Цель общеобразовательная: формирование представления у учащихся о написании гласной в суффиксах -ек, -ик.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о написании гласной в суффиксах -ек, -ик, самостоятельная формулировка детьми правила о правописании этих суффиксов;
- формировать умение применять новое знание;
Цель развивающая: развивать у детей самостоятельность мышления и познавательную потребность.
Задачи:
- развивать умение добиваться поставленной цели;
- развивать навыки работы в парах, навыки самостоятельной работы, а также навыки самопроверки и взаимопроверки написанного;
- развитие речи учащихся.
Цель воспитательная: воспитывать интерес у учащихся к изучаемой теме.
Задачи:
- воспитывать у детей умение слушать учителя и друг друга;
- создание доброжелательной атмосферы на уроке.
- воспитывать аккуратность.
Задача здоровьесберегающая: профилактика общего переутомления, профилактика нарушения осанки.
Оборудование учителя:
- учебник Зеленина Л.М. “Русский язык”, 3-й класс, ч. 1;
- мультимедийная презентация (Приложение1)
- CD магнитола
Оборудование ученика:
- учебник “Русский язык”,3 класс, ч.1;
- сигнальные карточки
- смайлы
№ | Структурные элементы, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель этапа, инструментарий |
1 | Орг. момент (1 минута) | – Улыбнемся друг другу,дети! Всем всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай учиться, не мешай трудиться! | Дети приветствуют учителя. | Включение в учебную деятельность |
2
|
Актуализация знаний.(5 минут) Минутка чистописания |
– Ребята, вам на уроке сегодня придется
сделать одно маленькое, но очень важное открытие..Но прежде нам что
необходимо ? Игра с суффиксами. (Слайд 2–4.) – Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а… – Не слон, а … – Не дом, а … – Каким способом образованы новые слова? – Какой суффикс помог образовать новые слова? – На что он указывает? – Очень важно для грамотного человека уметь каллиграфически писать. Пропишите слова, обратите внимание на соединение. – Подчеркните самое красивое написание. Согласен ли с вами сосед? – Я вижу, что мы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся. Проведем тест. Прием “Найди верное выражение”. (Слайды 5–7) № 5.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. № 6.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. № 7.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? (Слайд 8.) |
Мы должны вспомнить знания, которые нам
понадобятся .
– Котище. – Слонище. – Домище. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.
Ученик систематизирует информацию до изучения нового материала
– О суффиксе. |
Цель: повторение тех знаний, которые необходимы для построения нового знания. Инструментарий: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Цель: воспитывать у детей аккуратность.
Цель для ребенка: констатирующая (что я умею хорошо) и мобилизационно-побудительная(над чем еще поработать) Работа с сигнальными карточками.
|
3
4
|
Выявление места и причины затруднения
(4 минуты)
Построение проекта выхода из затруднения. (6 минут)
|
– Оказывается, мы много уже знаем о
суффиксе. А вот какое новое знание с нашего урока , вы узнаете,
поработав со следующим заданием.
– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками. Каждому ребенку выдается текст. Карточка 1. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. 2. Разобрать слово по составу – значит найти в нем основу, а затем указать все ее части– корень, приставку, суффикс. 3. Суффиксы -ушк-, -юшк, -к имеют уменьшительно-ласкательное значение. 4. Есть два похожих суффикса: -ик и -ек дом[ик], внуч[ик], топор[ик], молоточ[ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. – Давайте обсудим. Какое из перечисленных утверждений вызвало у вас затруднение? – Ребята, а я хочу предложить вам слово, которое поможет нам в разрешении возникшей проблемы. Но для этого надо разгадать загадку.
– О каких значениях этого слова вы узнали из загадки? – Какие еще есть у него значения? (Слайд 9.) – Кто знает: как называются такие слова? – Я хочу предложить вам хитрый вопрос. Как превратить большой ключ в маленький предмет? – Какое слово получится? – А какой маленький предмет можно открыть этим ключиком? – Какие мы два слова получили с вами? – Вот они-то нам сегодня и помогут. – Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков”. (Слайд 10.) – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? – Ребята, кто сможет правильно вставить буквы в слова и доказать? – Почему не можете доказать? – В какой части слова они находятся? – Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Слайд 11.) – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? – А для чего нам это надо? 0 Как мы можем узнать о том, как пишутся слова с суффиксами -ек и -ик? – Попробуем вывести правило. – Предлагаю начать его так… Чтобы сформулировать правило, поработаем в группе. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик , а когда суффикс -ек. Измените форму данных слов, подставляя к ним слово нет. Вставьте гласную. Есть арбузик – нет арбузика – Давайте, ребята, попробуем сделать вывод! – Что произошло с гласной в словах горошка, кармашка и замочка? – Какой суффикс написали? – Итак, сделаем вывод. – Давайте проверим наш вывод с помощью компьютера. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд 12.) – Мне понравилось, как вы рассуждали, как дружно работали в группе! Вы самостоятельно смогли сделать вывод. Молодцы. – Давайте сейчас расскажем друг другу правило в паре. – У всех получилось? Молодцы. |
Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.
