В современном обществе наблюдается рост интереса к историческому и культурному прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является краеведение.
Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Его развитие и жизнеспособность определяются особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, школьное краеведение способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Один из основных источников воспитания гражданственности - память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции. Главное - заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес, юношеский энтузиазм в нужное русло. Необходимо развернуть в каждой школе краеведческую деятельность в виде кружков, научных обществ, школьных музеев.
Музей – социальный институт исторической памяти. Однако, отражая историю культуры, события и ценности ушедших веков, он служит современникам, смотрит в завтра, ориентируется на требования развивающейся цивилизации. Отбирая, сохраняя, реставрируя и экспонируя образцы природной и культурной среды, предотвращая утрату реликтов истории и духовной жизни людей, музей обеспечивает связь веков, преемственность поколений, непрерывность общественного развития. Опираясь на подлинные памятники материальной и духовной культуры, музей гарантирует научную достоверность репрезентативность экспозиции, отражает и пропагандирует непреходящие ценности истории и культуры, превращает документы истории и творения культурной деятельности в эффективные средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Как центры духовной жизни, интегрирующие прошлое и проясняющие настоящее, музеи помогают людям постичь свои истоки, идентифицировать себя с определёнными национально-культурными традициями, освоить новую информацию, осмыслить тенденции общественного развития, сформировать нравственную позицию и эстетическое отношение к действительности. В условиях глобализации музей призван осознать свою особую роль в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у разных групп населения, и в первую очередь детей и молодёжи, чувства любви к человеку, к отечеству, к своему краю. Музей реализует методику обеспечения общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений; ориентирует на формирование у аудитории (особенно детской и подростковой) умений и навыков восприятия «языка вещей». Любое учебное заведение остро нуждается в музее, материалы и экспозиции которого дополняют, оживляют и обогащают вербальную информацию педагога.[Н.В.Буров.Музей и личность. – СПб.: Концерт, 2009г.].
В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. Считается, что культурологический подход в воспитании школьников способствует проявлению у детей уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле, своему краю, уважительное отношение к своим предкам, истории своего поселка и обычаям народов, населяющих его. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным музеям. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Задача учебных заведений – сохранить для завтрашних граждан России их самобытную, могучую и славную родину, имеющую свои устои, свой национальный колорит и характер, - может быть выполнена только в тесном взаимодействии с музеями.
Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.
А ещё чтобы уроки литературы проходили интересно, увлекательно, чтобы изучаемый материал имел конкретную основу, связанную с историческим и культурным наследием родного края, педагоги МОУ СОШ с.Чернуха и решили вовлечь детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами литературного, исторического краеведения и музейного дела, развивать творческие способностей детей, формировать их гражданское сознание и патриотизм не только на произведениях классической литературы, но и на основе краеведения и музееведения.
Школьный литературно-краеведческий музей, организованный Кутяковой Е.Б. в МОУ СОШ с.Чернуха в далёком 1996 году, кружок «Юный краевед», поисково-исследовательская деятельность, изыскательские работы учащихся «История села Чернуха», « Загадки села Старые Ключищи», «Храмы Кстовского района», «Топонимика родного края», «Отражение исторических и культурных традиций малой родины, особенностей характеров земляков в творчестве В.С.Рыжакова», «Дворянских гнёзд заветные аллеи» стали большим подспорьем в проведении уроков русского языка и литературы, истории, краеведения, географии и биологии, интегрированных уроков.
Целью инновационной деятельности стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины, создание условий для установления у учащихся целостного восприятия в предметной области литературы и литературного краеведения.
Ребята занимаются в кружке «Юный краевед» по программе «Моя малая Родина»(Автор-составитель КутяковаЕ.Б.), имеют свой актив, проводят следующую работу в соответствии с данной программой:
- изучают литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, его тематике;
- систематически пополняют фонды музея путем активного поиска в туристических походах, экскурсиях, экспедициях;
- обеспечивают сохранность музейных предметов, организуют их учет в инвентарной книге музея;
- создают и обновляют экспозиции, выставки;
- проводят экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;
- оказывают содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе;
- организуют и проводят мероприятия, коллективно-творческие дела, акции, праздники;
- участвуют в районных и областных творческих конкурсах.
