Данный праздник помогает сформировать у учеников этическую культуру, т.е. образ жизни ориентирующий растущего человека на нравственные ценности.
Целью мероприятия является воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах, формирование внутренней культуры ученика младших классов.
Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, вежливому обращению друг с другом. Овладевают нормами вежливого обращения со старшими, заботе о младших.
Известно, что воспитанность – качество личности, которое проявляется, прежде всего, в повседневном поведении человека, в его отношении к другим людям.
Проработка повседневных правил поведения осуществляется в игровой и занимательной форме: сюжетно-ролевые игры «Я приду к тебе в гости», «Хороший ли я хозяин», решение задач по культуре поведения, разыгрывание сценки «Волшебное слово» по рассказу В.Осеевой. Веселые стихи Г. Остера «Вредные советы» вызовут у детей смех – здоровую реакцию на такие «советы».
Учащиеся не пассивные зрители: они анализируют ситуации, участвуют в решении нравственных конфликтов, вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения.
В детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважения к другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, обществу, Родине, труду, природе, к самому себе.
Тема: Правила поведения.
Цель: воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте), формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста (культура поведения, этика, этикет, вежливость, тактичность, уважение к старшим, забота о младших, воспитанность).
Оборудование:
- На доске большой плакат: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
- Плакаты на стенах:
«Слушай больше, говори меньше».
«Пообещал что-то сделать – сделай. Не можешь – не обещай».
«Хотя не богат, а гостю рад».
«Уважая человека, уважаешь себя». - Декорация к сценке «Волшебное слово» В. Осеева.
- Фонограмма песен В. Шаинского «Улыбка» и Б. Савельева «Настоящий друг».
Ход мероприятия
Ученик:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро! (к учителю)
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам. (Поворачивается к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро
Длится до вечера.
Ведущий:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник «Праздник вежливых ребят». На занятиях по ОЗОЖ мы с вами уже говорили о том, что есть правила определяющие поведение человека в повседневной жизни и общении с другими людьми. Эти правила называются этикетом.
Этикет. Этикет. Что такое этикет?
Это правила. И очень важные.
Они нужны нам всем. Они не страшные.
И они обо всем. Как сидеть за столом.
И как с кем говорить.
Как подарки дарить.
Многие правила этикета возникли еще в глубокой древности. Наиболее разумные, удобные и красивые из них, помогающие проявить уважение, доброе отношение к людям, человечество пронесло через века. Такие правила превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек соблюдает всегда. Не случайно многие пословицы и поговорки отражают эти правила. Задумайтесь над такими изречениями: (на доске плакат)
- «Слушай больше, говори меньше».
«Пообещал что-то сделать – сделай. Не можешь – не обещай».
«Хотя не богат, а гостю рад».
«Уважая человека, уважаешь себя».
Дети читают стихотворение «Попробуй-ка сам» С. Погореловского.
1-й ученик:
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
2-й ученик:
На клумбе цветок
Его листья повисли.
Грустит он… О чем?
Угадай его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
3-й ученик:
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчалась на нем!
4-й ученик:
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее дома – заботы
«Вернусь –
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять.»
5-й ученик:
И совершаешь
Веселое чудо:
Ковер засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой.
– Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
6-й ученик:
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Ведущий:
Скажите, пожалуйста, вы видели когда-нибудь волшебников? (Завязывается разговор. Возможно, дети назовут волшебников из сказок, мультфильмов). А в жизни волшебники есть? Кто видел волшебника в жизни, то есть где-то рядом? Как вы думаете, а в театре можно увидеть волшебника? Хотите в театр?
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
А теперь посмотрите сценку «Волшебное слово» В. Осеева.
(Маленький старичок с длинной седой бородой сидит на скамейке и зонтиком чертит что-то на песке)
Павлик: Подвиньтесь (садится рядом со стариком, лицо сердитое.)
Старик: С тобой что-то случилось?
