Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания детей о приметах весны;
  2. Учить детей определять настроение по музыке;
  3. Учить передавать настроение с помощью красок;
  4. Развивать речь, память, мышление;
  5. Развивать умение рассказывать стихотворение выразительно;
  6. Развивать фантазию, творческое воображение детей;
  7. Воспитывать культуру поведения детей на уроке;
  8. Воспитывать любовь к природе;
  9. Воспитывать читательский интерес.

Оборудование: Учебник литературное чтение 2 класс Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, сборники стихотворений, карточки настроений, листы А4, краски, кисточки, стаканчики, ноутбук, мультимедийный проектор, магниты, доска, рисунки детей, карточки со стихотворениями.

Ход урока

содержание урока примечание
1. Орг. момент
– Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в Царство Весны.  
2. Ситуация успеха
Определение настроения по музыке
– Послушайте, какая звучит музыка. Представьте себе какую-нибудь картину. Определите, какое настроение у этой музыки.
– Какое время года вы себе представили? Какое настроение у этой музыки? Это музыкальное произведение написано Сергеем Рахманиновым, называется «Весенние воды».
Звучит музыка. Рахманинов «Весенние воды»
– Какие признаки весны вы знаете? (капель, журчат ручьи, тает снег, цветут деревья, прилетают птицы и т.д.)
– Услышали ли вы их в музыке?
– Молодцы! Все эти предметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихотворениях, в песнях, в прозе.
– помните, вы читала стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды»? А теперь вы услышали музыку, написанную Сергеем Рахманиновым на это стихотворение.
– Для того, чтобы лучше понять, какое настроение у музыки, послушайте теперь само стихотворение.
Кидаю детям мяч, они называют приметы весны
Чтение стихотворения «Весенние воды» Тютчева.
– Какая главная примета весны в этом стихотворении? (ручьи)
– Какое настроение? (радостное, бурное).
– Тютчев передал в своем стихотворении журчание ручьев при помощи специальных поэтических слов, а как мы можем по музыке определить, что бегут ручьи? ( по журчанию, они как будто говорят).
– А какие еще звуки мы можем услышать в природе? (пение птиц, журчание ручьев).
– Почему эти признаки мы относим к весне? (зимой мы их не слышали, природа спала, а весной она проснулась).
Чтение стихотворения учителем наизусть.
Дети показывают на карточках.
3. Изучение нового материала
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Гонимы вешними ручьями…»
(слайд 1)
– Особое весеннее настроение захватывает и писателей. Вы к сегодняшнему уроку выучили стихотворения разных поэтов. Сегодня мы будем определять в этих стихотворениях весеннее настроение.
– О приметах весны нам рассказывает в своем отрывке из романа «Евгения Онегина» А,С,Пушкин, который называется «Гонимы вешними ручьями…»
– Ребята, вы внимательно слушайте и постарайтесь определить настроение вэтом стихотворении. Приготовьте карточки настроений.
– Какое настроение у стихотворения?
– Какую картину природы вы себе представили?
– какие приметы весны встретились в стихотворении?
– Удалось ли Маше передать настроение весны? С помощью чего она передала настроение? (интонации).
(слайд 2)
– Обратите внимание на иллюстрацию Маши, подходит ли она к этому стихотворению?
– А теперь обратите внимание на картину «Весна – большая вода», художник Исаак Левитан.
– Что на ней изображено?
– С помощью чего художник передал настроение? (с помощью цвета).
– Определите, какая иллюстрация больше подходит к этому стихотворению?
– Ребята, скажите, какие птицы прилетают к нам весной? (грачи, жаворонки).
Ученик читает стихотворение наизусть и показывает свою иллюстрацию. Дети показывают карточки.
Чтение стихотворения В.Жуковского «Жаворонок»
(слайд 3)
– Известный русский поэт В.Жуковский написал стихотворение о Жаворонке.
– Послушайте стихотворение под звуки музыки. Определите настроение этого стихотворения.
– Какое настроение у этого стихотворения? Почему?
Ученик читает стихотворение наизусть под звучание музыки – пение жаворонка.
Дети показывают карточки настроений.
(слайд 4)
– Удалось ли Никите передать это настроение?
– Ребята, скажите, как повлияла музыка на ваше восприятие стихотворения? (помогла лучше определить настроение, дополнила представление о Жаворонке).
– Посмотрите, соответствует ли иллюстрация Никиты этому стихотворению? Почему?
– Теперь посмотрите на картину. Что изображено? (жаворонок).
– Подходит ли эта картина к стихотворению?(нет). Почему?
– Какое настроение у этой картины?
– Ребята, скажите, какие явления природы мы можем наблюдать весной? (тает снег, идет дождь).
Ученик показывает свою иллюстрацию
Чтение стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»
– Молодцы! Теперь определите настроение у следующего стихотворения, которое называется «Весенний дождь», автор А.А. Фет.
– О чем это стихотворение?
– Какое настроение с этом стихотворении?
– Удалось ли Пете передать настроение?
– Какое настроение изобразил Петя на иллюстрации?
(слайд 5)
– Я вам предлагаю посмотреть на картину художника Ендогурова «Дождь» и определить, какая из них лучше подходит к стихотворению? Почему?
– Молодцы! Ребята, вы наблюдали, как цветут деревья весной? Что особенного можно заметить в этот период? (приятные запахи).
– А кто-нибудь видел, как цветет черемуха?
Ученик читает стихотворение наизусть и показывает свою иллюстрацию
Чтение стихотворения С.Есенина «Черемуха».
– Об этом нам расскажет Кира стихотворение С.Есенина «Черемуха».
– Какая сейчас ваша задача? (определить настроение).
– Какую картину вы себе представили? Что происходит в природе? (бегут ручьи)
– Какое настроение хотел передать автор?
У Киры получилось передать это настроение? С помощью чего?
– Теперь обратите внимание на иллюстрацию Киры, какое настроение она изобразила?
– Теперь определите настроение в картине «яблони в цвету», художник Сергеев.
– Какое здесь настроение? Можно ли сказать, что настроение картины соответствует настроению стихотворения?
– Ребята, а где вы можете найти эти стихотворения?
Дети показывают карточки настроений
Выставка книг
– Мы сегодня подготовили выставку книг, обратите внимание на стенд.
 
