Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В.М.
Школа начинается с Учителя, славится Учителем, держится на Учителе…Престиж учреждения создается работоспособным, творческим педагогическим коллективом. И потому одной из важнейших задач в своей работе администрация лицея видит в профессиональном развитии каждого члена педагогического коллектива.
О том, что учитель живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания школьников (И. Ф. Харламов и др.).
Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Однако в последние годы понятие “педагогическое мастерство” претерпело значительные изменения. Во-первых, по своей структуре. Если раньше педагогическое мастерство рассматривалось как двухкомпонентная структура, состоящая из знаний и умений, навыков, то сегодня оно включает как минимум четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности. Во-вторых, даже одинаковые компоненты, такие как система знаний и умений, переструктурируются и наполняются новым содержанием. Например, если для традиционного учителя главными были специальные и методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Педагогическая техника как форма организации поведения учителя или воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений – в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако, при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития.
В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, включающих вариативность мышления, эмпатийность, синтонность, коммуникативность и целый ряд других.
Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные способности педагога – все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства.
Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности (“сплав” психологической, теоретической и практической готовности).
Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют эту составляющую творческой деятельности как практическое поведение, которое имеет целью полноценное использование нового, продолжение творческих действий по созданию нового.
Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень профессионального развития учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности – новаторстве – учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в процессе обучения и воспитания.
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от учителя-дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.
Одним из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации является внутришкольная методическая работа. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
Суть управления методической работой состоит в создании условий для профессионального и личностного саморазвития учителя. Управлять – значит четко, критериально и зримо предвосхитить и реализовать требуемый тип методического процесса. В нашем случае речь идет об оптимальном, личностно-развивающем методическом процессе. Чтобы он состоялся, мы:
- четко определили для себе цели внутрилицейской методической работы, среди которых приоритетная состоит в обеспечении профессионального и личностного развития педагогов, что предполагает определение критериев данного развития;
- разработали конструкцию содержания методического образования педагогов, в котором органически сочетаются способности осмысливать собственные жизненные проблемы, адекватно представлять свои возможности и жизненный потенциал, планировать свою профессиональную жизнедеятельность и отвечать за принятые решения, действовать не по указке, а автономно и др.;
- определили, где и как индивидуальный опыт профессионального саморазвития будет обретаться учителями – в учебном процессе, во внеучебном педагогическом общении, в системе индивидуальной или общелицейскойой методической работы; в чем будет состоять этот процесс личностно-профессионального саморазвития, как педагоги будут судить о его оптимальном протекании.
Представленная система условий представляет совокупность общих ориентиров для создания в лицее оптимальной личностно-развивающей системы методической работы, которая строится на реализации следующих инновационных подходов: системном, программно-целевом, дифференцированном, индивидуальном, личностно-ориентированном, развивающем подходе; исследовательском подходе как научной основе опытно-экспериментальной методической работы; технологическом.
Целевые ориентации методической работы лицея:
1. Обеспечение связей лицея как системы с более широкими системами, педагогической наукой, опытом учителей других школ:
- осмысление социального заказа общества и государства к школе, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов народного образования (результатом выполнения этой задачи становится точное понимание всеми учителями своих обязанностей);
- внедрение достижений и опыта педагогов-новаторов (результат осуществления этой задачи – освоение лучшего | опыта в работе школы);
- внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки (результат этих действий – повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, обогащение педагогической культуры учителей);
- распространение за рамки лицея лучшего опыта, созданного внутри лицея (эта задача часто недооценивается, но на самом деле очень важна, так как выход опыта учителя за рамки ОУ – сильный стимул дальнейшего творческого роста).
2. Формирование целостного работоспособного педагогического коллектива:
- создание условий и поддержка самообразования учи-[ телей;
- консолидация, сплочение педагогического коллектива;
- выработка единого педагогического кредо, общих ценностей и традиций;
- диагностика и анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов, изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развитости школьников;
- предупреждение и преодоление недостатков в педагогической деятельности учителей;
- поддержка и стимулирование педагогического творчества и инициативы учителей и воспитателей; приобщение коллектива к научно-исследовательской работе по актуальным проблемам лицея.
3. Качественное внутрилицейское повышение квалификации учителей. Формирование ключевых компетентностей педагогических работников, высокого индивидуального уровня профессионализма каждого учителя:
Решение всего выше перечисленного направлено на профессиональное развитие педагогов лицея, перевод каждого с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.