Павлик: Ну и ладно, а вам-то что?
Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик: Еще бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дома.
Старик: Убежишь?
Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает, а у самой сколько.
Старик: Не дает? Ну, из-за этого убегать из дома не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой… (засопел от обиды).
Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу».
Старик: Что же, не берет тебя брат?
Павлик: А почему вы все спрашиваете?
Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни? Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни, тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик: А какое это слово?
Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Но не забудь, как надо его говорить.
Павлик: Я попробую. Я сейчас же попробую.(Бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все карандаши.)
Павлик: Лена, дай мне одну краску… пожалуйста.
Лена (снимает руку с красок): Какую тебе?
Павлик: Мне зеленую, пожалуйста. (Павлик подержал краску и отдал ее сестре. Идет к бабушке.)
Павлик: Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка: Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой. (Дает самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости.)
Обед. Вся семья за столом. Павлик кладет руку брату на плечо и говорит:
Возьми меня, пожалуйста, покататься на лодке.
Лена: Возьми, что тебе стоит.
Павлик: Пожалуйста…
Брат: Эх ты, путешественник. Ну, ладно собирайся!
Ведущая: – Как вы думаете, старичок был волшебником? Какие слова помогли Павлику? А какие вежливые слова знаете вы? Как можно назвать одним словом фразу: "Соблюдение правил доброго отношения к людям"? (вежливость)
Несколько учеников читают стихотворение А. Барто «Признание»
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довел до слез,
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
– Смотри, не пей воды сырой! –
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
– Придешь обедать к трем часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам…
А сам явился в пять.
– Ну что с тобой, Андрюшенька? –
И сын признался ей
– Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Ведущий: Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.
Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. И давайте поиграем в игру «Стоп – красный свет». Вы же знаете, что когда горит красный свет светофора, идти нельзя – опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Он загорается тогда, когда человеку неприятно, обидно, больно.
Я буду рассказывать маленькие эпизоды, а вы, как только заметите неэтичное поведение, говорите быстро: «Стоп – красный свет».
Шли по улице две девочки, а на встречу им шла группа студентов, среди которых были люди разных национальности: негры, вьетнамцы, болгары. «Ой, смотри, какой черный! – сказала одна из них, указывая пальцем на негра.
Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.
Таня с Наташей очень любили шушукаться, когда находились с другими ребятами.
Девочка, войдя в автобус с мороженым, устроившись у двери, аппетитно начала облизывать лакомство.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Молодцы. Многие из вас уже понимают: "…Что такое хорошо и что такое плохо…"
А вот какая история произошла с одной девочкой из стихотворения А. Барто «В театре».
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре в раздевалки
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в балете!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильнее играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
– Кто там ползает внизу? –
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И, наконец, нашла его.
Но тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравиться балет, –
Ребятам я сказала.
Ведущий: – Правильно ли вели себя девочки в театре? Почему?
Еще одна задачка по культуре поведения: «Лена сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
– Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя все-таки себя вести, – заметила старушка.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь: «Пожалуйста, буду сидеть спокойно».
Можно ли сказать Леночкино «пожалуйста» волшебным?
– А вы заметили, как произносятся волшебные слова?
– Верно, вежливо, с улыбкой.
– А почему улыбка, так украшает произнесенное слово, фразу?
– Конечно, ведь даже в песенке поется: «От улыбки станет всем теплей». Давайте споем эту песенку. (Дети поют песенку В. Шаинского «Улыбка»)
Ведущий: Ребята, а вы помните мультфильм, в котором звучит эта песня? Зачем енот пошел на озеро? А вы любите праздники? Почему? Кто из вас любит ходить в гости? А встречать гостей?
Разыгрывается сценка «В прихожей». В роли Гостя, и в роли Хозяина – дети. Хозяин занимается в своей комнате какими-то – делами (например, рисует). К «двери» подходит Гость и звонит. Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать. (Сценка заранее не готовится). Дети разбирают ситуацию.
