Окружающий мир. 2-й класс. Урок-поиск по теме "Твое первое знакомство со звездами"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Дидактическая цель: подвести детей к открытию нового знания о небесных телах – о звездах и планетах, о Земле как планете Солнечной системы, о строении Солнечной системы.

Задачи урока:

  1. формирование научных понятийных знаний на доступном учащимся материале;
  2. развитие навыков исследовательской деятельности, эрудиции, общей культуры;
  3. воспитание личности, стремящейся к познанию.

Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями объекта для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Оборудование: слайды "Звездное небо", таблица "Сравнение планет Солнечной системы", глобусы.

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2009, II ч. с.6-17.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Речевая разминка. Подведение учащихся к открытию темы урока.

Учащиеся загадывают загадки, которые заранее подготовили дома.

Загадки.

1 ученик.

  1. Угли пылают, совком не достать,
    Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды)

  2. Выше леса, выше гор расстилается ковер.
    Широко всегда раскинут над тобой и надо мной.
    То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. (Небо)

  3. По бездонному морю неходко, серебрясь, продвигается лодка. (Месяц)

  4. Из какого ковша не пьют, не едят,
    А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы)

2 ученик.

  1. Синенькая шуба покрыла весь мир. (Небо)

  2. Извечно кружится в пространстве жар-птица.
    К звезде подлетает – свой хвост распускает.
    Светящийся хвост – на тысячи верст, как странница. (Комета)

  3. Голубой платок,
    Желтый колобок
    По платку катается,
    Людям усмехается. (Небо, Солнце)

3 ученик.

  1. Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего. (Звезды)

  2. Поле не меряно, овцы не считаны,
    А пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

  3. Яркое и теплое на всех с небес глядит,
    Но на себя, на ясное, глядеть вам не велит. (Солнце)

– Ребята, исходя из содержания загадок, предположите, какова тема урока? Чем мы будем заниматься?

В учебнике тема урока сформулирована так: "Твое первое знакомство со звездами".

III. Определение цели урока.

Опора на опыт ребенка. Подведение к цели урока.

– Ребята, кто видел ночное звездное небо?

– О чем вы подумали, когда увидели небо впервые, какие чувства испытали? (Ответы детей)

– Давайте вспомним это. (Учитель демонстрирует слайды "Звездное небо")

Словесное сопровождение демонстрационного ряда:

  1. Звездное небо прекрасно. Нет на земле человека, который, вглядываясь в звездное небо, не чувствовал бы всей его красоты и величия, который не испытывал бы желания познать его тайны.
  2. "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна", – так описывал звездное небо великий русский ученый Михаил Ломоносов.

– Ребята, а вы хотите познать звездное небо? (Ответы детей)

– Давайте попробуем это сделать.

Цель урока: познание звездного неба.

IV. Подготовка к исследовательской деятельности.

(Организация поисковых групп. Первичное ознакомление с теоретическим материалом.)

А) Мотивация.

– Какая наука занимается познанием звездного неба? (Ответы детей)

– Как называют ученых, изучающих звездное небо? (Ответы детей)

– Назовите имена великих ученых-астрономов? (Н. Коперник)

– Молодцы, ребята. Давайте попробуем и мы стать исследователями.

Девиз нашего урока-поиска следующий: "Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно". Это высказывание великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.

Б) Формирование исследовательских групп.

– Мы разобьемся на две поисковые группы. Первая группа "Земля", вторая "Солнце".

В) Подготовка к исследованию – изучение и краткое представление теоретического материала.

Задания:

  • Группа "Земля" – изучение и представление темы "Звезды" (материал учебника "Звезды. Звезды имеют разный цвет" – с.7). Форма представления по выбору учащихся: рассказ, таблица, иллюстрация.
  • Группа "Солнце" – тема "Солнечная "семья"" (учебник, с. 7). Отчет-представление.

Г) Самостоятельная работа с текстами учебника. Коллективная подготовка отчета.

Д) Отчет групп по исследованию. (Выступает один человек, остальные дополняют ответ).

Введение новых понятий: звезда, планета, Солнечная система.

Е) Рефлексия.

– Как проходила подготовка к исследованию? Что удалось? Что надо изменить, улучшить?

V. Первое исследование "Является ли Земля центром Вселенной?" (Рубрика "Обсудим вместе" с. 9).

  1. Обсуждение в группах.
  2. Выдвижение гипотез. Запись гипотез.
  3. Проверка гипотез.
    А) Представление доказательств.
    Б) Анализ доказательств.
    В) Наблюдение.
    Г) Вывод.

