Цель: формирование социально адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.
Задачи:
- Развитие умения соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми;
- Коррекция нежелательных черт характера и поведения;
- Создание возможностей для самовыражения;
- Обогащение пассивного и активного словаря детей;
- Развитие психических процессов;
- Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.
Ход мероприятия
Назначение | Содержание этапа | Материалы, оборудование |
1. Разогрев. Упражнение «Встретились два существа». (3-5 мин.) | ||
Создание настроя на совместную работу. | Участники группы получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они должны представить каждое существо без слов. Т.е. надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга. | |
2. Распределение ролей (3 мин.) | ||
Знакомство детей с героями сказки. | Дети выбирают для себя героя сказки: лиса, белка, лягушонок, петух, девочка Лидочка. | |
3. Индивидуальная работа (15 мин.) | ||
Дать характеристику каждому герою сказки | Работа проводится с каждым ребенком индивидуально. Предлагается представить своего героя, описать, как он выглядит, какой у него характер, что любит и т.д.Ребенку можно предложить нарисовать своего героя. | Для ведущего: лист бумаги, формат А4, ручка.Для ребенка: лист бумаги, формат А4, цветные карандаши, краски, фломастеры. |
4. Драматизация (20-30 мин.) | ||
Стимулирование интереса; выразительное изображение поведения персонажей с характерными для них чертами характера; воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке друзей; накопление положительного эмоционального опыта. | Ребята, импровизируя составляют сюжет сказки. Ведущий направляет, помогает наводящими вопросами. При затруднении ведущий предлагает проблемные ситуации для дальнейшего развития сюжета. Здесь была предложена игра «Звери на болоте», которая вошла в сюжет сказки. | Аксессуары героев сказки: лисы, белки, лягушонка, петуха. Атрибуты к сказке: три дощечки, апельсин, волшебный цветок, имитация леса, болота. |
5. Рефлексия (10 мин.) | ||
Помочь детям осмыслить основную идею сказки, эмоциональные переживания героев; познавательную активность; стимулировать ответы детей по содержанию. | Ведущий задает вопросы: – Кто главный герой сказки? – Что чувствовала девочка? – Чему она научилась? – Кто помогал девочке? – Какие отношения сложились у девочки с другими героями? – Почему звери стали дружить с Лидочкой? и т.д. |
А В РЕЗУЛЬТАТЕ РОЖДАЕТСЯ ЧУДЕСНАЯ СКАЗКА!
Белка – (Лера, 7 лет)
Она рыжая, с пушистым хвостом, с карими глазами, маленькими коготками. Любит грызть орешки. Добрая, веселая, любит прыгать по веткам, у нее есть друзья. Она любит играть в салки и дома угощать друзей чаем.
Петух – (Данил, 6 лет)
У петуха красивый разноцветный хвост, он гордится им. На голове красуется красный хохолок. Он серьезный, гордый тем, что встает раньше всех и будит своим звонким голосом. Любит играть со своими друзьями.
Лиса – (Лена, 7 лет)
Рыжая, мягкая, пушистая шубка. Красивый пушистый хвост. Хитрая и умная. У нее есть друзья. Она любит с ними играть в прятки и салки. Добрая, кокетка (любит красивые наряды и гордится своей шубкой). Попадает в разные истории. Любит путешествовать.
Лягушонок – (Влад, 7 лет)
Лягушонок зеленый, высоко прыгает, живет в болоте. Веселый, беззаботный. Любит попрыгать с друзьями и повеселиться. Любит придумывать разные смешные истории.
В одном волшебном лесу жили друзья: лиса, белка, лягушонок и петух. Они очень любили проводить время вместе. Придумывали интересные игры, попадали в разные истории. И однажды с ними приключилась вот какая история.
В летний солнечный день друзья играли на полянке в салки. Вдруг они услышали, что за деревьями кто-то плачет. Друзья раздвинули ветки деревьев и увидели девочку.
– Почему ты плачешь? – спросила ее белочка.
– Я потерялась! – ответила сквозь слезы девочка.
– Не плачь, давай знакомиться! – предложил лягушонок. – Это наша белочка. Она очень добрая, веселая, любит грызть орешки, прыгать по веткам. А еще она любит угощать друзей чаем.