– С каким выражением он открывает дверь? Как приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость?
Хозяин должен быть приветливым и тактичным.
Послушайте стихотворение О. Григорьева «Гостеприимство» (ученик читает стихотворение).
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма,
Не ходите по ковру –
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
– Понравился вам хозяин?
А еще хозяин должен уметь занять всех своих гостей. В какие игры вы играете со своими гостями?
Давайте поиграем в жмурки.
Дети раскручивают жмурку, завязавшего глаза с такими словами
Надувала Кошка шар,
А Котенок ей мешал
Подошел и лапкой – топ!
А у Кошки шарик – лоп!
(Дружно топнули, говоря «топ!», хлопнули в ладоши, сказали «лоп!», и разбежались).
Недавно ученые с удивлением открыли, сто на свете бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезные советы: «Умывайтесь по утрам!» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы.
Ну а если к вашим родителям пришли гости, то вам просто необходимо, по совету Г. Остера, вести себя именно так. (Два ученика читают стихотворение из книги «Вредные советы» Г. Остера.)
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком
Папа руку вам пожмет,
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
Ведущий: Ну вот, ребята, мы поговорили с вами о правилах, которые необходимо помнить и выполнять ежедневно. Давайте, определим общее правило общения. (На доске плакат.)
В отношении к другому всегда будь:
- вежлив
- уважителен
- внимателен
- доброжелателен.
Не позволяй себе смеяться над неловкостью и недостатком другого человека
Не стесняйся уступить другому.
Не стремись возвысить себя над другими.
Я надеюсь, что вы будете выполнять эти правила и заразитесь новым «Чудесным вирусом» из стихотворения Е. Чеповецкого. (Группа детей читают стихотворение)
Ребята, потише!
Послушайте лучше,
Какой был со мной
Удивительный случай!
Однажды я нес
Чемоданы с вокзала,
Но сдали силенки –
Не те, что бывало!
Ну, думаю, сяду
Сейчас по дороге:
Откуда на улице
Ждать мне подмоги?..
И вдруг отовсюду
Бегом и вприпрыжку
Гурьбою ко мне
Повалили мальчишки;
Их сотня за сотней
Дружно спешила,
Наверное, все,
Сколько в городе было.
Они извинились,
Что поздно схватились,
За все чемоданы
Мои ухватились.
Они мне повсюду
Дорогу давали,
В метро и трамваях
Места уступали…
Я спрашивал: «Братцы,
Чего это ради?»
Они отвечали:
«Пожалуйста, дядя!»
Вокруг то и дело
Звучали красиво
Слова «Извините»,
«Позвольте», «Спасибо».
Меня же,
Сменяясь в пути понемногу,
Буквально несли
На руках всю дорогу…
Я так волновался,
Что съел два обеда,
Я ночью стучался
В квартиру соседа,
И срочно с постели его поднимая,
Я все рассказал, ничего не скрывая.
Сосед удивился:
«Вы разве не знали?!
Да вы же, дружок
От событий отстали!
Ведь это известно всему уже миру –
Детей охватил уважения вирус!
Они теперь все –
превосходные люди,
И так, очевидно, всегда уже будет».
Мы с ним до утра
Обнимали друг друга,
Мы с ним до утра
Поздравляли друг друга:
Мол, вот это – дети!
Не то, что когда-то…
И с этим же вас
Поздравляем, ребята!
А самое главное, ребята, пусть эта фраза будет девизом вашей жизни
«Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
(Исполняется песня Б. Савельева,, Настоящий друг”)
Литература:
- Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности»: М. «Просвещение», 1988.
- «Методические рекомендации к программе «ОЗОЖ» (для начальных классов общеобразовательных школ): Саратов, 1999.
- Пикулева Н.В. «О вежливости – с вами вместе. Слово на ладошке»: М. «Новая школа», 1994.
- Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах»: М. «Школа- Пресс», 1998.