Математический КВН для 9-го класса

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. углубление и расширение учебного материала;
  2. ознакомление детей с историей развития математики;
  3. решение задач повышенной сложности;
  4. использование материалов по занимательной математике;
  5. развитие творческих способностей обучающихся;
  6. развитие общеучебных умений и навыков, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать и сопоставлять;
  7. нахождение аналогии и оптимального решения.

Тип: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, таблицы для жюри, секундомер.

Ход мероприятия

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.

Ведущий: Дорогие друзья! В нашем клубе веселых и находчивых встречаются сегодня две команды: …

Приглашаем команды на сцену!

(Команды дают свое название и девиз)

Ведущий: А теперь я представляю вам наше многоуважаемое жюри.

Представление членов жюри.

Ведущий: Объявляю начало конкурса «Приветствие».

Максимальный балл – 5.

Выступление команд с приветствием.

РАЗМИНКА. ВИКТОРИНА ДЛЯ КОМАНД.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для 1 команды Вопросы для 2 команды
1. Один из великих ученых древности был олимпийским чемпионом по боксу. Свои бои он всегда завершал блестящим нокаутом. Назовите имя этого ученого-математика. (Пифагор) 1. Где в России можно встретить дорожку Геракла? (Это расстояние 198,26 м – длина дорожки стадиона).
2. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В. Ковалевская) 2. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)
3. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII в. французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (Радиус) 3. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. О каком изобретении, которое используется и поныне в быту, идет речь? (Винт Архимеда, используемый в мясорубке)

КОНКУРС "ПАНТОМИМА".

Каждая команда должна с помощью пантомимы показать определенную теорему, соперники ее отгадывают. Высшая оценка в этом конкурсе – 3 балла.

(Командам предоставляется возможность выбора одной из предложенных карточек с заданием)

  1. Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
  2. Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.
  3. Около любого треугольника можно описать окружность.
  4. Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.

НАЙДИ НЕДОСТАЮЩИЕ ЧИСЛА.

Участвуют по 2 человека от команды. Конкурс проводится во время подготовки пантомимы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания. Максимальный балл равен 2. 

ЗАДАНИЕ: В шестнадцати клетках таблицы записаны вразнобой натуральные числа от 1 до 20. Без помощи ручки и карандаша, только глазами «отследите» все числа и назовите недостающие.

Таблица 1
2 11 3 8
20 6 14 16
18 17 7 5
10 4 15 13

Ответы для таблицы 1: отсутствуют числа 1, 9, 12, 19.

Таблица 2
1 16 8 13
12 9 19 2
20 4 14 18
7 15 10 5

Ответы для таблицы 2: отсутствуют числа 3, 6, 11, 17.

БУРИМЕ.

Написать стихи на заданные рифмы. Менять порядок слов в стихотворении нельзя. В конкурсе, который продолжается 10 минут, участвуют по 2 человека от команды. Максимальный балл равен 3.

ВАРИАНТЫ СЛОВ:

дела проходим потрудней
вокруг доходит посложней
умелых вычисляем поспеваю
труд переставляем веселей
дружно науку рано
ребят муку не лень
нужно лет крана
говорят нет день

ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА. ФИЛДСОВСКАЯ ПРЕМИЯ.

Эту награду Международный математический конгресс присуждает раз в 4 года молодям ученым за особые достижения в области математики. Её учредилДжон Чарльз Филдс (1863-1932 гг.).

Вместе с премией (1500 канадских долларов) лауреату вручается и золотая медаль. На лицевой стороне медали (аверсе) изображена голова Архимеда. Перед ней надпись по-гречески «Архимед». Надпись вокруг головы гласит: «Превзойти человеческие возможности и познать Вселенную». На ее обратной стороне (реверсе) написано по-латыни: «Математический мир приветствует шаг к познанию». На заднем плане – сфера, вписанная в цилиндр, – чертеж к знаменитой теореме Архимеда. Надписи составлены профессором Т. Норвудом из Торонтского университета. Первые лауреаты Филдсковской премии были названы в 1936 г.

В период с 1958-1986 гг. в работе филдсовского комитета принимали участие всемирно известные советские математики: А.Н. Колмогоров, М.А. Лаврентьев, А.Н. Боголюбов.

