Дидактическая цель: подвести детей к открытию нового знания о небесных телах – о звездах и планетах, о Земле как планете Солнечной системы, о строении Солнечной системы.
Задачи урока:
- формирование научных понятийных знаний на доступном учащимся материале;
- развитие навыков исследовательской деятельности, эрудиции, общей культуры;
- воспитание личности, стремящейся к познанию.
Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями объекта для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Оборудование: слайды "Звездное небо", таблица "Сравнение планет Солнечной системы", глобусы.
Литература:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2009, II ч. с.6-17.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Речевая разминка. Подведение учащихся к открытию темы урока.
Учащиеся загадывают загадки, которые заранее подготовили дома.
Загадки.
1 ученик.
-
Угли пылают, совком не достать,
Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды) -
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Широко всегда раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. (Небо) -
По бездонному морю неходко, серебрясь, продвигается лодка. (Месяц)
-
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы)
2 ученик.
-
Синенькая шуба покрыла весь мир. (Небо)
-
Извечно кружится в пространстве жар-птица.
К звезде подлетает – свой хвост распускает.
Светящийся хвост – на тысячи верст, как странница. (Комета) -
Голубой платок,
Желтый колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Небо, Солнце)
3 ученик.
-
Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего. (Звезды)
-
Поле не меряно, овцы не считаны,
А пастух рогат. (Небо, звезды, месяц) -
Яркое и теплое на всех с небес глядит,
Но на себя, на ясное, глядеть вам не велит. (Солнце)
– Ребята, исходя из содержания загадок, предположите, какова тема урока? Чем мы будем заниматься?
В учебнике тема урока сформулирована так: "Твое первое знакомство со звездами".
III. Определение цели урока.
Опора на опыт ребенка. Подведение к цели урока.
– Ребята, кто видел ночное звездное небо?
– О чем вы подумали, когда увидели небо впервые, какие чувства испытали? (Ответы детей)
– Давайте вспомним это. (Учитель демонстрирует слайды "Звездное небо")
Словесное сопровождение демонстрационного ряда:
- Звездное небо прекрасно. Нет на земле человека, который, вглядываясь в звездное небо, не чувствовал бы всей его красоты и величия, который не испытывал бы желания познать его тайны.
- "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна", – так описывал звездное небо великий русский ученый Михаил Ломоносов.
– Ребята, а вы хотите познать звездное небо? (Ответы детей)
– Давайте попробуем это сделать.
Цель урока: познание звездного неба.
IV. Подготовка к исследовательской деятельности.
(Организация поисковых групп. Первичное ознакомление с теоретическим материалом.)
А) Мотивация.
– Какая наука занимается познанием звездного неба? (Ответы детей)
– Как называют ученых, изучающих звездное небо? (Ответы детей)
– Назовите имена великих ученых-астрономов? (Н. Коперник)
– Молодцы, ребята. Давайте попробуем и мы стать исследователями.
Девиз нашего урока-поиска следующий: "Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно". Это высказывание великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
Б) Формирование исследовательских групп.
– Мы разобьемся на две поисковые группы. Первая группа "Земля", вторая "Солнце".
В) Подготовка к исследованию – изучение и краткое представление теоретического материала.
Задания:
- Группа "Земля" – изучение и представление темы "Звезды" (материал учебника "Звезды. Звезды имеют разный цвет" – с.7). Форма представления по выбору учащихся: рассказ, таблица, иллюстрация.
- Группа "Солнце" – тема "Солнечная "семья"" (учебник, с. 7). Отчет-представление.
Г) Самостоятельная работа с текстами учебника. Коллективная подготовка отчета.
Д) Отчет групп по исследованию. (Выступает один человек, остальные дополняют ответ).
Введение новых понятий: звезда, планета, Солнечная система.
Е) Рефлексия.
– Как проходила подготовка к исследованию? Что удалось? Что надо изменить, улучшить?
V. Первое исследование "Является ли Земля центром Вселенной?" (Рубрика "Обсудим вместе" с. 9).
- Обсуждение в группах.
- Выдвижение гипотез. Запись гипотез.
- Проверка гипотез.
А) Представление доказательств.
Б) Анализ доказательств.
В) Наблюдение.
Г) Вывод.
В далекие времена люди, рисуя Вселенную, помещали Землю в центр, примерно так, как нарисовано на схеме (с. 9). Как вы думаете, все ли на ней верно?
Учитель консультирует группы во время исследования, оказывает помощь (обучает поиску доказательств, анализу доказательств).
