Цели:
- Обобщить знания детей о приметах весны;
- Учить детей определять настроение по музыке;
- Учить передавать настроение с помощью красок;
- Развивать речь, память, мышление;
- Развивать умение рассказывать стихотворение выразительно;
- Развивать фантазию, творческое воображение детей;
- Воспитывать культуру поведения детей на уроке;
- Воспитывать любовь к природе;
- Воспитывать читательский интерес.
Оборудование: Учебник литературное чтение 2 класс Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, сборники стихотворений, карточки настроений, листы А4, краски, кисточки, стаканчики, ноутбук, мультимедийный проектор, магниты, доска, рисунки детей, карточки со стихотворениями.
Ход урока
содержание урока | примечание |
1. Орг. момент | |
– Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в Царство Весны. | |
2. Ситуация успеха | |
Определение настроения по музыке – Послушайте, какая звучит музыка. Представьте себе какую-нибудь картину. Определите, какое настроение у этой музыки. – Какое время года вы себе представили? Какое настроение у этой музыки? Это музыкальное произведение написано Сергеем Рахманиновым, называется «Весенние воды». |
Звучит музыка. Рахманинов «Весенние воды» |
– Какие признаки весны вы знаете? (капель, журчат ручьи, тает снег, цветут деревья, прилетают птицы и т.д.) – Услышали ли вы их в музыке? – Молодцы! Все эти предметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихотворениях, в песнях, в прозе. – помните, вы читала стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды»? А теперь вы услышали музыку, написанную Сергеем Рахманиновым на это стихотворение. – Для того, чтобы лучше понять, какое настроение у музыки, послушайте теперь само стихотворение. |
Кидаю детям мяч, они называют приметы весны |
Чтение стихотворения «Весенние воды» Тютчева. – Какая главная примета весны в этом стихотворении? (ручьи) – Какое настроение? (радостное, бурное). – Тютчев передал в своем стихотворении журчание ручьев при помощи специальных поэтических слов, а как мы можем по музыке определить, что бегут ручьи? ( по журчанию, они как будто говорят). – А какие еще звуки мы можем услышать в природе? (пение птиц, журчание ручьев). – Почему эти признаки мы относим к весне? (зимой мы их не слышали, природа спала, а весной она проснулась). |
Чтение стихотворения учителем наизусть. Дети показывают на карточках. |
3. Изучение нового материала | |
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Гонимы вешними ручьями…» (слайд 1) – Особое весеннее настроение захватывает и писателей. Вы к сегодняшнему уроку выучили стихотворения разных поэтов. Сегодня мы будем определять в этих стихотворениях весеннее настроение. – О приметах весны нам рассказывает в своем отрывке из романа «Евгения Онегина» А,С,Пушкин, который называется «Гонимы вешними ручьями…» – Ребята, вы внимательно слушайте и постарайтесь определить настроение вэтом стихотворении. Приготовьте карточки настроений. – Какое настроение у стихотворения? – Какую картину природы вы себе представили? – какие приметы весны встретились в стихотворении? – Удалось ли Маше передать настроение весны? С помощью чего она передала настроение? (интонации). (слайд 2) – Обратите внимание на иллюстрацию Маши, подходит ли она к этому стихотворению? – А теперь обратите внимание на картину «Весна – большая вода», художник Исаак Левитан. – Что на ней изображено? – С помощью чего художник передал настроение? (с помощью цвета). – Определите, какая иллюстрация больше подходит к этому стихотворению? – Ребята, скажите, какие птицы прилетают к нам весной? (грачи, жаворонки). |
Ученик читает стихотворение наизусть и показывает свою иллюстрацию. Дети показывают карточки. |
Чтение стихотворения В.Жуковского «Жаворонок» (слайд 3) – Известный русский поэт В.Жуковский написал стихотворение о Жаворонке. – Послушайте стихотворение под звуки музыки. Определите настроение этого стихотворения. – Какое настроение у этого стихотворения? Почему? |
Ученик читает стихотворение наизусть под звучание музыки – пение жаворонка. Дети показывают карточки настроений. |