– А это наша красавица-лисичка, – сказали друзья. Она умная, хитрая, кокетливая (обожает красивые наряды). Любит путешествовать и попадает в разные истории.
– А я петушок – красный гребешок!
– Он у нас серьезный, гордый, любит с нами играть, – сказала белочка.
– А это наш веселый лягушонок! – сказала лисичка. – Он любит придумывать смешные истории. Беззаботный, озорник, всегда готов повеселиться.
А как тебя зовут? – спросили друзья.
– Лидочка, – ответила девочка и заплакала еще громче.
– Почему ты сейчас плачешь, Лидочка?
– Вы рассказали друг о друге, какие вы: кто-то добрый, кто-то веселый, а я не знаю какая я.
Друзья задумались.
– Не переживай! – серьезно сказал петушок. – Мы тебе поможем! Что-нибудь придумаем!
– Я уже придумала! – послышался голос белочки. – От лесных жителей я слышала, что за рекой растет волшебный цветок. Он всем помогает, и нам тоже должен помочь.
– Как здорово! – обрадовалась лисичка. – Мы все отправимся в путешествие!
– Тогда в путь, – серьезно добавил петушок.
И все отправились к волшебному цветку.
Девочка уже не плакала. Она вместе с друзьями весело шагала по лесным тропинкам.
Но вот путь им преградило болото.
– Как же дальше идти? – испуганно прошептала лисичка.
– Нам это болото не перейти – сказал петушок. – Что делать?
Все замолчали.
– Я придумала! – вскрикнула вдруг Лидочка. – Смотрите, здесь есть три дощечки! Мы по ним переберемся на ту сторону.
– Но дощечек всего три, а нас пятеро – заметил лягушонок.
– Не беда! – ответила Лидочка. – Мы разделимся на пары и будем передавать дощечки друг другу. Кто со мной первый?
– Может я? – опасливо проговорила белочка.
И Лида с белочкой показали остальным, как переходить болото. Когда все оказались на другой стороне, то стали дружно благодарить Лидочку.
– А ты молодец! – похвалил девочку петушок. – Очень внимательная и сразу догадалась, как выйти из трудной ситуации!
– Наши друзья продолжили свой путь. В дороге Лидочка рассказывала разные истории, и поэтому никто не скучал.
Вдруг девочка крикнула:
– Посмотрите, что я нашла!
Все подбежали к Лидочке и увидели апельсин. Тут только друзья заметили, как они сильно проголодались.
– Ой, как есть хочется! – облизываясь, сказала белочка.
– Есть хочется всем, а апельсин один! – резонно заметил лягушонок.
Тут послышался голос петушка:
– Апельсин нашла Лидочка, значит, ей он и достанется!
Девочка сразу вмешалась в разговор:
– Ну что вы, апельсин такой большой, здесь всем хватит, я поделюсь!
Девочка разделила апельсин на всех. Друзья поблагодарили Лиду, и пошли дальше.
– Смотрите, смотрите – волшебный цветок! – неожиданно закричала лисичка.
– Все увидели на поляне красивый цветок. Друзья окружили его. Первым начал петушок:
– Цветочек, миленький, помоги нашей девочке! Она не знает своего характера!
– Вы сами можете помочь своей подруге, – загадочно проговорил цветок.
– Это как? – спросила лисичка.
– В путешествии с вами происходили разные истории, вспомните их! – ответил цветок.
Друзья задумались.
– А помните, кто нам помог перебраться через болото?! – вскрикнула догадливая лисичка.
– А кто поделился с нами апельсином?! – быстро сказал лягушонок.
– А какие смешные истории рассказывала Лида по дороге, всем так было весело! – добавил петушок.
– Я поняла! – обрадовалась белочка. – Ну, конечно! Лида добрая и веселая.
– А еще она щедрая и отзывчивая! – вторил ей петушок.
– Выходит, мы зря шли к волшебному цветку? Разочарованно протянул лягушонок.
– Неужели зря? – улыбнулся цветок. – Во время этого путешествия вы нашли нового друга!
После этих слов друзья взялись за руки и отправились домой в хорошем настроении.