На занятиях кружка ребята учатся работать с источниками и литературой, архивами, музейным материалом, обрабатывать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации проекта. Знания и умения, приобретенные в кружке, а также материал, полученный в ходе исследования, учащиеся используют на уроках литературы, истории, проводя параллели между действительно произошедшими историческими событиями и теми, что описываются писателями в художественных произведениях, изучаемых по программе.
На уроках литературы и занятиях кружка «Юный краевед» Кутякова Е.Б. часто применяет элементы исследовательского метода обучения, направленного на формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности учащихся: наблюдение, самостоятельный поиск и анализ фактов, формулирование выводов, анализ первоисточников, решение проблемы. В соответствии с учебной программой ежегодно педагогом проводятся нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-проект, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-экспертиза.
За последние годы юные краеведы достигли больших результатов в поисково-исследовательской работе:
- Конкурс школьных музеев (ЦДЮТиЭ г.Н.Новгород, 2001г.) - 1 место.
- Конкурс школьных музеев (СЮТур г.Кстово, 2004г.-2008г.) – 1 место.
- Конкурс «Храмы Кстовского района» (СЮТур г. Кстово, 2005г.) – 1 место.
- Конкурс «Исследовательская деятельность в краеведении» (ОЦРТДиМ г.Н.Новгород, 2005г.) – 2 место.
- Викторина «Человек и мир в творчестве А.М.Горького» (СЮТур г.Кстово, 2006г.) – 1 место.
- Конкурс на лучшую атрибуцию музейного предмета времен ВОВ (ЦДЮТиЭ г.Н.Новгород, 2006г.) – 2место.
- Викторина «Узнай по фотографии» (ЦДЮТиЭ г.Н.Новгород, 2007г.) – 2 место.
- Интеллектуально-практическая игра «Экскурсия по Н.Новгороду 19 века» (ЦДЮТиЭ г. Н.Новгород, 2007г.) – 2 место.
- Конкурс компьютерных презентаций» (ОЦРТДиМ г.Н.Новгород, 2007г.) – 1 место.
- Конкурс «Знатоки Нижегородского ополчения» (ЦДЮТиЭ г. Н.Новгород, 2007г.) – 1 место.
- Конкурс «Эрудиты краеведения» (ЦДЮТиЭ г.Н.Новгород, 2007г.) – 2 место.
- Викторина «Старый Нижний» (ЦДЮТиЭ г.Н.Новгород, 2007г.) – 2 место.
- Конкурс «Атрибуция музейных экспонатов» (ЦДЮТиЭ г.Н.Новгород, 2007г.) – 3 место.
- Конкурс этно-экологических игр «Золотые ворота» (Музей архитектуры и быта народов Поволжья г. Нижний Новгород, 2009г.) – 3 место.
- Литературно-творческий конкурс «Рыжаковские острова» (Нижегородская областная детская библиотека, 2009г.) – 1 место.
Теперь в музее открыто восемь экспозиций:
«Наше село вчера и сегодня», «Седая старина», «Дело мастера боится», «Народная мудрость», «Из истории нашей школы» , «Страницы судеб наших земляков», «Природа нашего края», «Промыслы нашего края».
Первая экспозиция «Наше село вчера и сегодня». Она рассказывает об истории села Чернуха, его возникновении и становлении, о близлежащих деревнях, об интересных людях родного села, о тех, кем гордятся земляки.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» - эти замечательные слова А.С.Пушкина стали эпиграфом второй экспозиции музея «Седая старина». В нее вошли старинные предметы быта людей. Эти предметы были подарены литературно-краеведческому музею жителями окрестных деревень, когда ребята-краеведы ходили в походы. Уникальными в этой экспозиции являются Похвальный лист учащегося школы (конец 19 века), фотографии детей помещика Щеглова, жившего в деревне Ключищи, старинные книги и учебники, денежные знаки и записанная со слов местного краеведа Стенягина Н.К. летопись сел и деревнь Кстовского района.
В руках жителей нашего села вся работа спорилась. Недаром название следующей экспозиции «Дело мастера боится». В нашей местности нет народных промыслов, но издревле люди плели лапти, валяли валенки, вязали носочки и варежки, плели кузовки и корзиночки для ягод и грибов. Тонкие ниточки сплетались в руках у мастериц в узорчатые салфетки, накидушки. Краеведы учатся у односельчан декоративно-прикладному творчеству, организуют передвижные выставки работ.