4. Физкультминутка
– А теперь все встали и немного отдохнем.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
Потянулся ото сна,
К нам опять пришла Весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил,
Наклонился взад-вперед,
Вот он по лесу идет.

– Хорошо, тихонечко присаживайтесь.
 
5. Работа со звукозаписью
– Мы сегодня слушали стихотворение в сочетании с музыкой и определили, что музыка нам помогает понять настроение. Музыкант передает настроение при помощи звуков инструментов, художник при помощи красок, а поэт как? (с помощью звуков).
– Ребята, попробуйте разгадать тайну звуков стихотворений.
 
Чтение стихотворения Баратынского
– Сейчас я вам прочитаю стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» а вы закройте закройте глазки и внимательно внимательно слушайте это стихотворение. Думаю, вы этот секрет услышите сами.
– Ребята, услышали ли вы Весну в этом стихотворении? (здесь сами звуки повторяют шум и рев реки).
Дети закрывают глаза, ложатся на парты и слушают стихотворение.
Учитель читает стихотворение с выделением звуков р, ш, с, ж.
– Вот и отгадали загадку: поэт подобрал такие слова, которые не только называют «шум», но и сами ш-ш-шумят, р-р-ревут.
– А теперь послушайте дальше, какой звук повторяется для передачи шума листьев? (шелест листьев передают шипящие звуки)
– Хорошо! Теперь проследим за изменениями настроения в стихотворении Тютчева «Зима недаром злится…»
Дети определяют шипящие звуки.
6. Работа в группах
Изображение настроения красками стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…» под музыку.
– Настроение будем изображать при помощи красок. Делимся на пять групп.
– Ребята, теперь свои рисунки вывешивайте на доску.
– посмотрите, что у нас получилось? (диафильм настроений),
– Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы определите, как изменяется настроение по картинкам.
– Ребята, скажите, меняется ли настроение в течении всего стихотворения? Как?
Деление на пять групп.
Дети красками изображают настроение стихотворения под музыку.
7. Итог
– Какие настроения мы сегодня с вами определили в стихотворениях?
– Что еще нам помогало на уроке? (оформление класса).
– Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за урок.
Дети поднимают карточки.

Презентация.