Главным органом, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение задач, повышение профессионализма учителя, в лицее является педагогический совет лицея как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников лицея. Педагогические советы проводим в разных формах:
- традиционные педагогические советы;
- современные интенсифицированные: семинар-практикум, в словесно-логическую партитуру которого включаются интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие, показ их моделей, использование видеоматериалов, деятельность учащихся и.т.п.
- Среди нетрадиционных форм педсоветов проводим такие, как методический день, деловая игра, круглый стол, дискуссия, конференция, фестиваль и др. Конечно, нетрадиционные формы проведения педагогических советов боле эффективны для профессионального развития педагогов.
Вопросы организации и координации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса – в компетенции научно-методического совета лицея (НМС). НМС – это совещательный орган педагогического коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений методической службы лицея, ее “мозговой центр”.
Задачей НМС является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся. В состав НМС входят администрация лицея, руководители подразделений методической службы, актив учителей (Презентация. Приложение 1).
Деятельность НМС наполнена следующим содержанием: формирование целей и задач методического обеспечения УВП и методической учебы кадров; определение содержания, форм и методов повышения квалификации; планирование и организация методической учебы; решение педагогических проблем; разработка систем мер по изучению педагогической практики через использование различных форм работы методической службы лицея – организационных и дидактических.
К организационным формам работы мы относим работу предметных и межпредметных методических кафедр, временные творческие группы; клуб молодого учителя, экспериментальные площадки, лицейскую учительскую газету “Педагогическая палитра”; индивидуальное профессиональное педагогическое самообразование и т.п.
Предметные кафедры появились сравнительно недавно на новой стадии развития лицея, как новые структурные образования в инновационной системе лицея. Они появились, когда инновационные идеи развития лицея потребовали научно-обоснованных действий учителей и руководителей, привлечения к деятельности МО научных “сил”. Важным фактором деятельности предметных кафедр является обязательная научно-исследовательская деятельность под руководством научных руководителей. Руководство осуществляют сотрудники Иркутских вузов, Уже на протяженни 6-ти лет кафедра точных наук активно взаимодействует с кафедрой математики ИГПУ, кафедра естественных наук – с кафедрой биолого-почвенного факультета, кафедра лингвистики и общественных дисциплин с ИГЛУ. В рамках этого сотрудничества педагоги лицея получают консультации по написанию исследовательских работ с учащимися, рецензии на эти работы, создают методические пособия, создают и внедряют в учебный процесс авторские программы элективных курсов и т.п. Кроме того, педагоги лицея имеют возможность повышать квалификацию, обобщать и распространять опыт педагогической деятельности на региональном уровне, участвовать в профессиональных конкурсах и т.п. Все это способствует профессиональному развитию педагогов лицея.
Дидактические формы научно-методической работы: теоретические семинары, методические оперативки, методические дни и недели; экспресс-курсы на базе лицея, творческие отчеты, педагогические чтения, диагностика, анализ затруднений в работе учителя, индивидуальные консультации, мониторинг качества обучения.
Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.
- группа – обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы.
- группа – группа совершенствования педагогического мастерства.
- группа – группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Они уже не являются молодыми специалистами, но еще нуждаются в методической поддержке С этой целью организован Клуб молодого учителя. Деятельностью Клуба руководит учитель высшей категории, победитель ПНПО Кельман Т.Г. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам
Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам учителей. Их объединяем в несколько основных блоков: поисковая работа и научные исследования педагогов, руководство интеллектуальной и поисковой деятельностью обучающихся, повышение квалификации учителей, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
Обширна карта обобщения и распространения педагогического опыта учителями лицея.
Педагоги лицея – активные участники городских предметных семинаров, профессиональных конкурсов, Регионального педагогического симпозиума (сертификаты участников имеют 11 педагогов, что составляет 35% учителей), Регионального полимодального семинара, который ежегодно проходит на базе летнего лагеря усольского лицея в июле в течение недели (участие в работе таких семинаров приняло 8 педагогов, или 28%), Кудрявцевских и Иннокентьевских чтений, Региональных научно-практических конференций при ИГПУ, ИГЛУ и ИрГТУ и т.п.
Большинство учителей лицея являются экспертами олимпиадных, научно-исследовательских работ учащихся города, мониторинга знаний, педагогической деятельности.
Лицей – традиционно профильная школа. Сегодня лицей успешно реализует 4 профиля обучения: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический и информационно-технологический. А преподавание профильных дисциплин требует высокого уровня профессионального мастерства.
