Цель урока:
- Для учителя – создать условия для продолжения формирования знаний учащихся о свойствах веществ с точки зрения ТЭД; создать условия при которых учащиеся на основании полученных знаний получат представление о химических свойствах кислот.
- Для ученика – открыть химические свойства кислот.
Оборудование:
- на столах учеников
Перед уроком класс разбивается на 4 группы: “Серная кислота”, “Азотная кислота”, “Соляная кислота” (2 группы). Каждой группе выдается соответствующая табличка с названием кислоты, маркер соответствующего цвета, пустые карточки.
Оформление доски:
Содержание урока:
Ориентировочно-мотивационный этап.
- Ребята, формулы какого класса веществ написаны у вас на табличках?
Учащиеся называют свои кислоты и дают определение классу кислот. - Где вы можете встретиться с этими веществами?
Учащиеся отвечают: на уроках химии, в быту, на производстве. - У меня на столе стоят склянки с представителями класса кислот. Для чего они применяются?
Уксусная кислота (винный уксус) – в быту применяется для консервирования продуктов, в кожевенной промышленности, для синтеза душистых веществ и растворителей.
Аскорбиновая кислота – витамин С, содержится в овощах и фруктах.
Соляная кислота – для обработки руд, в кожевенной промышленности, для получения красок, пластмасс, лекарств.
Серная кислота – важнейший продукт основной химической промышленности. Применяется для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, в качестве электролита в аккумуляторах.
- На чем основывается применение веществ?
Ответ: на знании свойств вещества.
Заполняется схема на доске:
Состав ----– строение ------– свойства -----– применение
Физические химические
- Что вы уже знаете о кислотах в этой схеме?
Ответ: мы знаем состав кислот и строение их молекул.
- Какие свойства кислот вам уже хорошо известны?
Ответ: мы знаем физические свойства кислот.
- Что вам в этой цепочке малознакомо?
Ответ: Нам не знакомы химические свойства веществ.
- Ребята, постарайтесь определить тему и цель нашего урока.
Цель урока: открыть химические свойства кислот. Найти закономерности в этих свойствах.
Ребятам предлагается сформулировать и записать на доске тему урока.
Ответ: Общие химические свойства кислот с точки зрения ТЭД.
- Что нам понадобиться для того чтобы открыть химические свойства кислот и доказать, что они общие?
Ответ: необходимо практически рассмотреть взаимодействие нескольких кислот с основными классами соединений, сравнить полученные результаты.
Учащиеся разбирают наборы реактивов, согласно заданной кислоте. Далее учащиеся предлагают план работы.
План работы:
- практически рассмотреть взаимодействие данной кислоты с предложенными веществами;
- заполнить таблицу;
- сделать выводы.
Исполнительский этап.
Учащиеся выполняют работу в группах. Заполняют таблицу. По ходу работы группы обмениваются полученными результатами, помогают друг другу в сложных ситуациях. Преподаватель координирует работу групп.
Класс веществ | Вещество | Наблюдения | Уравнения |
Контрольно-оценочный компонент.
Каждая группа по выполнению задания на доске размещает краткое ионное уравнения. Ребята сравнивают результаты. По итогам определяется группа, которая лучше справилась с заданием
В конце работы заполняется таблица самоконтроля
Понял | Частично понял | Не понял | |
Взаимодействие кислот с индикаторами | |||
Взаимодействие кислот с основными оксидами | |||
Взаимодействие кислот с основаниями | |||
Взаимодействие кислот с солями | |||
Взаимодействие кислот с металлами | |||
Чем обусловлены общие свойства кислот |
- Ребята, посмотрите в таблицу самоконтроля. Все ли вы можете в ней заполнить?
Ответ: на уроке не успели рассмотреть взаимодействие кислот с солями и металлами.
Постановка цели на следующий урок: продолжить открытие химических свойств кислот и общих закономерностей.
Домашнее задание: п. 38, печатная тетрадь стр. 134–136 (2 упражнения на выбор).