Цели:
- Создать у учащихся общее представление:
а) о зональных изменениях природы на территории нашей страны;
б) о причинах этого явления;
в) об основных природных зонах на соответствующей карте. - Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
- Развивать умение читать карту.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карта России (физическая), карта природных зон, таблицы природных зон, атлас по природоведению 3-5 классов, учебник, альбом-задачник, рабочая тетрадь, табличка с названием природных зон.
I. Повторение.
– Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать. Прежде, чем отправиться дальше, необходимо вспомнить, что было во время прошлого путешествия.
– Что было? (Путешествовали по карте России.)
– Открыли атлас (с. 12).
– Что на ней обозначено или изображено? (Рельеф нашей страны.)
– Что еще знаем? (Что каким цветом обозначено.)
голубой | зеленый |
синий | коричневый |
Реки Озера Моря |
острова полуострова равнины Горы |
– Сможем ли мы отправиться дальше, сейчас узнаем:
Карточка № 1.
Карточка № 2. (Работа по карточкам.)
– Готовы?
(Проверка работы по карточкам.)
– Замечательно! Отправляемся в путешествие.
Входной контроль:
Карточка № 1:
Напиши соответствующие географические названия.
а) горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну
б) равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор
в) Равнина, расположенная к востоку от уральских гор
2. Подчеркни лишнее географическое название в каждом ряду. Объясни свое решение:
Ямал, Таймыр, Камчатка, Сахалин.
Балтийское море, Каспийское море, Черное море.
Входной контроль.
Карточка № 2:
Напиши соответствующие географические названия.
а) самое большое в мире озеро, называемое морем .
б) Самое глубокое в мире озеро .
в) Великая русская река, протекающая по европейской части нашей страны
2. Подчеркни лишнее географическое название в каждом ряду. Объясни свое решение. (Если затрудняешься – смотри карту):
Волга, Обь, Байкал, Лена.
Уральские горы, Кавказские горы.
П. Знакомство с картой природных зон.
– Посмотри внимательно: на этой карте территория России и здесь территория России. На этой карте моря, реки, озера и на этой карте моря, реки, озера. На этой карте города и на этой карте города.
А что же разное?
- Изменения с севера на юг.
- Проходят цветные полосы с запада на восток. Это природные зоны. Как же называется карта, с помощью которой мы с вами будем путешествовать на протяжении многих уроков?
– Карта природных зон. (Открыли атлас с. 14.)
III. Постановка учебных задач темы.
– Что же, юные путешественники, нам надо узнать?
- Какие природные зоны есть на территории нашей страны? Какие?
- Почему природа нашей страны изменяется по направлению с севера на юг? Почему?
- От чего зависит название природной зоны?
- План изучения природной зоны. План.
IV. Какие природные зоны есть на территории нашей страны?
(Работа в парах.)
Карточка № 3:
Прочитать на стр.38 первый абзац.
Спросите друг у друга название природных зон в направлении с севера на юг?
(Можно пользоваться картой природных зон в атласе.)
– Какие природные зоны сменяются в направлении с севера на юг?
V. а) Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг. От чего зависит название природной зоны.
Карточка № 4.
1 часть.
- Почему в середине дня обычно бывает теплее, чем утром или вечером?
- Почему осенью холоднее, чем летом, а зимой холоднее, чем осенью?
- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг? (Стр.38, абзац 3.)
- Подумайте, что еще влияет на изменение природы с севера на юг? (Посмотри внимательно на карту.)
- 5. Изменяется ли природа с высотой в горах? (Стр.38, абзац 4.)
2 часть
Расскажите в группе, что вы узнали.
Карточка № 5:
1 часть.
Подумайте и ответьте.
Почему природные зоны получили такое название?
ледяная зона – лед, снег
зона тундры – мох, лишайник, брусника
зона лесов – ель, сосна, дуб, клен, липа
зона степей – травянистые растения
зона пустынь – песок, верблюжья колючка
Каким цветом обозначается на карте каждая природная зона?
2 часть
Расскажите в группе, что вы узнали.
Итог работы по карточкам:
– Почему изменяется природа с севера на юг? (Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли).
– А в горах природа изменяется с высотой? (Да) Почему? (Чем выше, тем холоднее).
– От чего зависит название природной зоны? (От растительности, которая в ней растет).
Выходной контроль по этой части работы:
– Открыли конверты. Расположите рисунки в порядке смены природных зон с севера на юг. Пронумеруйте их.
(Группа сильных детей работает с таблицами.)
Представители каких природных зон мы встречаем в окрестностях города Магадана?
Работаем с тетрадью (с. 14, №25), приготовили карточки (альбом-задачник) и показываем ответы.
Царство деревьев – зона лесов.
Царство льда и снега – ледяная зона.
Море трав – зона степей.
Земля солнечного огня – зона пустынь.
Царство лесов и лишайников – зона тундры.
– Молодцы!
VI. План изучения природной зоны.
– Для того, чтобы путешествовать дальше, необходимо составить план. План изучения природной зоны. Подумайте в группе, какой он будет?
– Ваши предложения.
- Название (карта).
- Особенности.
- Значение для человека.
- Влияние человека.
- Охрана.
После 5 пункта вызвать к доске детей с цветными кружками. Постройтесь в направлении с севера на юг: Белый – ледяная зона
Серый – зона тундры
Зеленый – зона лесов
Желтый – зона степей
Оранжевый – зона пустынь
Связь природных зон – охрана природы.
VII. Итог.
Каждая группа отвечает на свой вопрос:
Природные зоны нашей страны.
Почему?
Отчего зависит название?
Цвет на карте.
План изучения.
– Вот по этому плану мы и будем путешествовать на следующих уроках.
– Спасибо за хорошую дружную работу!