Одним из важнейших показателей профессионального развития педагога является его величество – урок, организация современного урока.
И потому методическая служба лицея проводит большую работу, способствующую росту педагогического мастерства учителя, совершенствованию лицейского урока, изучению и внедрению новых педагогических технологий. На одном из педагогических советов “Урок XXI века: какой он”, педагоги лицея приняли решение, что
Лицейский урок:
- Непохожий урок, учитель – импровизатор, комбинатор;
- Резонансный урок: в зоне первичного внимания знание и учет всех особенностей личности ребенка;
- Деятельностный урок: лицеист осуществляет образование через самого себя, через осознание и принятие целей урока как результатов;
- Умный урок: интегративный признак урока – главное содержание материала;
- Ценностный урок: урок, направленный на осознание и привитие основных жизненный ценностей;
- Научный урок: урок, учебный материал на котором преподносится на достаточно научном и вместе с тем доступном уровне, на котором явления действительности объясняются через систему научных понятий;
- Познавательный урок: урок, оптимально сочетающий методы, которые находят из интересов ребенка, делают непонятное понятным, трудное – простым, сложное – привлекательным;
- Разноуровневый урок: урок, который строится на учете и знании личности ребенка, должен обеспечивать нетрадиционный подход к организации обучения и развития, основанный на дифференциации педагогической помощи и поддержки;
- Рефлексивный урок: урок, на котором осознаются способы деятельности, обнаруживаются приращения ученика и учителя.
- Благоприятный урок: урок, приносящий удовлетворение участникам образовательного процесса: и учителю, и учащимся.
Для успешной реализации принятого решения педагоги лицея изучили и внедряют в образовательный процесс современные педагогические технологии качественного обучения: технологию личностно-ориентированного обучения, технологию критического мышления, технологии рефлексивоного, диалогового обучения, встречных усилий, модульного обучения, проектной технологией, ИКТ и др. Большинство учителей лицея владеют групповыми технологиями в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний, такими их видами, как, групповой опрос, взаимоконтроль, работа в парах, общественные смотры знаний. Эти формы организации учебного процесса позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. В преподавании учебных дисциплин педагоги реализуют компетентностный подход.
Каковы же результаты научно-методической работы в лицее?
1. Диагностика учителей показывает, что повысился профессиональный уровень в вопросах инновационной деятельности, которые ранее вызывали затруднение: образовательные технологии, нестандартные формы урока, личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, использование диагностики в работе с учащимися и т.д.
Результатами являются: индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторские программы, методики, технологии; методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура учителей..
2. В лицее имеется хороший творческий потенциал педагогов, о чем свидетельствуют банк данных передового педагогического опыта, представленный в методических папках. Адреса передового опыта постоянно пополняются и реализуются через открытые уроки
3. Самосовершенствование, развитие профессионализма учителей опирается на их самообразование. В основном темы по самообразованию выбираются на 2–3 года. В рамках работы методических кафедр ведется мониторинг самообразования педагогов. НМС систематизирует эти данные и отслеживает в процессе обучения.
4. В лицее постоянно анализируются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженные в итогах аттестации. Экспертная оценка деятельности аттестуемых учителей подтверждает творческий рост педагогов. Уровень их профессионализма обобщается в методических папках – копилках.
5. Анализ результатов профессионального мастерства свидетельствует о том, что в основном это учителя, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Качественный состав педагогов по уровню образования тоже меняется: 90% педагогов лицея имеют высшее образование. За последние три года наблюдается рост профессионального уровня педагогов: возросло число учителей, имеющих высшую категорию. Таким образом, показатели результативности профессионального мастерства свидетельствуют о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива, его творческом росте, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого-педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования.
6. Благодаря росту профессионального мастерства педагогов, качественный потенциал учащихся также изменился:
• растет качество знаний, количество отличников, увеличилось количество медалистов.
• не снижается число призеров городских олимпиад;
• увеличивается количество профилей в 10–11 классах и поступление учащихся согласно выбранному профилю;
• процент поступающих в вузы – 100%
Мы не останавливаемся на достигнутом, нам предстоит решить еще очень многие проблемы, но мы готовы к диалогу и сотрудничеству.
Библиографический список
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002 – 160с.
- Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы.-2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
- Селевко Г.К. Технологии внутришкольного управления. М.:НИИ школьных технологий, 2005. 208 с. (серия “Энциклопедия образовательных технологий”)