В далекие времена люди, рисуя Вселенную, помещали Землю в центр, примерно так, как нарисовано на схеме (с. 9). Как вы думаете, все ли на ней верно?

Учитель консультирует группы во время исследования, оказывает помощь (обучает поиску доказательств, анализу доказательств).

Гипотеза Доказательство Анализ доказательства Наблюдение Вывод
1 группа
Схема верна.
Земля находится в центре Вселенной.
1. Наблюдение за солнцем. (Солнце движется)
2. Народные поговорки:
"Солнце встает, так и день настает"; "Солнце встало – всем принесло радость".
Солнце восходит и садится, значит, оно движется вокруг Земли.
Движение Солнца подтверждает, что схема верна. Представим, что Земля – мяч, а фонарик – Солнце. Солнце вращается вокруг Земли. Значит, оно делает оборот вокруг Земли за сутки. Гипотеза верна.
2 группа
Схема ошибочна.
Земля не находится в центре Вселенной.
1. В тексте "Солнечная "семья"" сказано, что "Солнце – глава большой Солнечной "семьи"".
2. В рубрике "Обрати внимание" сказано, что "наша Земля – третья из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца".
Материал учебника, выводы, данные в учебнике, более убедительны, чем народные наблюдения, так как основываются на научных фактах. Опыт, предложенный первой группой, наводит на вопрос: "Почему происходит смена времен года?" Данный вопрос может сформулировать сам учитель, и дети обратятся к нему с просьбой помочь разобраться в этом вопросе. Материал рубрики "Этот удивительный мир". Гипотеза верна. Схема ошибочна. Земля не находится в центре Вселенной. (Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него и вокруг своей оси. Стр. 10)

Выводы. (Вторая группа фактически доказала ложность первой гипотезы)

Динамическая пауза.

VI. Изучение материала для любознательных. Второе исследование.

1. Первая группа: изучение статьи рубрики ,,Этот удивительный мир’’(с 11).

Заполнение таблицы. Отчет.

Фамилия, имя ученого                                        
Дата рождения  
Место рождения  
Науки, которые изучал  
Открытия  
1.  
2.  
3.  

2. Вторая группа: посещение ,,Картинной галереи”(с. 12).

Анализ художественного произведения по плану. Отчет.

Автор картины                                        
Название картины  
Описание картины  
1. Кто изображен в центре картины?  
2. Что вы видите слева?  
3. Справа?  
4. Какие краски, цвета использует художник?  
5. Какие чувства вызывает эта картина?  

3. Рефлексия.

VII. Физкультминутка.

(Учитель читает загадку, дети выполняют движения)

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки)
А как выпустит из рук – (Поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)

Что это за шар? (Дети хором: "Солнце").

VIII. Третье исследование "Планеты Солнечной системы". (Общее для групп)

1. Таблица "Сравнение планет Солнечной системы". (Дополнительный материал)

– Рассмотрите таблицу. Что вас заинтересовало? Какие вопросы возникли? (Краткие пояснения учителя)

– Прочитайте названия планет. (Ответы детей)

– Вернемся к схеме Н. Коперника. Почему на схеме указаны не все планеты Солнечной системы?

Название планеты Температура поверхности
Макс. Мин.
Длина суток (в земных сутках) Период обращения по орбите (в годах) Планета от Солнца Количество спутников
Меркурий +480 -180 58,65 0,24 первая 0
Венера +480 243 0,62 вторая 0
Земля +58 -90 1 1 третья 1
Марс 0 -150 1,03 1,88 четвертая 2
Юпитер -160 -160 0,41 11,86 пятая 16
Сатурн -150 -150 0,44 29,46 шестая 17
Уран -220 -220 0,72 84 седьмая 15
Нептун -213 -213 0,74 165 восьмая 6
Плутон -230 -230 6,4 247,7 девятая 1

2. Анализ данных колонки "Температура поверхности".

– Возможна ли жизнь на других планетах? (Предположения учащихся)

3. Работа со статьей учебника.

– Какие новые научные данные содержит статья "Чем Земля отличается от других планет?" (с. 12) Вывод.

IX. Глобус – модель планеты Земля.

1. Работа с глобусами.

Глобус – что это такое? (Обсуждение в группах, высказывания ребят)

Самостоятельное рассматривание. Дид. упр. "О чем нам рассказывает глобус?"

– О чем нам рассказывает глобус? (Рубрика "Обсудим вместе" с. 17)

2. Вывод.

X. Домашнее задание.

Чтение и изучение материала о Луне – спутнике Земли (с. 14-15).

XI. Рефлексия.

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какой материал был трудным, непонятным?

– А что воспринималось легко?

– Попробуйте дать оценку уроку.