Общие химические свойства кислот с точки зрения ТЭД

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Для учителя – создать условия для продолжения формирования знаний учащихся о свойствах веществ с точки зрения ТЭД; создать условия при которых учащиеся на основании полученных знаний получат представление о химических свойствах кислот.
  • Для ученика – открыть химические свойства кислот.

Оборудование:

  • на столах учеников наборы реактивов с соответствующей кислотой, лакмусовая бумажка, стеклянная палочка, метилоранж, оксид меди (II), гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид железа (III).
  • На столе учителя: уксусная кислота, аскорбиновая кислота, серная кислота, соляная кислота.

Перед уроком класс разбивается на 4 группы: “Серная кислота”, “Азотная кислота”, “Соляная кислота” (2 группы). Каждой группе выдается соответствующая табличка с названием кислоты, маркер соответствующего цвета, пустые карточки.

Оформление доски:

Содержание урока:

Ориентировочно-мотивационный этап.

  • Ребята, формулы какого класса веществ написаны у вас на табличках?
    Учащиеся называют свои кислоты и дают определение классу кислот.
  • Где вы можете встретиться с этими веществами?
    Учащиеся отвечают: на уроках химии, в быту, на производстве.
  • У меня на столе стоят склянки с представителями класса кислот. Для чего они применяются?

Уксусная кислота (винный уксус) – в быту применяется для консервирования продуктов, в кожевенной промышленности, для синтеза душистых веществ и растворителей.

Аскорбиновая кислота – витамин С, содержится в овощах и фруктах.

Соляная кислота – для обработки руд, в кожевенной промышленности, для получения красок, пластмасс, лекарств.

Серная кислота – важнейший продукт основной химической промышленности. Применяется для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, в качестве электролита в аккумуляторах.

  • На чем основывается применение веществ?

Ответ: на знании свойств вещества.

Заполняется схема на доске:

Состав ----– строение ------– свойства -----– применение

Физические химические

  • Что вы уже знаете о кислотах в этой схеме?

Ответ: мы знаем состав кислот и строение их молекул.

  • Какие свойства кислот вам уже хорошо известны?

Ответ: мы знаем физические свойства кислот.

  • Что вам в этой цепочке малознакомо?

Ответ: Нам не знакомы химические свойства веществ.

  • Ребята, постарайтесь определить тему и цель нашего урока.

Цель урока: открыть химические свойства кислот. Найти закономерности в этих свойствах.

Ребятам предлагается сформулировать и записать на доске тему урока.

Ответ: Общие химические свойства кислот с точки зрения ТЭД.

  • Что нам понадобиться для того чтобы открыть химические свойства кислот и доказать, что они общие?

Ответ: необходимо практически рассмотреть взаимодействие нескольких кислот с основными классами соединений, сравнить полученные результаты.

Учащиеся разбирают наборы реактивов, согласно заданной кислоте. Далее учащиеся предлагают план работы.

План работы:

  1. практически рассмотреть взаимодействие данной кислоты с предложенными веществами;
  2. заполнить таблицу;
  3. сделать выводы.

Исполнительский этап.

Учащиеся выполняют работу в группах. Заполняют таблицу. По ходу работы группы обмениваются полученными результатами, помогают друг другу в сложных ситуациях. Преподаватель координирует работу групп.

Класс веществ Вещество Наблюдения Уравнения
 
       

Контрольно-оценочный компонент.

Каждая группа по выполнению задания на доске размещает краткое ионное уравнения. Ребята сравнивают результаты. По итогам определяется группа, которая лучше справилась с заданием

В конце работы заполняется таблица самоконтроля

  Понял Частично понял Не понял
Взаимодействие кислот с индикаторами      
Взаимодействие кислот с основными оксидами      
Взаимодействие кислот с основаниями      
Взаимодействие кислот с солями      
Взаимодействие кислот с металлами      
Чем обусловлены общие свойства кислот      
  • Ребята, посмотрите в таблицу самоконтроля. Все ли вы можете в ней заполнить?

Ответ: на уроке не успели рассмотреть взаимодействие кислот с солями и металлами.

Постановка цели на следующий урок: продолжить открытие химических свойств кислот и общих закономерностей.

Домашнее задание: п. 38, печатная тетрадь стр. 134–136 (2 упражнения на выбор).