Цель: выявить основные качества личности позитивного лидера; способствовать сплочению класса, формированию чувства команды; учить корректному общению друг с другом.
Технология: “Адаптивная школа” Н.П. Капустина.
Ход мероприятия
1. Слово классного руководителя.
Ребята! Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. Именно западные ученые предприняли ряд исследований. В нашей стране до недавнего времени не было условий для решений проблем подобного рода. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающих проблемы лидерства. Но в школьных и во взрослых коллективах лидеры существовали всегда: формальные и неформальные. Сегодня мы поговорим о позитивных лидерах, попытаемся ответить на ряд вопросов:
1). Кто такой лидер?
2). Может ли быть в одном коллективе несколько лидеров?
3). Какими качествами должен обладать позитивный лидер?
2. Работа в группах.
Дети садятся по кругу лицом друг к другу. Класс делится на 4 группы. Каждой команде вручают жетоны – сердечки определенного цвета. Распределяются роли в коллективе: хранитель времени, секретарь, носители идей.
Команды готовы.
1). Проблема
Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать?
2). Мозговой штурм (Обсуждение проблемы в командах. Фиксирование идей. Подготовка ответа команды.) – 5 минут.
3). Обсуждение ответов каждой команды.
4). Выработка единого мнения. Вывод.
Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы. Ему присущи качества: честность, спокойствие, энтузиазм, уверенность в себе, острый и гибкий ум, знание дела, сила воли, умение понять других людей.
3. Игра на выявление лидера.
Цель: открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий – антипатий в классе.
“Большая семейная фотография”.
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановке членов семьи. Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но не исключены элементы руководства и других членов семьи. Будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью – пассивностью в выборе местоположения. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет “три!” все дружно и очень громко кричат “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.
4. Обсуждение анкетирования, проведенного в классе ранее.
Анкета.
- Кто в классе самый сильный?
- Кто в классе самый добрый?
- Кто в классе самый красивый?
- Кто в классе самый справедливый?
- Каким быть лучше: умным или сильным?
- Кто самый уважаемый в классе? За что его (ее) или их уважают?
- Кто бы мог стать командиром? Кого бы послушались в классе?
- Кого бы ты из твоего класса пригласил на свой день рождения?
- Нравится ли тебе участвовать в “огоньках”?
- Хочется ли тебе, чтобы кроме уроков у Вас были другие мероприятия (огоньки, поездки, экскурсии, походы, олимпиады и другое) Назови какие?
- Кого из ребят ты обязательно взял(а) бы с собой в поход?
- Что ты предлагаешь сделать, чтобы жизнь в классе (школе) стала интересней?
- Кем ты хочешь быть?
- Что для этого нужно уметь и знать?
По результатам анкетирования всем детям вручаются медали по номинациям: “Лидер”, “Самый справедливый”, “Самый уважаемый”, “Самый добрый”, “Самый сильный”, “Самый красивый”. (Медали заранее изготовлены детьми).
5. Игра “Паровозик” (на сплочение).
Участники становятся в колонну друг за другом, руки кладут на плечи участнику, который стоит впереди. Первый человек выступает в роли “локомотива” и движется он с открытыми глазами, остальные члены команды выступают в роли вагончиков и движутся с закрытыми глазами. Задача: во время движения не расцепиться.