Урок русского языка в 3-м классе по теме "Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель общеобразовательная: формирование представления у учащихся о написании гласной в суффиксах -ек, -ик.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о написании гласной в суффиксах -ек, -ик, самостоятельная формулировка детьми правила о правописании этих суффиксов;
  • формировать умение применять новое знание;

Цель развивающая: развивать у детей самостоятельность мышления и познавательную потребность.

Задачи:

  • развивать умение добиваться поставленной цели;
  • развивать навыки работы в парах, навыки самостоятельной работы, а также навыки самопроверки и взаимопроверки написанного;
  • развитие речи учащихся.

Цель воспитательная: воспитывать интерес у учащихся к изучаемой теме.

Задачи:

  • воспитывать у детей умение слушать учителя и друг друга;
  • создание доброжелательной атмосферы на уроке.
  • воспитывать аккуратность.

Задача здоровьесберегающая: профилактика общего переутомления, профилактика нарушения осанки.

Оборудование учителя:

  • учебник Зеленина Л.М. “Русский язык”, 3-й класс, ч. 1;
  • мультимедийная презентация (Приложение1)
  • CD магнитола

Оборудование ученика:

  • учебник “Русский язык”,3 класс, ч.1;
  • сигнальные карточки
  • смайлы
Структурные элементы, хронометраж Деятельность учителя Деятельность учащихся Цель этапа, инструментарий
1 Орг. момент (1 минута) – Улыбнемся друг другу,дети! Всем всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай учиться, не мешай трудиться! Дети приветствуют учителя. Включение в учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.(5 минут)

Минутка чистописания

– Ребята, вам на уроке сегодня придется сделать одно маленькое, но очень важное открытие..Но прежде нам что необходимо ?

Игра с суффиксами. (Слайд 2–4.)

– Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а…

– Не слон, а …

– Не дом, а …

– Каким способом образованы новые слова?

– Какой суффикс помог образовать новые слова?

– На что он указывает?

– Очень важно для грамотного человека уметь каллиграфически писать. Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

– Подчеркните самое красивое написание. Согласен ли с вами сосед?

– Я вижу, что мы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся.

Проведем тест.

Прием “Найди верное выражение”. (Слайды 5–7)

№ 5.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

№ 6.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

№ 7.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо.

– О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

(Слайд  8.)

Мы должны вспомнить знания, которые нам понадобятся .

 

 

 

Котище.

– Слонище.

– Домище.

– Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

 

 

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

 

 

 

 

 

Ученик систематизирует информацию до изучения нового материала

 

 

 

 

 

 

О суффиксе.

Цель:

повторение тех знаний, которые необходимы для построения нового знания.

Инструментарий:

фронтальная работа, индивидуальная работа.

 

Цель: воспитывать у детей аккуратность.

 

 

 

 

 

 

Цель для ребенка: констатирующая (что я умею хорошо) и мобилизационно-побудительная(над чем еще поработать)

Работа с сигнальными карточками.

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление места и причины затруднения

(4 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения.

(6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Оказывается, мы много уже знаем о суффиксе. А вот какое новое знание с нашего урока , вы узнаете, поработав со следующим заданием.

Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками.

Каждому ребенку выдается текст.

Карточка

1. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2. Разобрать слово по составу – значит найти в нем основу, а затем указать все ее части– корень, приставку, суффикс.

3. Суффиксы -ушк-, -юшк, -к имеют уменьшительно-ласкательное значение.

4. Есть два похожих суффикса: -ик и -ек дом[ик], внуч[ик], топор[ик], молоточ[ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

 – Давайте обсудим. Какое из перечисленных утверждений вызвало у вас затруднение?

– Ребята, а я хочу предложить вам слово, которое поможет нам в разрешении возникшей проблемы. Но для этого надо разгадать загадку.

Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.

– О каких значениях этого слова вы узнали из загадки?

– Какие еще есть у него значения?

(Слайд 9.)

– Кто знает: как называются такие слова?

– Я хочу предложить вам хитрый вопрос. Как превратить большой ключ в маленький предмет?

– Какое слово получится?

– А какой маленький предмет можно открыть этим ключиком?

– Какие мы два слова получили с вами?

– Вот они-то нам сегодня и помогут.

– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков”. (Слайд 10.)

– Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

– Ребята, кто сможет правильно вставить буквы в слова и доказать?

– Почему не можете доказать?

– В какой части слова они находятся?

– Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Слайд 11.)

– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

– А для чего нам это надо?

0 Как мы можем узнать о том, как пишутся слова с суффиксами -ек и -ик?

– Попробуем вывести правило.

– Предлагаю начать его так…

Чтобы сформулировать правило, поработаем в группе.

– Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик , а когда суффикс -ек.

Измените форму данных слов, подставляя к ним слово нет. Вставьте гласную.

Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть ключик-нет ключика
Есть горошек – нет горошка.
Есть кармашек – нет кармашка
Есть замочек-нет замочка

– Давайте, ребята, попробуем сделать вывод!

– Что произошло с гласной в словах горошка, кармашка и замочка?

– Какой суффикс написали?

– Итак, сделаем вывод.