(слайд 4) – Удалось ли Никите передать это настроение? – Ребята, скажите, как повлияла музыка на ваше восприятие стихотворения? (помогла лучше определить настроение, дополнила представление о Жаворонке). – Посмотрите, соответствует ли иллюстрация Никиты этому стихотворению? Почему? – Теперь посмотрите на картину. Что изображено? (жаворонок). – Подходит ли эта картина к стихотворению?(нет). Почему? – Какое настроение у этой картины? – Ребята, скажите, какие явления природы мы можем наблюдать весной? (тает снег, идет дождь). |
Ученик показывает свою иллюстрацию |
Чтение стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» – Молодцы! Теперь определите настроение у следующего стихотворения, которое называется «Весенний дождь», автор А.А. Фет. – О чем это стихотворение? – Какое настроение с этом стихотворении? – Удалось ли Пете передать настроение? – Какое настроение изобразил Петя на иллюстрации? (слайд 5) – Я вам предлагаю посмотреть на картину художника Ендогурова «Дождь» и определить, какая из них лучше подходит к стихотворению? Почему? – Молодцы! Ребята, вы наблюдали, как цветут деревья весной? Что особенного можно заметить в этот период? (приятные запахи). – А кто-нибудь видел, как цветет черемуха? |
Ученик читает стихотворение наизусть и показывает свою иллюстрацию |
Чтение стихотворения С.Есенина «Черемуха». – Об этом нам расскажет Кира стихотворение С.Есенина «Черемуха». – Какая сейчас ваша задача? (определить настроение). – Какую картину вы себе представили? Что происходит в природе? (бегут ручьи) – Какое настроение хотел передать автор? У Киры получилось передать это настроение? С помощью чего? – Теперь обратите внимание на иллюстрацию Киры, какое настроение она изобразила? – Теперь определите настроение в картине «яблони в цвету», художник Сергеев. – Какое здесь настроение? Можно ли сказать, что настроение картины соответствует настроению стихотворения? – Ребята, а где вы можете найти эти стихотворения? |
Дети показывают карточки настроений |
Выставка книг – Мы сегодня подготовили выставку книг, обратите внимание на стенд. |
|
4. Физкультминутка | |
– А теперь все встали и немного отдохнем. Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, Потянулся ото сна, К нам опять пришла Весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил, Наклонился взад-вперед, Вот он по лесу идет. – Хорошо, тихонечко присаживайтесь. |
|
5. Работа со звукозаписью | |
– Мы сегодня слушали стихотворение в сочетании с музыкой и определили, что музыка нам помогает понять настроение. Музыкант передает настроение при помощи звуков инструментов, художник при помощи красок, а поэт как? (с помощью звуков). – Ребята, попробуйте разгадать тайну звуков стихотворений. |
|
Чтение стихотворения Баратынского – Сейчас я вам прочитаю стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» а вы закройте закройте глазки и внимательно внимательно слушайте это стихотворение. Думаю, вы этот секрет услышите сами. – Ребята, услышали ли вы Весну в этом стихотворении? (здесь сами звуки повторяют шум и рев реки). |
Дети закрывают глаза, ложатся на парты и слушают стихотворение. Учитель читает стихотворение с выделением звуков р, ш, с, ж. |
– Вот и отгадали загадку: поэт подобрал такие слова, которые не только называют «шум», но и сами ш-ш-шумят, р-р-ревут. – А теперь послушайте дальше, какой звук повторяется для передачи шума листьев? (шелест листьев передают шипящие звуки) – Хорошо! Теперь проследим за изменениями настроения в стихотворении Тютчева «Зима недаром злится…» |
Дети определяют шипящие звуки. |
6. Работа в группах | |
Изображение настроения красками стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…» под музыку. – Настроение будем изображать при помощи красок. Делимся на пять групп. – Ребята, теперь свои рисунки вывешивайте на доску. – посмотрите, что у нас получилось? (диафильм настроений), – Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы определите, как изменяется настроение по картинкам. – Ребята, скажите, меняется ли настроение в течении всего стихотворения? Как? |
Деление на пять групп. Дети красками изображают настроение стихотворения под музыку. |
7. Итог | |
– Какие настроения мы сегодня с вами определили в стихотворениях? – Что еще нам помогало на уроке? (оформление класса). – Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за урок. |
Дети поднимают карточки. |