Создавая здоровьесберегающее пространство для сохранения и укрепления здоровья учащихся, работая над целью внедрения в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий, педагогический коллектив школы продолжил работу над методической темой “Здоровье школьника – фактор его успешного развития”.
Планирование школы осуществлялось в соответствии с теми целями и задачами, которые сформулированы в программе развития школы, с приоритетами школы, при этом учитывалась реалистичность плана, согласованность сроков исполнения, наличие контроля исполнения.
Научно-методическую деятельность коллектива возглавлял методический совет. В его состав входили представители администрации, руководители предметных методических объединений, творческих групп. В течение учебного года методический совет координировал и направлял усилия коллектива на развитие образования, обеспечение его программно-методическими ресурсами, решение методической проблемы школы. За год проведено десять заседаний методического совета, на которых рассмотрены вопросы разработки планов работы, их исполнения, анализа проведенных мероприятий.
Анализ эффективности научно-методической деятельности в 2008–2009 учебном году рассмотрен в соответствии со следующими вопросами:
– информационно-методическое обеспечение УВП,
– работа с педагогическими кадрами,
– методические недели, семинары, мастер-классы.
I. Информационно-методическое обеспечение УВП.
Основной формой взаимодействия администрации и педагогического коллектива является обмен информацией, индивидуальные и групповые консультации, собеседования, совещания при директоре, при завуче. Администрация старалась шире включать педагогов в процесс управления школой. Вопросы, важнейшие для коллектива, решались совместно с учителями (определение целей, задач, приоритетов деятельности, анализ перспектив развития школы, ее возможностей). Администрация ориентировала педколлектив на саморазвитие и поощряла тех, кто делает успехи, помогает другим самореализовываться.
Была создана благоприятная обстановка для выполнения учителями образовательных программ, введения новых технологий, разработки и внедрения авторских программ (элективных курсов). Следует отметить, что учителя активно включались в процесс повышения своего профессионального мастерства через посещение курсов, семинаров, участие в работе круглых столов, конференций, выступали с докладами на заседаниях методических объединений.
В целях изучения вопросов теории и практики по использованию в процессе обучения здоровьесберегающих технологий, повышения педагогического мастерства были проведены: – педагогический совет “Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся”,
– городской семинар “Реализация программы “Ключи здоровья”,
– единый методический день “Развитие интеллектуального и творческого потенциала
учащихся”,
– конференция “Итоги работы педагогического коллектива по методической теме
школы”.
Развитию компетентности в вопросах самодиагностики и мониторинга способствовало проведение методистом Сабитовой Н.А. практического семинара “Портфолио учителя”.
Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана: проанализированы содержание, результаты работы по различным учебникам, используемым учителями, преемственность и логичность, взаимосвязь по параллелям и годам обучения, отобраны определенные комплекты учебников, в том числе и для обеспечения профильного обучения.
Нерешенные проблемы: недостаточное оснащение методического кабинета методической литературой, не оформлен информационный стенд по методической теме школы.
Необходимо продолжить оснащение методического кабинета литературой, оформить стенд.
II. Работа с педагогическими кадрами.
1. Статистические данные о педагогических кадрах на конец 2008–2009 учебного года.
Состав педагогических работников по категориям.
Высшая | Первая | Вторая | Без категории |
18 | 28 | 8 | 1 |
Повышение квалификации
Учебный год | Количество педработников (всего) | Количество педработников, прошедших курсовую подготовку | % | Количество руководителей (всего) | Количество руководителей, прошедших курсовую подготовку | % |
2006–2007 | 61 | 16 | 26 | 6 | 2 | 33 |
2007–2008 | 58 | 22 | 38 | 6 | 0 | 0 |
2008–2009 | 50 | 11 | 22 | 5 | 2 | 40 |
Состав педагогических работников по возрасту
До 30 лет | 30–40 лет | 40–50 лет | Свыше 50-ти лет |
2 | 21 | 24 | 8 |
Состав по стажу работы
До 10 лет | 10–15 | 15–20 | 20–25 | Свыше 25 лет |
3 | 8 | 14 | 12 | 14 |
Нерешенные проблемы: большое количество педагогов в возрасте от 45 лет и старше. Данная возрастная категория учителей не всегда заинтересована в проявлении своих профессиональных качеств в рамках как школьных, так и городских мероприятий.
2. Аттестация кадров.
Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.
В 2008–2009 учебном году перед аттестационной комиссией школы стояли следующие задачи:
– изучение документов, материалов педагогических работников, подлежащих
аттестации,
– создание условий для роста профессионального мастерства и повышения
квалификационной категории педагогических работников образовательного
учреждения.
