Цели и задачи:
- Развитие познавательного интереса;
- Умения переносить знания в новые условия;
- Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к предмету, к процессу познания путем разнообразных методов и приемов;
- Развивать самостоятельность и ответственность ученика за результаты своей деятельности;
- Воспитывать коммуникативные способности учащихся при работе в коллективе.
Действующие лица: команды из 9-х классов.
Оборудование: на доске плакат “счастливый случай”, съемные плакаты с названием гейма; класс украшен математическими газетами, ребусами, шарами, высказываниями о математике.
Вступление.
Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на игре “Счастливый случай”!
Ученик 1.
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Не вспоминать недобрым этот час.
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
На все вокруг обдуманно взглянуть,Пусть ты не станешь Пифагором,
Как хотел бы, может, быть,
Но будешь ты рабочим, а может, и ученым
И будешь математику любить.
Ученик 2. Вы уже неоднократно, ребята, принимали участие в разных играх, но вот в математической викторине “Счастливый случай” многие из вас участвуют впервые. И поэтому сегодняшнюю игру я хочу продолжить словами:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Учитель. Но наши команды уже приготовились идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но из счастливый случай. И сейчас я с удовольствием передаю слово нашим дружным командам – учащимся 9-х классов.
(Перед началом игры и перед каждым геймом звучит запись мелодии “Счастливый случай”.)
Первый гейм “Дальше… дальше… дальше…”
Учитель. За две минуты каждой команде надо дать наибольшее количество правильных ответов.
Вопросы первой команде
- Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика.)
- Место, занимаемое цифрой в записи числа. (Разряд.)
- Сколько корней квадратного уравнения, если дискриминант больше нуля? (Два.)
- Третий месяц каникул. (Август.)
- Уравнение вида ах= b. (Линейное.)
- Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (Ноль.)
- Кто ввел прямоугольную систему координат? (Рене Декарт.)
- Сколько дней в летних каникулах? (92 дня.)
- Треугольник со сторонами 3,4,5. (Египетский.)
- Является ли 8 точным квадратом? (Нет.)
- Метод Эратосфена, в котором простые числа “отсеиваются” от составных. (Решето.)
- На какое наименьшее целое число делится без остатка любое целое число? (На один.)
- Другое название независимой переменной. (Аргумент.)
Вопросы второй команде.
- Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики -… (Арифметика.)
- Специальный символ для обозначения математических понятий и операций. (Знак.)
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше нуля? (Нисколько.)
- Первый месяц зимы. (Декабрь.)
- Уравнение второй степени. (Квадратное.)
- Утверждения, которые не доказываются. (Аксиома.)
- Сколько раз в году встает солнце? (365 раз.)
- Будут ли числа 1,2,8 арифметической прогрессией? (Нет.)
- Сколько граней у неочищенного граненного карандаша? (8 граней.)
- На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя.)
- Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов? (10 рублей.)
- На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (На ½.)
Второй гейм “Ты – мне, я – тебе”.
Команды обмениваются заранее приготовленными вопросами
Третий гейм “Заморочки из бочки”.
Учитель. Команды должны по очереди вытаскивать бочонки от 1 до 8, каждому числу соответствует вопрос под тем же номером.
Ученик 1.
Ноль подставил спинку брату,
Тот забрался, не спеша, –
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Посмотри, оборотись!(Восемь.)
Ученик 2.
Десятки превратил он в сотни,
А может в миллионы превратить,
Он среди чисел равноправен,
Но на него нельзя делить.(Ноль.)
Ученик 1.
Когда меня ты ранишь, то не плачешь
И все – таки слезу смахнешь с лица,
А сменишь букву – выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца.(Лук – луч.)
Ученик 2.
Я цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве “Я” прикажешь
Рядом встать! Я – все!
Отец, и ты, и дедушка, и мать.(Семья.)
Ученик 1. Баба Яга утверждает, что Змей Горыныч не пролетит 1000 км без дозаправки. Кощей Бессмертный поспорил с ней на бочку кваса, что пролетит. Змей Горыныч пролетел 4 часа со скоростью 247 км / ч, совершив вынужденную посадку, и съел Ивана Царевича. Проспорила Баба Яга бочку кваса или нет? (Не проспорила.)
Ученик 2. Коля и Толя купили по 5 пирожных. Коля съел свои пирожные за 6 минут и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Толя ел каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля? (По 14 минут.)
Ученик 1. На шее артиста Худущенко сидят его жена Эльвира, две взрослые дочери Ася и Тася и трое маленьких сыновей – Миша, Гриша и Тима. Сколько человек сидит на шее артиста цирка? (Нисколько.)
Четвертый гейм “Темная лошадка”.
Идет рассказ о ведущем. Команды должны по рассказу узнать кто это. И дальше он задает им различные вопросы, связанные с математикой, подготовленные заранее.
Пятый гейм “Гонка за лидером”.
Вопросы команде – лидеру (на 1 минуту).
- Высший балл в школах России. (Пять.)
- Направленный отрезок. (Вектор.)
- Город, состоящий из 101 имени. (Севастополь.)
- Геометрия, в которой изучаются фигуры на плоскости. (Планиметрия.)
- Сумма одночленов. (Многочлен.)
- Сколько лет просидел Илья Муромец? (33 года.)
- Наименьшее четное число. (Два.)
- Сумма углов любого треугольника. (180°.)
- Геометрическая фигура в любовных делах. (Треугольник.)
- Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб.)
- Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый.)
- Что является графиком функции у= k/х ? (Гипербола.)
- Треугольник, у которого есть прямой угол. (Прямоугольник.)
- Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус.)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная.)
- Масса кубического дециметра воды. (Килограмм.)
- Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус.)
- Соперник нолика. (Крестик.)
- Фигура, состоящая из точек и последовательно соединяющих их отрезков. (Ломаная.)
Вопросы второй команде.
- Очень плохая оценка знаний. (Единица.)
- Простейшая линия в геометрии. (Прямая.)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
- Равенство с переменной. (Уравнение.)
- Сколько музыкантов в квартете? (Четыре.)
- Наименьшее натуральное число. (Один.)
- Сотая часть числа. (Процент.)
- Треугольный платок. (Косынка.)
- Параллелограмм, у которого все углы прямые. (Прямоугольник.)
- Сколько пьес во “Временах года” П.И. Чайковского? (Двенадцать.)
- Наука о свойствах геометрических фигур. (Геометрия.)
- Что является графиком функции у = kx+b ? (Прямая.)
- Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний.)
- Отношение противолежащего катета к прилежащему. (Тангенс.)
- Объем килограмма воды. (Литр или дм³.)
- Часть прямой. (Полупрямая, луч, отрезок.)
- Сумма всех сторон угольника. (Периметр.)
- Уравнения, имеющие одни и те же корни. (Равносильные.)
- Замкнутая ломаная, звенья которой не лежат на одной прямой. (Многоугольник.)
Жюри подводит итоги и награждает победившую команду.
Литература:
- Час занимательной математики/ Под ред. Л.Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 176 с.
- Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап, 1998. – 176 с., илл.