Природные зоны нашей страны

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создать у учащихся общее представление:
    а) о зональных изменениях природы на территории нашей страны;
    б) о причинах этого явления;
    в) об основных природных зонах на соответствующей карте.
  2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
  3. Развивать умение читать карту.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта России (физическая), карта природных зон, таблицы природных зон, атлас по природоведению 3-5 классов, учебник, альбом-задачник, рабочая тетрадь, табличка с названием природных зон.

I. Повторение.

– Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать. Прежде, чем отправиться дальше, необходимо вспомнить, что было во время прошлого путешествия.

– Что было? (Путешествовали по карте России.)

– Открыли атлас (с. 12).

– Что на ней обозначено или изображено? (Рельеф нашей страны.)

– Что еще знаем? (Что каким цветом обозначено.)

голубой зеленый
синий коричневый

 

Реки
Озера
Моря
 
острова
полуострова
равнины
Горы

– Сможем ли мы отправиться дальше, сейчас узнаем:

Карточка № 1.

Карточка № 2. (Работа по карточкам.)

– Готовы?

(Проверка работы по карточкам.)

– Замечательно! Отправляемся в путешествие.

Входной контроль:

Карточка № 1:

Напиши соответствующие географические названия.

а) горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну

б) равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор

в) Равнина, расположенная к востоку от уральских гор

2. Подчеркни лишнее географическое название в каждом ряду. Объясни свое решение:

Ямал, Таймыр, Камчатка, Сахалин.
Балтийское море, Каспийское море, Черное море.

Входной контроль.

Карточка № 2:

Напиши соответствующие географические названия.

а) самое большое в мире озеро, называемое морем .

б) Самое глубокое в мире озеро .

в) Великая русская река, протекающая по европейской части нашей страны

2. Подчеркни лишнее географическое название в каждом ряду. Объясни свое решение. (Если затрудняешься – смотри карту):

Волга, Обь, Байкал, Лена.
Уральские горы, Кавказские горы.

П. Знакомство с картой природных зон.

– Посмотри внимательно: на этой карте территория России и здесь территория России. На этой карте моря, реки, озера и на этой карте моря, реки, озера. На этой карте города и на этой карте города.

А что же разное?

  1. Изменения с севера на юг.
  2. Проходят цветные полосы с запада на восток. Это природные зоны. Как же называется карта, с помощью которой мы с вами будем путешествовать на протяжении многих уроков?

– Карта природных зон. (Открыли атлас с. 14.)

III. Постановка учебных задач темы.

– Что же, юные путешественники, нам надо узнать?

  1. Какие природные зоны есть на территории нашей страны? Какие?
  2. Почему природа нашей страны изменяется по направлению с севера на юг? Почему?
  3. От чего зависит название природной зоны?
  4. План изучения природной зоны. План.

IV. Какие природные зоны есть на территории нашей страны?

(Работа в парах.)

Карточка № 3:

Прочитать на стр.38 первый абзац.

Спросите друг у друга название природных зон в направлении с севера на юг?

(Можно пользоваться картой природных зон в атласе.)

– Какие природные зоны сменяются в направлении с севера на юг?

V. а) Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг. От чего зависит название природной зоны.

Карточка № 4.
1 часть.

  1. Почему в середине дня обычно бывает теплее, чем утром или вечером?
  2. Почему осенью холоднее, чем летом, а зимой холоднее, чем осенью?
  3. Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг? (Стр.38, абзац 3.)
  4. Подумайте, что еще влияет на изменение природы с севера на юг? (Посмотри внимательно на карту.)
  5. 5. Изменяется ли природа с высотой в горах? (Стр.38, абзац 4.)

2 часть

Расскажите в группе, что вы узнали.

Карточка № 5:

1 часть.
Подумайте и ответьте.

Почему природные зоны получили такое название?

ледяная зона – лед, снег
зона тундры – мох, лишайник, брусника
зона лесов – ель, сосна, дуб, клен, липа
зона степей – травянистые растения
зона пустынь – песок, верблюжья колючка

Каким цветом обозначается на карте каждая природная зона?

2 часть

Расскажите в группе, что вы узнали.

Итог работы по карточкам:

– Почему изменяется природа с севера на юг? (Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли).

– А в горах природа изменяется с высотой? (Да) Почему? (Чем выше, тем холоднее).

– От чего зависит название природной зоны? (От растительности, которая в ней растет).

Выходной контроль по этой части работы:

– Открыли конверты. Расположите рисунки в порядке смены природных зон с севера на юг. Пронумеруйте их.

(Группа сильных детей работает с таблицами.)

Представители каких природных зон мы встречаем в окрестностях города Магадана?

Работаем с тетрадью (с. 14, №25), приготовили карточки (альбом-задачник) и показываем ответы.

Царство деревьев – зона лесов.
Царство льда и снега – ледяная зона.
Море трав – зона степей.
Земля солнечного огня – зона пустынь.
Царство лесов и лишайников – зона тундры.

– Молодцы!

VI. План изучения природной зоны.

– Для того, чтобы путешествовать дальше, необходимо составить план. План изучения природной зоны. Подумайте в группе, какой он будет?

– Ваши предложения.

  1. Название (карта).
  2. Особенности.
  3. Значение для человека.
  4. Влияние человека.
  5. Охрана.

После 5 пункта вызвать к доске детей с цветными кружками. Постройтесь в направлении с севера на юг: Белый – ледяная зона

Серый – зона тундры
Зеленый – зона лесов
Желтый – зона степей
Оранжевый – зона пустынь
Связь природных зон – охрана природы.

VII. Итог.

Каждая группа отвечает на свой вопрос:

Природные зоны нашей страны.

Почему?

Отчего зависит название?

Цвет на карте.

План изучения.

– Вот по этому плану мы и будем путешествовать на следующих уроках.

– Спасибо за хорошую дружную работу!