Поставленные задачи в течение года выполнены полностью. Аттестацию проходили 7 педагогических работников. Из них 4 человека аттестовались с первой категории на первую, 1 – с высшей на высшую, 1 – со второй на первую, 1 – аттестовался впервые на вторую. Для повышения профессионального мастерства педагогов методической службой совместно с аттестуемыми составлялся план мероприятий по прохождению процедуры аттестации. В соответствии с планом опыт работы педагогических работников представлялся на заседаниях методических объединений, педагогических советах, семинарах, конференциях. Это позволило аттестующимся продемонстрировать свои возможности, представить опыт работы широкой аудитории. Присвоение категорий аттестационной комиссией управления образования Сургутского района и главной аттестационной комиссией Департамента образования и науки Ханты-Мансийского округа-Югры прошло без рекомендаций.
В 2008–2009 учебном году в качестве форм аттестации педагогическими работниками школы были выбраны творческий отчет и проведение открытых занятий. Оформление творческих отчетов проводилось с учетом требований и затруднений не вызвало. На хорошем уровне прошла защита творческих работ всех аттестуемых. Все педагоги грамотно оформили теоретическую часть творческого отчета, раскрыли цели и задачи своей педагогической деятельности, представили диагностику. Практическая часть творческих отчетов представлена в виде дидактических пособий, методических статей, напечатанных в различных изданиях. Наиболее содержательным, ярким, с показом презентации было выступление Морозовой Т.И. при аттестации на высшую категорию. Все открытые мероприятия аттестуемыми были проведены на высоком уровне, получили хорошие экспертные оценки.
За три года увеличилось число педагогов первой и высшей квалификационной категорий. В 2006–2007 учебном году с первой на высшую категорию аттестовано 6 педагогов, со второй на первую – 1 педагог; в 2007–2008 учебном году с первой категории на высшую – 2 педагога, со второй на высшую – 1 педагог, со второй на первую – 4 педагога; в 2008–2009 учебном году с со второй на первую – 1 педагог, впервые на вторую – 1 педагог.
Планируется в 2009–2010 учебном году подготовить на высшую квалификационную категорию 1 педагога (учитель химии). Отработать такие формы аттестации, как защита авторской программы, самоанализ личного педагогического опыта, портфолио учителя.
Нерешенные проблемы: учителя школы аттестуются активно, однако к аттестации на высшую категорию подходят с опаской. Поэтому в школе недостаточное количество учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, хотя, есть педагоги, которые, по мнению администрации, заслуживают ее. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации на высшую квалификационную категорию.
3. Повышение квалификации педагогических кадров.
На основании самоанализа педагогической деятельности, заявленной темы
самообразования педагогических работников школы и аттестационной работы
определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов школы.
Составлен перспективный план повышения квалификации до 2013 года. В школе
создана система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать
педагогическое мастерство. Имеются статистические данные о курсовой подготовке
педагогических кадров за последние три года.
Отслеживается эффективность курсовой подготовки, которая подтверждается разработкой программ элективных курсов, методических рекомендаций, а также публикациями учителей школы.
Проводится курсовая подготовка педагогов по их адаптации в современном информационном пространстве и использованию информационных технологий в учебном процессе. На конец 2008–2009 учебного года курсы повышения квалификации “Информационные технологии в деятельности учителя-предметника” прошли 35 педработников. Как следствие, увеличилось количество уроков с использованием ИКТ, а также разработка научно-исследовательских проектов с применением Интернет – ресурсов.
Нерешенные проблемы: не все педагоги представляют в методический кабинет материалы прослушанных курсов и не знакомят с ними своих коллег на заседаниях методических объединений. Необходимо рекомендовать руководителям МО включить в план работы отчет членов методических объединений о пройденных курсах и перспективах использования материалов этих курсов в своей работе.
4. Передовой педагогический опыт (публикации, выступления).
Учителя школы представляли свой опыт на сайте издательского дома “Первое сентября”, участвуя в фестивале “Открытый урок”. Напечатаны разработки уроков и методические статьи учителей Морозовой Т.И., Махнач Л.Н., Ибрагимовой Х.М., Ивановой Н.Н., Трушановой И.А. , Баяновой А.Ю., Антошкиной Е.В., Фатьяновой В.В., Шакировой Э.Р.
Для участия в конкурсе инноваций, проводимом журналом “Инновации в школе”, представлена программа “Ключи здоровья”, разработанная под руководством Махнач Л.Н.
