Цели: научить решать уравнения с неизвестными вычитаемыми на основе взаимосвязи между частью и целым; закрепить умение решать текстовые задачи, навыки быстрого, стабильного счета в пределах 9; развивать память, внимание, логическое мышление, аналитические и математические способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сегодня мы научимся решать новые уравнения, в которых неизвестно вычитаемое, будем учиться решать задачи, примеры.
II. Актуализация.
– К нам в гости сегодня пришли гномы ОХ и АХ (учитель показывает картинки гномов и прикрепляет на доску).
Жили-были Ах и Ох.
Ох был грустный, недовольный,
Ах веселый и проворный
Ох учиться не хотел,
Ах читать, считать умел.У Аха в доме был порядок, на огороде много грядок.
На них росли лук и чеснок, петрушка, свекла и горох.У Оха в доме много пыли, в углах по 2–3 паутины.
А что растет на огороде?
Сорняк у Оха в большой моде.За что ни взялся бы наш Ах работа спорится в руках
За что ни взялся бы наш Ох услышишь только “Ох” и вздох.
– Однажды Ох пришел к Оху и застал его в грустном настроении. Ох занимался математикой. Он говорил “Ох…Ох, я никогда не научусь быстро считать, решать уравнения и задачи.
Ах. – А ты верь в себя и у тебя все получится. Эх! Давай отправимся в путешествие. На свежем воздухе работа идет успешнее.
Ох поохал, но пошел.
1) – Вышли они на улицу, а там неразбериха – жильцы не могу попасть в свои дома, так как номера домов перепутаны. Давайте попробуем помочь жителям. Для этого нужно решить примеры.
2) Идут Ох и Ах дальше и свернули в переулок “Веселых задач” Устный счет.
Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка. Мой щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья. |
Пять пальцев ловко рвут траву. Другой рукой я тоже рву. Я травкой угощу коня. Сколько пальцев у меня? |
Семь воробьев опустились на грядку, Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, Мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки, Сколько теперь их осталось на грядке? |
Вышли с гоготом, гляди, Пять гусят из-за угла, И у каждого, гляди, Две ноги и два крыла. Вышли гуси на лужок. Сосчитай в уме, дружок, Сосчитай-ка без ошибки, Сколько крыльев, сколько ног? |
3) Отправились гномы дальше. Перед ними скоростное шоссе. Чтобы перейти его надо быстро и правильно решить примеры.
III. Изучение нового материала.
Вышли друзья из города вдруг видят – сидит мудрая сова. Сова сообщила друзьям, что они находятся в “Чаще уравнений” и, чтобы из чащи выбраться нужно помочь решить проблему и научиться решать уравнения.
1. Постановка учебной проблемы.
На доске запись
+ 6 = 8 8 – = 6 |
+ 3 = 9 9 – = 3 |
- Рассмотрите равенства, что вы заметили? (Есть неизвестное число, одинаковые части и целое.)
- Что неизвестно в первом столбике, часть или целое? (Часть.)
- А во втором? (Часть.)
- Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть.)
- Как будем искать неизвестное число в первом столбике?
- А во втором?
- Какие числа вставим в пустые клеточки?
- Как по другому можно назвать эти равенства? Вы заметили, что в них есть неизвестное число? (Это уравнения.)
2. Поиск решения.
- Запишем выражения первого столбика в виде уравнений и решим их:
а + 6 = 8
а = 8 – 6
а = 2 - Как называются числа при сложении?
- Что находим в первом уравнении? (1 слагаемое.)
- Каким действием? (Вычитанием.)
8 – х = 6
х = 8 – 6
х = 2 - Как называются числа при вычитании?
- Что находим во втором уравнении? (Вычитаемое.)
- Каким действием? (Вычитанием.)
- Почему эти уравнения решаются одинаково? (Находим часть.)
- Какое правило нам поможет? (Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть.)
IV. Воспроизведение знаний. Работа по учебнику
№ 1 (а, б)
№ 2 (а, б)
Вывод – если а – х = б, то х = а – б
Вышли гномы на полянку и увидели они ежика. Физминутка.
Утром по лесной дорожке
Топ-топ-топ – топочут ножки
Ходит, бродит вдоль дорожки
Весь в иголках старый ежик,
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
V. Повторение ранее изученного материала.
1 . Ежик попросил у наших гномов помощи. Нужно решить № 5. Какое задание будем выполнять? К условию задачи подобрать вопрос)
а) 5 + 3 = 8 (г.) – было у ежа;
б) 2 + 4 + 1 = 7 (музыкантов)
2. Устали Ох и Ах. Ах сказал: “Посмотри, мы скоро вернемся домой. Перед нами собачки наших соседей . Давай поможем их пересчитать.
Работа по учебнику – № 4 – решение задачи.
VI. Закрепление изученного материала.
- Ах и Ох вернулись домой. Ох сказал: “Ох и потрудился я и в этом мне помогали ребята”
- Что нового для себя вы открыли?
- Чьей работой вы могли бы восхищаться?
- Что помогло гномам в достижении успеха?
- Какие слова говорил гном по имени Ох?
– “Верь в себя и у тебя все получится. Удача отвагу любит.”
VII. Выставление отметок.
Детям раздаются жетоны в виде монеток, на которых написано “Успех”.