Гипотеза | Доказательство | Анализ доказательства | Наблюдение | Вывод |
1 группа Схема верна. Земля находится в центре Вселенной. |
1. Наблюдение за солнцем. (Солнце движется) 2. Народные поговорки: "Солнце встает, так и день настает"; "Солнце встало – всем принесло радость". Солнце восходит и садится, значит, оно движется вокруг Земли. |
Движение Солнца подтверждает, что схема верна. | Представим, что Земля – мяч, а фонарик – Солнце. Солнце вращается вокруг Земли. Значит, оно делает оборот вокруг Земли за сутки. | Гипотеза верна. |
2 группа Схема ошибочна. Земля не находится в центре Вселенной. |
1. В тексте "Солнечная "семья"" сказано, что "Солнце – глава большой Солнечной "семьи"". 2. В рубрике "Обрати внимание" сказано, что "наша Земля – третья из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца". |
Материал учебника, выводы, данные в учебнике, более убедительны, чем народные наблюдения, так как основываются на научных фактах. | Опыт, предложенный первой группой, наводит на вопрос: "Почему происходит смена времен года?" Данный вопрос может сформулировать сам учитель, и дети обратятся к нему с просьбой помочь разобраться в этом вопросе. Материал рубрики "Этот удивительный мир". | Гипотеза верна. Схема ошибочна. Земля не находится в центре Вселенной. (Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него и вокруг своей оси. Стр. 10) |
Выводы. (Вторая группа фактически доказала ложность первой гипотезы)
Динамическая пауза.
VI. Изучение материала для любознательных. Второе исследование.
1. Первая группа: изучение статьи рубрики ,,Этот удивительный мир’’(с 11).
Заполнение таблицы. Отчет.
Фамилия, имя ученого | |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Науки, которые изучал | |
Открытия | |
1. | |
2. | |
3. |
2. Вторая группа: посещение ,,Картинной галереи”(с. 12).
Анализ художественного произведения по плану. Отчет.
Автор картины | |
Название картины | |
Описание картины | |
1. Кто изображен в центре картины? | |
2. Что вы видите слева? | |
3. Справа? | |
4. Какие краски, цвета использует художник? | |
5. Какие чувства вызывает эта картина? |
3. Рефлексия.
VII. Физкультминутка.
(Учитель читает загадку, дети выполняют движения)
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки)
А как выпустит из рук – (Поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)
Что это за шар? (Дети хором: "Солнце").
VIII. Третье исследование "Планеты Солнечной системы". (Общее для групп)
1. Таблица "Сравнение планет Солнечной системы". (Дополнительный материал)
– Рассмотрите таблицу. Что вас заинтересовало? Какие вопросы возникли? (Краткие пояснения учителя)
– Прочитайте названия планет. (Ответы детей)
– Вернемся к схеме Н. Коперника. Почему на схеме указаны не все планеты Солнечной системы?
Название планеты | Температура поверхности Макс. Мин. |
Длина суток (в земных сутках) | Период обращения по орбите (в годах) | Планета от Солнца | Количество спутников |
Меркурий | +480 -180 | 58,65 | 0,24 | первая | 0 |
Венера | +480 | 243 | 0,62 | вторая | 0 |
Земля | +58 -90 | 1 | 1 | третья | 1 |
Марс | 0 -150 | 1,03 | 1,88 | четвертая | 2 |
Юпитер | -160 -160 | 0,41 | 11,86 | пятая | 16 |
Сатурн | -150 -150 | 0,44 | 29,46 | шестая | 17 |
Уран | -220 -220 | 0,72 | 84 | седьмая | 15 |
Нептун | -213 -213 | 0,74 | 165 | восьмая | 6 |
Плутон | -230 -230 | 6,4 | 247,7 | девятая | 1 |
2. Анализ данных колонки "Температура поверхности".
– Возможна ли жизнь на других планетах? (Предположения учащихся)
3. Работа со статьей учебника.
– Какие новые научные данные содержит статья "Чем Земля отличается от других планет?" (с. 12) Вывод.
IX. Глобус – модель планеты Земля.
1. Работа с глобусами.
Глобус – что это такое? (Обсуждение в группах, высказывания ребят)
Самостоятельное рассматривание. Дид. упр. "О чем нам рассказывает глобус?"
– О чем нам рассказывает глобус? (Рубрика "Обсудим вместе" с. 17)
2. Вывод.
X. Домашнее задание.
Чтение и изучение материала о Луне – спутнике Земли (с. 14-15).
XI. Рефлексия.
– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?
– Смогли ли вы их достичь?
– Какой материал был трудным, непонятным?
– А что воспринималось легко?
– Попробуйте дать оценку уроку.