На уроках литературы ребята часто слышат слово «фольклор». Слово это нерусское, в нем два английских корня. Буквально же оно переводится как «народная мудрость». Четвертую экспозицию, одну из главных в нашем литературно-краеведческом музее, мы так и назвали «Народная мудрость». Для ее создания ребята собрали богатейший фольклорный материал: пестушки и потешки, пословицы и поговорки, легенды и сказания, старинные народные песни, бытующие в нашем селе. Собранный материал - маленькая часть того устного народного творчества, которое сохранилось и живет в нашей местности, и ребята с большим желанием и интересом продолжают изучать фольклорные произведения, так как они несут из глубины веков сведения о жизни народа, о культуре, о вере, об общечеловеческих ценностях. Через родное слово учащиеся приобщаются к истокам и основам нашей культуры. Собирая и тем самым сохраняя местный фольклор, дети не ограничиваются записью текстов, а глубоко анализируют произведения устного народного творчества, разбирают, как в них живет слово, как оно со временем меняет смысл и оттенок. Поисковая работа помогает глубже и разностороннее изучать программный материал на уроках, многие из которых тесно связаны с деятельностью литературно-краеведческого музея, поэтому они проходят интересно и увлекательно, ведь дополнительный материал к ним отыскали и обработали сами ребята.
Совсем недавно в музее прошел открытый интегрированный урок литературы и кружка «Юный краевед» по теме «Это русская сторонка. Это родина моя. Народная песня нашего края», участниками которого стали учащиеся 6 «А» класса МОУ СОШ с.Чернуха, жители села, вокальная группа Дома культуры, фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-цвет». Цель занятия - сохранение и пропаганда культурного наследия малой родины, формирование у школьников гражданского сознания и патриотизма на основе изучения местного фольклора.
Обаяние народного творчества очень велико. По записанным воспоминаниям местных жителей юные краеведы воссоздают фольклорные праздники, проводимые в былое время в селе, а помогают им в этом нелегком деле руководитель школьного музея и научные сотрудники Музея архитектуры и быта народов Поволжья (г. Нижний Новгород), фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-цвет», сельская администрация.
К 135-летию Чернухинской школы в литературно-краеведческом музее открылась новая экспозиция «Из истории нашей школы». В ней собран богатейший материал по истории школы, начиная с первого дня ее открытия, а это было в 1864 году, до наших дней. Используя материалы Нижегородского областного архива, ребята установили год открытия родной школы, узнали как развивалось образование в течение 135 лет. МОУ СОШ с.Чернуха сегодня – это не только образовательный, но и культурный центр села.
Шестая экспозиция музея «Страницы судеб наших земляков» создана краеведами к 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В ней расположился поисковый материал, рассказывающий о земляках-участниках войны, тружениках тыла, творческие работы учащихся, личные вещи и письма фронтовиков. Материал собирался буквально по крупицам.
Следующая экспозиция «Природа нашего края». Повествует о разнообразии флоры и фауны малой родины. В этом разделе музея часто проходят не только экскурсии, но и уроки по природоведению, биологии и экологии, направленные на сохранение и приумножение природного наследия родного края.
Последняя экспозиция музея рассказывает об уникальных народных промыслах Нижегородского края.
Руководителем музея и ребятами старших классов разработаны и проводятся экскурсии разнообразной тематики. Например, «Мы славяне», «Учителя – участники Великой Отечественной войны», «Народные промыслы нашего края».
Материалы школьного литературно-краеведческого музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. На базе музея проходят школьные и районные семинары, методические объединения, конференции, встречи с интересными людьми. Организация музейно-образовательного процесса не подменяет, а дополняет школу; углубляет знания учащихся, повышает их интерес к учёбе.
Это позволяет дать учащимся знания, необходимые для:
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно- воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Ежегодно литературно-краеведческий музей МОУ СОШ с. Чернуха занимает призовое место в районном конкурсе школьных музеев. Ребята-краеведы – активные участники и призеры областных конкурсов и краеведческих смен, организованных ГОУ ДОД «Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области», Областным центром развития творчества детей и молодежи г.Нижнего Новгорода.
Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств. [Н.В.Буров.Музей и личность. – СПб.: Концерт, 2009г.].
Юные краеведы желают продолжать начатую работу, и это очень важно, потому что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.