В марте 2009 года 10 учителей школы заявили об участии в региональной конференции “Знаменские чтения”, которая должна была пройти в г.Сургуте. Конференция не состоялась, но в сентябре 2009 года будет напечатан сборник статей, в который включены все представленные от школы выступления.
Нерешенные проблемы: в школе не сформирована система работы по обобщению передового педагогического мастерства. Необходимо на заседании методического совета рассмотреть вопрос о создании творческой группы по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
5. Поощрения учителей.
В этом учебном году в рамках наградной кампании, в целях морального поощрения и стимулирования работников образования, в марте 2009 года 2 педагога были представлены к наградам Министерства образования и науки Российской Федерации. Два педагога школы – Зинченко Н.В., учитель русского языка и литературы, Прыкина Л.В., учитель истории и обществознания – подали документы на участие в конкурсе на премию Президента РФ за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. Прыкина Л.В. по итогам конкурса награждена дипломом победителя и денежной премией в размере 100 тысяч рублей.
В марте 2009 года в наградную комиссию районного управления образования были поданы документы на 8 учителей школы. Шесть из них награждены грамотой управления образования и двое – благодарственным письмом.
По итогам учебного года, за активное участие в методической работе и развитие творческого потенциала учащихся, многие педагоги школы были награждены грамотой администрации школы.
Нерешенные проблемы: в школе большое количество учителей “стажистов”. Необходимо более активно готовиться к наградной кампании и представлять характеристики учителей к той или иной награде.
V. Методические недели, семинары, мастер-классы.
В ноябре 2008 года в школе проведен городской семинар “Реализация программы “Ключи здоровья”, на котором подведены предварительные итоги внедрения программы в учебно-воспитательный процесс. Программа была разработана под руководством Махнач Л.Н. и принята в качестве основной в 2006–2007 учебном году. На семинаре присутствовали учителя-психологи, методисты, заместители директоров по оздоровительной работе школ города. В программу семинара было включено проведение уроков, динамических пауз, занятий кружка “Здоровое будущее”, выступление специалистов службы сопровождения, экскурсии по школе. По итогам семинара был проведен круглый стол, на котором гости дали высокую оценку всем предложенным мероприятиям.
В декабре 2008 года на базе школы прошла кустовая конференция “Преемственность в образовании дошкольника и младшего школьника (логопедический аспект)”. Целью конференции было объединение усилий детского сада и школы в деятельности по речевому развитию дошкольника для дальнейшего успешного освоения им образовательных программ (особенно по родному языку). На конференции был рассмотрен круг вопросов:
– раннее выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольных
учреждениях;
– взаимосвязь ДОУ, семьи и школы по формированию речевой готовности детей к
школе;
– выработка единых подходов детского сада и школы к речевой подготовке детей;
– необходимость передачи сведений о речевой подготовке выпускников детского сада
учителю-логопеду школы.
По итогам работы конференции были выработаны предложения и рекомендации по объединению усилий детского сада и школы в направлении логопедических проблем.
В апреле 2008–2009 учебного года в школе проведена методическая неделя “Дни наук”. Цель проведения:
1. Представление педагогами методических идей, приемов.
2. Развитие творческих способностей учащихся через привлечение к предметной урочной (нестандартные формы) и внеурочной (викторины, КВН, турниры, конкурсы) деятельности.
В течение недели были предложены разнообразные мероприятия согласно графикам проведения методических дней.
Учителям МО английского языка выпала честь открытия недели. В этот (21.04.09) день ими было запланировано и успешно проведено 3 открытых урока, 6 внеурочных мероприятий. Все мероприятия были продуманы, тщательно подготовлены. Уроки Антошкиной Е.В. (5б класс, тема “Достопримечательности Лондона”), Шакировой Э.Р. (7а класс, тема “Грамматика?!”), Фатьяновой В.В. (5б класс, тема “Настоящее продолженное время”) прошли на высоком методическом уровне.
Во вторник (22.04.09) уроки и внеурочные мероприятия проводили учителя МО развивающего цикла. По причине отсутствия Лебедевой И.О., Вороновой Н.Н., Сиднева В.А. в этот день не проходило уроков и мероприятий по музыке, ОБЖ, технологии у девочек. Однако день был достаточно насыщен: викторина для мальчиков по технологии (Кизиченко Ю.В.), урок-соревнование по пионерболу для 5-х классов (Лысюк В.Н.), соревнование по волейболу между мальчиками 8-ых классов (Эмих В.Л.), веселые старты для учащихся 3-х классов (Лысюк В.Н.), шахматный турнир для учащихся 5-х классов, сеанс одновременной игры в шахматы для учащихся 4–8-х классов (Иванов А.Н.). Уроки и внеклассные мероприятия по предметам развивающего цикла проведены на высоком методическом уровне, эмоционально, творчески, способствовали развитию интереса, повышению мотивации.
