. – А что такое скворечник?
В. – Мы тебе сейчас модель скворечника построим и тебе все будет понятно.
(“Маленькие человечки”. Ребенок, назвав часть скворечника, определяет, какие человечки в ней живут и выходит строить модель, став этим человечком.)
Незнайка, это мы тебе рассказали про диких птиц, а теперь попробуй, угадай названия домашних из загадок.
Дети загадывают загадки.
Желтые клубочки
Ходят возле квочки.
Шипит, гогочет,
Щипнуть меня хочет,
Я иду – не боюсь,
Кто же это?
Живет во дворе,
Встает на заре,
На голове гребешок,
Кто же это?
Н. – Вот теперь я про всех птиц знаю. Как бы я хотел быть тоже птицей! А вы хотите ребята? А ваши гости? Ребята, ведь это так здорово уметь летать! Что в этом хорошего? А что в этом плохого, кому не нравится летать, почему?
Птицы все в перышках ходят. Что в этом хорошего? А что плохого?
У них вместо рук крылья, что в этом хорошего? Что плохого?
(“Хорошо-плохо”.)
В. – Незнайка, мы с ребятами знаем песню, где мальчик хотел, чтобы у него вместо волос на голове росли не перышки, а цветочки. Хочешь, мы тебе ее споем?
(Песня “Кудряшки”.)
Н. – Ребята, а вы можете придумать совсем новую птицу, какой в жизни нет?
В. – Давайте придумаем новую домашнюю птицу.
(“Фантастическая птица” – морфологический ящик. “Собираем” новую птицу из частей разных домашних птиц.)
В. – Ребята, давайте пригласим Незнайку на птичий двор, покажем, как там живут настоящие домашние птицы.
(Вживание в образ.) Утро. Купание. Вечер.
Н. – Посмотрите, кого я встретил на вашем птичьем дворе. Кто это? (Показывает цыпленка.) Почему он плачет?
Чем мы можем ему помочь?
В. – Давайте поиграем с ним в игру “Теремок”? В теремке с цыпленком будет жить та птица, которая назовет, что между его жильцами общего.
Посмотрите, как обрадовался цыпленок, ему даже петь захотелось.
А еще он хочет угостить всех своим любимым лакомством. Что он любит? (Угощает детей зернами семечек.)
– Незнайка, понравилось тебе на нашем занятии? А вам ребята? У нас на веранде живут самые настоящие птицы, тебе ребята их сейчас покажут и все о них расскажут.