– Ключ
– Слова-омонимы. – Добавить суффикс -ИК. – Ключик – Замочек.
– Витя не знал, как написать слова ключик и замочек. – В суффиксе Дети формулируют тему. – Научиться писать слова с суффиксами -ек , -ик . Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами -ек , -ик. – Чтобы грамотно писать слова.
После выполнения задания дети проверяют по эталону.
– Мы сделали вывод, что если изменив слово, суффикс -ик сохранился, то пишем в суффиксе гласную -и. А если изменив слово суффикса -ик в слове нет, то пишем в суффиксе гласную -е. Если гласная при изменении формы слова выпадает, то пишем суффикс -ЕК. Если гласная не выпадает, то пишем суффикс -ИК (Правило).
|
Цель: выявление и фиксация места и причины
затруднения.
Инструментарий: Работа с текстом (индивидуальная и парная)
Цель: план построения нового знания. Инструментарий: групповая работа, фронтальная работа.
|
5
|
Физминутка (1 минута) |
Буратино потянулся – Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел – Видно ключик не нашел: Чтобы ключик нам достать – Нужно на носочки встать. |
|
Цель: профилактика переутомления
|
6 | Реализация построенного проекта (5 минут) |
– Давайте, попробуем вывести алгоритм
действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. – Сравните свой алгоритм с алгоритмом на слайде. (Слайд 13.) – Что заметили? |
Дети предлагают свои варианты |
Цель: фиксация и проговаривание нового знания, мотивация запоминания и длительное сохранение в памяти новой информации. |
7 | Первичное закрепление изложенного материала
(7 минут)
|
А теперь потренируемся. – Как вы думаете: для чего нам это надо? Упражнение 109. Прочитайте один раз про себя. Теперь нам прочитает…..Задание понятно? Будьте внимательны. А я проверю: умеете ли вы слушать друг друга, потому что потом вы будете самостоятельно выполнять задание. – Проверьте, ребята, себя еще раз. (Слайд 14 с буквами вставленными). – Поднимите руки, кто ошибся? Если ошиблись, ничего страшного, потренируетесь еще. После окончания этой работы, подводим итог: – Какой вывод по этой работе сделаем? Когда слове пишется суффикс -ик , а когда -ек ? |
Это необходимо, чтобы научиться писать
грамотно.
|
Цель: применение нового знания в типовом
задании
Инструментарий: комментированное письмо, фронтальная работа. |
8
9.
10. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону (5 минут)
Включение в систему знаний(8 минут).
Итог урока. Рефлексия. Задание на дом |
– Чтобы еще раз закрепить правильное
написание гласной в суффиксах -ек и -ик, вы выполните задание
самостоятельно. – Спишите слова, исправив ошибки (Слайд 15 и 16.) Хвостек, лучик, орешик, слоник. – А теперь обратимся за помощью к компьютеру. – Сверьте свою работу с образцом. – Кто написал все верно – поднимите зеленую карточку, а кто ошибся хотя бы в одном слове – красную. – Кто нам докажет написание гласных в суффиксе? – Какой вывод по этой работе сделаем? (Слайд 17.) Дожд…к капает с утра. Витя взял зонт…к и вышел во двор..к. Там лежал грустный бараш..к. Проверим. – Какова была тема урока? – А проблема? – Что нового вы сегодня узнали? – Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -ик –, -ек? – Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике. – Посмотрите, ребята, на экран. Вы согласны с этой мыслью? (Слайд 18.) – А какое правило нам помогло добиться успеха? – Как вы думаете, кто из ребят нам сегодня помог справиться с заданиями? – Я согласна с этим и поставлю…..оценки за урок после проверки самостоятельной работы. – Дети, а эти знания нам пригодятся в жизни? – Где? – Кто из вас уже может использовать эти знания, поставьте смайлик в первой колонке, если надо еще потренироваться, то во второй, если кто-то не может еще использовать эти знания, то в третьей. – Посмотрите, сколько детей уже могут использовать свои знания вам домашнее задание такое: продолжить сказку про Витю Перестукина с -ик,-ек, правило. Для 2 и 3 группы упр.114 с. 135, правило. (Слайд 19.) – Спасибо всем вам и каждому в отдельности за вашу серьезную работу на уроке, ребята, и за помощь мне в его проведении. Урок закончен. |
Записывают слова, исправляя ошибки.
Проверяют работу.
Списывают предложения, вставляя буквы. Проверяют написанное. Подводят итог урока.
Записывают домашнее задание
|
Цель: самопроверка умения применять новое знание, коррекция ошибок. Инструментарий: самостоятельная работа детей, самопроверка, фронтальная работа.
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного Цель: самопроверка умения применять новое знание, коррекция ошибок. Инструментарий: самостоятельная работа детей, самопроверка, фронтальная работа.
Цель: развивать навык самооценки.
|