Лауреатами нашей страны являются Сергей Петрович Новиков, Григорий Александрович Маргулис.

ШИФРОВКА.

Задание. С помощью таблицы 4 прочитайте полезный совет, зашифрованный в таблице 3.

Таблица 3

  Е     Д     Д     И     Й  
Г А У П Н
Е Н К Й Т
Е А В Д Р
О З Р Е А

Таблица 4

9 20 13 2 17
5 16 22 10 8
12 1 3 25 18
  19   7 15 6 21
4   23     11     24     14  

ОТВЕТ: НИКОГДА НЕ ПРЕДАВАЙТЕ ДРУЗЕЙ.

Правильный ответ оценивается в 3 балла.

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Ведущий:

Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри. 

За каждый правильный ответ по 2 балла.

ЗАДАНИЯ КАПИТАНУ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ.

  1. Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне ромба? (60°, 120°).

  2. В одном месяце три среды пришлись на четные числа. Какого числа в этом месяце будет второе воскресенье? (Если в одном месяце три среды пришлись на четные числа, то первая среда – 2 число, третья –16, пятая – 30 число (если, например, первая среда – 4, то пятая – 32), тогда второе воскресенье будет 13 числа).

  3. Шарады.

    1) Из чисел вы мой первый слог возьмите,
    Второй из слова "голубцы",
    А третьим лошадей вы погоните,
    Четвертым будет блеянье овцы.
    Мой пятый слог такой же, как и первый,
    Последней буквой в алфавите является шестой.
    А если отгадаешь ты все верно,
    То в математике раздел получишь ты такой. (Три-го-но-ме-три-я).

    2) Привычное слово кудлатой наседки
    Поставьте на первое место.
    На месте втором посмотрите-ка – нота,
    Важна для любого оркестра.
    На третьем – одна одинокая буква,
    Пятнадцатая в алфавите.
    Один из волос на мордашке котенка
    На месте четвертом. Прочти. (Ко-си-н-ус)

  4. Назовите имя известного поэта и математика, автора слов:

    "Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
    Чем с презренным сидеть за обильным столом.
    Лучше черствую корку глодать в одиночку,
    Чем халвой угощаться с вельможным ослом". (Омар Хайям).

ЗАДАНИЯ КАПИТАНУ ВТОРОЙ КОМАНДЫ.

  1. Посчитайте сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. ()

  2. В месяце три воскресенья выпали на четные числа. Какой день недели был седьмого числа этого месяца? (Если в одном месяце три воскресенья пришлись на четные числа, то первое воскресенье – 2 число, третье – 16, пятое – 30 число (если, например, первое воскресенье – 4, то пятое – 32), тогда седьмого числа месяца будет пятница).

  3. Шарада.

    1) Что кружится, что ложится
    И на землю, и на крыши,
    И о чем поэт зимою
    По ночам поэмы пишет?
    Это – первое словечко,
    А второе – просто "на".
    Ну а третье? Угадайте,
    Что бежит по проводам?
    Напиши, что получилось,
    И прочти наоборот.
    Не запутался, читая
    Слово задом наперед.
    (Снег-на-ток – котангенс).

    2) Одна из известных собачьих пород
    Начало у слова составит.
    Без слога второго глагол у лентяя
    Совсем с языка не слетает.
    Достаточно есть единиц площадей,
    Слог третий – одна из них.
    На «ные» кончается наше слово.
    Закончу и я свой стих. (Колли-не-ар-ные)

  4. Назовите великого русского ученого, автора слов "Математику уже потому учить нужно, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)

ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ.

Во время работы капитанов над своими карточками желающие могут попробовать себя в быстром счете от 1 до 24, при этом числа надо найти число и показать его на табло. При выполнении задания необходимо время измерять секундомером. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

Таблица с числами в приложении.

Жюри подводит итоги конкурса капитанов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Музыкальный конкурс. Нужно сочинить песню, связанную с математикой, на мотив известной песни, и исполнить ее.

Максимальный балл равен 5.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Список литературы:

  1. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/Авт.-сост. Т.Д. Гаврилова.- Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Занько С.Ф., Тюников Ю.Г. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. – Т.I. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. – Волгоград: Перемена, 1993.
  4. Пчелинцев Ф.А., Чулков П.В. Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления с решениями и ответами.- М.: «Издат-школа 2000».
  5. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.