– Давайте проверим наш вывод с помощью компьютера.

– Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд 12.)

– Мне понравилось, как вы рассуждали, как дружно работали в группе! Вы самостоятельно смогли сделать вывод. Молодцы.

– Давайте сейчас расскажем друг другу правило в паре.

– У всех получилось? Молодцы.

 

 

 

 

 

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Ключ

 

 

– Слова-омонимы.

– Добавить суффикс -ИК.

– Ключик

– Замочек.

 

 

 

 

 

 

Витя не знал, как написать слова ключик и замочек.

– В суффиксе

Дети формулируют тему.

 – Научиться писать слова с суффиксами -ек , -ик .

Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами -ек , -ик.

– Чтобы грамотно писать слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения задания дети проверяют по эталону.

 

 

– Мы сделали вывод, что если изменив слово, суффикс -ик сохранился, то пишем в суффиксе гласную -и. А если изменив слово суффикса -ик в слове нет, то пишем в суффиксе гласную -е.

Если гласная при изменении формы слова выпадает, то пишем суффикс

-ЕК. Если гласная не выпадает, то пишем суффикс

-ИК (Правило).

 

 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

 

Инструментарий:

Работа с текстом (индивидуальная и парная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: план построения нового знания.

Инструментарий:

групповая работа, фронтальная работа.

 

 

 

5

 

 

Физминутка

(1 минута)

Буратино потянулся –
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел:
Чтобы ключик нам достать –
Нужно на носочки встать.
 

 

Цель: профилактика переутомления

 

6 Реализация построенного проекта

(5 минут)

– Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

– Сравните свой алгоритм с алгоритмом на слайде. (Слайд 13.)

Что заметили?

 

Дети предлагают свои варианты

Цель: фиксация и проговаривание нового знания, мотивация запоминания и длительное сохранение в памяти новой информации.
7 Первичное закрепление изложенного материала (7 минут)

 

 

А теперь потренируемся.

– Как вы думаете: для чего нам это надо?

Упражнение 109. Прочитайте один раз про себя. Теперь нам прочитает…..Задание понятно? Будьте внимательны. А я проверю: умеете ли вы слушать друг друга, потому что потом вы будете самостоятельно выполнять задание.

Проверьте, ребята, себя еще раз.

(Слайд 14 с буквами вставленными).

– Поднимите руки, кто ошибся? Если ошиблись, ничего страшного, потренируетесь еще.

После окончания этой работы, подводим итог:

– Какой вывод по этой работе сделаем? Когда слове пишется суффикс -ик , а когда -ек ?

Это необходимо, чтобы научиться писать грамотно.

 

 

Цель: применение нового знания в типовом задании

 

Инструментарий:

комментированное

письмо, фронтальная работа.

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

10.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний(8 минут).

 

 

 

 

 

Итог урока. Рефлексия.

Задание на дом

– Чтобы еще раз закрепить правильное написание гласной в суффиксах -ек и -ик, вы выполните задание самостоятельно.

– Спишите слова, исправив ошибки (Слайд 15 и 16.)

Хвостек, лучик, орешик, слоник.

– А теперь обратимся за помощью к компьютеру.

– Сверьте свою работу с образцом.

– Кто написал все верно – поднимите зеленую карточку, а кто ошибся хотя бы в одном слове – красную.

– Кто нам докажет написание гласных в суффиксе?

– Какой вывод по этой работе сделаем?

(Слайд 17.)

Дожд…к капает с утра. Витя взял зонт…к и вышел во двор..к. Там лежал грустный бараш..к.

Проверим.

– Какова была тема урока?

– А проблема?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -ик –, -ек?

– Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

– Посмотрите, ребята, на экран. Вы согласны с этой мыслью? (Слайд 18.)

– А какое правило нам помогло добиться успеха?

– Как вы думаете, кто из ребят нам сегодня помог справиться с заданиями?

– Я согласна с этим и поставлю…..оценки за урок после проверки самостоятельной работы.

– Дети, а эти знания нам пригодятся в жизни?

– Где?

– Кто из вас уже может использовать эти знания, поставьте смайлик в первой колонке, если надо еще потренироваться, то во второй, если кто-то не может еще использовать эти знания, то в третьей.

– Посмотрите, сколько детей уже могут использовать свои знания вам домашнее задание такое: продолжить сказку про Витю Перестукина с -ик,-ек, правило.

Для 2 и 3 группы упр.114 с. 135, правило. (Слайд 19.)

– Спасибо всем вам и каждому в отдельности за вашу серьезную работу на уроке, ребята, и за помощь мне в его проведении.

Урок закончен.

 

 

Записывают слова, исправляя ошибки.

 

 

 

 

Проверяют работу.

 

 

 

Списывают предложения, вставляя буквы.

Проверяют написанное.

Подводят итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

Цель: самопроверка умения применять новое знание, коррекция ошибок.

Инструментарий:

самостоятельная работа детей, самопроверка, фронтальная работа.

 

 

 

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного

Цель: самопроверка умения применять новое знание, коррекция ошибок.

Инструментарий:

самостоятельная работа детей, самопроверка, фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: развивать навык самооценки.