Внеклассное мероприятие по математике

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  1. Развитие познавательного интереса;
  2. Умения переносить знания в новые условия;
  3. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к предмету, к процессу познания путем разнообразных методов и приемов;
  4. Развивать самостоятельность и ответственность ученика за результаты своей деятельности;
  5. Воспитывать коммуникативные способности учащихся при работе в коллективе.

Действующие лица: команды из 9-х классов.

Оборудование: на доске плакат “счастливый случай”, съемные плакаты с названием гейма; класс украшен математическими газетами, ребусами, шарами, высказываниями о математике.

Вступление.

Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на игре “Счастливый случай”!

Ученик 1.

Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Не вспоминать недобрым этот час.
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
На все вокруг обдуманно взглянуть,

Пусть ты не станешь Пифагором,
Как хотел бы, может, быть,
Но будешь ты рабочим, а может, и ученым
И будешь математику любить.

Ученик 2. Вы уже неоднократно, ребята, принимали участие в разных играх, но вот в математической викторине “Счастливый случай” многие из вас участвуют впервые. И поэтому сегодняшнюю игру я хочу продолжить словами:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Учитель. Но наши команды уже приготовились идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но из счастливый случай. И сейчас я с удовольствием передаю слово нашим дружным командам – учащимся 9-х классов.

(Перед началом игры и перед каждым геймом звучит запись мелодии “Счастливый случай”.)

Первый гейм “Дальше… дальше… дальше…”

Учитель. За две минуты каждой команде надо дать наибольшее количество правильных ответов.

Вопросы первой команде

  1. Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика.)
  2. Место, занимаемое цифрой в записи числа. (Разряд.)
  3. Сколько корней квадратного уравнения, если дискриминант больше нуля? (Два.)
  4. Третий месяц каникул. (Август.)
  5. Уравнение вида ах= b. (Линейное.)
  6. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (Ноль.)
  7. Кто ввел прямоугольную систему координат? (Рене Декарт.)
  8. Сколько дней в летних каникулах? (92 дня.)
  9. Треугольник со сторонами 3,4,5. (Египетский.)
  10. Является ли 8 точным квадратом? (Нет.)
  11. Метод Эратосфена, в котором простые числа “отсеиваются” от составных. (Решето.)
  12. На какое наименьшее целое число делится без остатка любое целое число? (На один.)
  13. Другое название независимой переменной. (Аргумент.)

Вопросы второй команде.

  1. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики -… (Арифметика.)
  2. Специальный символ для обозначения математических понятий и операций. (Знак.)
  3. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше нуля? (Нисколько.)
  4. Первый месяц зимы. (Декабрь.)
  5. Уравнение второй степени. (Квадратное.)
  6. Утверждения, которые не доказываются. (Аксиома.)
  7. Сколько раз в году встает солнце? (365 раз.)
  8. Будут ли числа 1,2,8 арифметической прогрессией? (Нет.)
  9. Сколько граней у неочищенного граненного карандаша? (8 граней.)
  10. На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя.)
  11. Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов? (10 рублей.)
  12. На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (На ½.)

Второй гейм “Ты – мне, я – тебе”.

Команды обмениваются заранее приготовленными вопросами

Третий гейм “Заморочки из бочки”.

Учитель. Команды должны по очереди вытаскивать бочонки от 1 до 8, каждому числу соответствует вопрос под тем же номером.

Ученик 1.

Ноль подставил спинку брату,
Тот забрался, не спеша, –
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Посмотри, оборотись!

(Восемь.)

Ученик 2.

Десятки превратил он в сотни,
А может в миллионы превратить,
Он среди чисел равноправен,
Но на него нельзя делить.

(Ноль.)

Ученик 1.

Когда меня ты ранишь, то не плачешь
И все – таки слезу смахнешь с лица,
А сменишь букву – выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца.

(Лук – луч.)

Ученик 2.

Я цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве “Я” прикажешь
Рядом встать! Я – все!
Отец, и ты, и дедушка, и мать.

(Семья.)

Ученик 1. Баба Яга утверждает, что Змей Горыныч не пролетит 1000 км без дозаправки. Кощей Бессмертный поспорил с ней на бочку кваса, что пролетит. Змей Горыныч пролетел 4 часа со скоростью 247 км / ч, совершив вынужденную посадку, и съел Ивана Царевича. Проспорила Баба Яга бочку кваса или нет? (Не проспорила.)

Ученик 2. Коля и Толя купили по 5 пирожных. Коля съел свои пирожные за 6 минут и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Толя ел каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля? (По 14 минут.)

Ученик 1. На шее артиста Худущенко сидят его жена Эльвира, две взрослые дочери Ася и Тася и трое маленьких сыновей – Миша, Гриша и Тима. Сколько человек сидит на шее артиста цирка? (Нисколько.)

Четвертый гейм “Темная лошадка”.

Идет рассказ о ведущем. Команды должны по рассказу узнать кто это. И дальше он задает им различные вопросы, связанные с математикой, подготовленные заранее.

Пятый гейм “Гонка за лидером”.

Вопросы команде – лидеру (на 1 минуту).

  1. Высший балл в школах России. (Пять.)
  2. Направленный отрезок. (Вектор.)
  3. Город, состоящий из 101 имени. (Севастополь.)
  4. Геометрия, в которой изучаются фигуры на плоскости. (Планиметрия.)
  5. Сумма одночленов. (Многочлен.)
  6. Сколько лет просидел Илья Муромец? (33 года.)
  7. Наименьшее четное число. (Два.)
  8. Сумма углов любого треугольника. (180°.)
  9. Геометрическая фигура в любовных делах. (Треугольник.)
  10. Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб.)
  11. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый.)
  12. Что является графиком функции у= k/х ? (Гипербола.)
  13. Треугольник, у которого есть прямой угол. (Прямоугольник.)
  14. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус.)
  15. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная.)
  16. Масса кубического дециметра воды. (Килограмм.)
  17. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус.)
  18. Соперник нолика. (Крестик.)
  19. Фигура, состоящая из точек и последовательно соединяющих их отрезков. (Ломаная.)

Вопросы второй команде.

  1. Очень плохая оценка знаний. (Единица.)
  2. Простейшая линия в геометрии. (Прямая.)
  3. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
  4. Равенство с переменной. (Уравнение.)
  5. Сколько музыкантов в квартете? (Четыре.)
  6. Наименьшее натуральное число. (Один.)
  7. Сотая часть числа. (Процент.)
  8. Треугольный платок. (Косынка.)
  9. Параллелограмм, у которого все углы прямые. (Прямоугольник.)
  10. Сколько пьес во “Временах года” П.И. Чайковского? (Двенадцать.)
  11. Наука о свойствах геометрических фигур. (Геометрия.)
  12. Что является графиком функции у = kx+b ? (Прямая.)
  13. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний.)
  14. Отношение противолежащего катета к прилежащему. (Тангенс.)
  15. Объем килограмма воды. (Литр или дм³.)
  16. Часть прямой. (Полупрямая, луч, отрезок.)
  17. Сумма всех сторон угольника. (Периметр.)
  18. Уравнения, имеющие одни и те же корни. (Равносильные.)
  19. Замкнутая ломаная, звенья которой не лежат на одной прямой. (Многоугольник.)

Жюри подводит итоги и награждает победившую команду.

Литература:

  1. Час занимательной математики/ Под ред. Л.Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 176 с.
  2. Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап, 1998. – 176 с., илл.