Самым насыщенным по количеству мероприятий был день математики (23.04.09). Учителями этого МО было проведено четыре открытых урока, два внеклассных мероприятия, на переменах проводилась работа по выявлению самых эрудированных, организована выставка творческих работ “Циркуль”, школа была оформлена газетами, учащиеся 10б класса показали софизмы в начальном и среднем звене. На открытых уроках “Умники и умницы” ученики пополнили свой запас знаний, повторили учебный материал. А пятиклассники узнали, что Краснова Л.В. умеет проводить математические веселые старты и с удовольствием в них поучаствовали. Не остались в стороне и учителя, свободные от четвертого урока – им было предложено попробовать свои силы в составлении презентаций под руководством учителя информатики Перницкой Т.Ф. Заключительным, ярким событием стал конкурс презентаций, составленных учащимися 7–11 классов.
В четверг (24.04.09) проводили свои мероприятия сразу два МО: русского языка и литературы и общественных наук. Методический день был посвящен жизни и творчеству Солженицына А.И. Был составлен план работы, согласно которому проводились мероприятия в течение дня. Открытие праздника началось с показа фильма о переселенцах и вручения конвертов с заданиями по русскому языку. Учащиеся 9-х классов смогли принять участие в программе “Умники и умницы” по повести Солженицына А.И. “Один день Ивана Денисовича” и показать знание текста. Провела мероприятие Ибрагимова Х.М., уровень подготовки учащихся – достаточный. Необычным в этот день был урок литературы и истории, посвященный рассказу А.И.Солженицына “Матренин двор”, подготовленный Литвиченко Т.А. и Зинченко Н.В. Урок проведен на основе информационных и здоровьесберегающих технологий, учащиеся участвовали в инсценировке, использовано музыкальное оформление и иллюстрации учащихся. Нетрадиционная форма урока способствовала поддержанию высокой активности, интереса учащихся, развитию умения вести дискуссию, грамотно строить монологическую речь. Необычно новым для учащихся 3б класса стал брейн-ринг по теме “Экономика”. Подготовили мероприятие Прыкина Л.В., Трушанова И.А., служба ОДК. Не менее интересным и занимательным был урок – игра, подготовленный Окс Л.Н. для 9а класса, на котором учащиеся увидели и проанализировали на конкретных примерах последствия нарушения прав и правил поведения. Заключительным аккордом стала игра “По страницам истории древнего мира”, проведенная Литвиченко Т.А. для 5-х классов.
Целью проведения дня естественных наук (25.04.09) было формирование познавательного интереса учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, здорового образа жизни, экологической культуры. День открыли “бакалавры” наук в мантиях, с эмблемами. В течение дня было проведено 3 открытых урока, одно внеклассное мероприятие, выступления в начальной школе. Все учителя подготовили и провели уроки в нетрадиционной форме. Урок химии Есипенко Ф.Н. “Периодическая таблица химических элементов” прошел с использованием инсценировки “Д.И.Менделеев”; урок Сабитовой Н.А. проведен в игровой форме для учащихся 8б класса по теме “Технологии настоящего и будущего”, урок по теме “Электричество” в 8а классе проведен Ивановым А.Н. в форме лабораторной работы.
На заседании методического совета школы по итогам недели было решено считать методическую неделю проведенной на высоком методическом уровне.
Нерешенные проблемы: не было запланировано мероприятия районного масштаба, хотя уровень проведения семинара и кустовой конференции позволяет считать это возможным. Необходимо при планировании работы на следующий учебный год рассмотреть возможность проведения мероприятия районного масштаба.
Выводы. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний МО, педагогических советов, семинаров отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы на 2008–2009 учебный год выполнены. Повысился профессиональный уровень учительского коллектива, выросла активность учителей, их стремление к творчеству, самоанализу деятельности. При проведении методической недели учителя проявили отличные организаторские способности, выдумку, творчество. Разнообразные формы проведения мероприятий вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих интеллектуального творчества, в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Активизировалась работа педагогов с одаренными детьми.
Приоритетные направления в научно-методической работе на 2009/2010 учебный год.
- Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий каждым учителем школы.
- Внедрение ИКТ в образовательный процесс.
- Повышение педагогического мастерства, обобщение и распространение передового опыта.
- Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
- Одаренные дети.
- Усиление роли школьной библиотеки во внедрении новых технологий обучения, осуществлении научно-исследовательской деятельности учащихся.