Цели:
- углубление и расширение учебного материала;
- ознакомление детей с историей развития математики;
- решение задач повышенной сложности;
- использование материалов по занимательной математике;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие общеучебных умений и навыков, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать и сопоставлять;
- нахождение аналогии и оптимального решения.
Тип: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, таблицы для жюри, секундомер.
Ход мероприятия
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.
Ведущий: Дорогие друзья! В нашем клубе веселых и находчивых встречаются сегодня две команды: …
Приглашаем команды на сцену!
(Команды дают свое название и девиз)
Ведущий: А теперь я представляю вам наше многоуважаемое жюри.
Представление членов жюри.
Ведущий: Объявляю начало конкурса «Приветствие».
Максимальный балл – 5.
Выступление команд с приветствием.
РАЗМИНКА. ВИКТОРИНА ДЛЯ КОМАНД.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для 1 команды | Вопросы для 2 команды |
1. Один из великих ученых древности был олимпийским чемпионом по боксу. Свои бои он всегда завершал блестящим нокаутом. Назовите имя этого ученого-математика. (Пифагор) | 1. Где в России можно встретить дорожку Геракла? (Это расстояние 198,26 м – длина дорожки стадиона). |
2. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В. Ковалевская) | 2. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед) |
3. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII в. французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (Радиус) | 3. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. О каком изобретении, которое используется и поныне в быту, идет речь? (Винт Архимеда, используемый в мясорубке) |
КОНКУРС "ПАНТОМИМА".
Каждая команда должна с помощью пантомимы показать определенную теорему, соперники ее отгадывают. Высшая оценка в этом конкурсе – 3 балла.
(Командам предоставляется возможность выбора одной из предложенных карточек с заданием)
- Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
- Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.
- Около любого треугольника можно описать окружность.
- Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.
НАЙДИ НЕДОСТАЮЩИЕ ЧИСЛА.
Участвуют по 2 человека от команды. Конкурс проводится во время подготовки пантомимы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания. Максимальный балл равен 2.
ЗАДАНИЕ: В шестнадцати клетках таблицы записаны вразнобой натуральные числа от 1 до 20. Без помощи ручки и карандаша, только глазами «отследите» все числа и назовите недостающие.
Таблица 1 | |||
2 | 11 | 3 | 8 |
20 | 6 | 14 | 16 |
18 | 17 | 7 | 5 |
10 | 4 | 15 | 13 |
Ответы для таблицы 1: отсутствуют числа 1, 9, 12, 19.
Таблица 2 | |||
1 | 16 | 8 | 13 |
12 | 9 | 19 | 2 |
20 | 4 | 14 | 18 |
7 | 15 | 10 | 5 |
Ответы для таблицы 2: отсутствуют числа 3, 6, 11, 17.
БУРИМЕ.
Написать стихи на заданные рифмы. Менять порядок слов в стихотворении нельзя. В конкурсе, который продолжается 10 минут, участвуют по 2 человека от команды. Максимальный балл равен 3.
ВАРИАНТЫ СЛОВ:
дела | проходим | потрудней |
вокруг | доходит | посложней |
умелых | вычисляем | поспеваю |
труд | переставляем | веселей |
дружно | науку | рано |
ребят | муку | не лень |
нужно | лет | крана |
говорят | нет | день |
ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА. ФИЛДСОВСКАЯ ПРЕМИЯ.
Эту награду Международный математический конгресс присуждает раз в 4 года молодям ученым за особые достижения в области математики. Её учредилДжон Чарльз Филдс (1863-1932 гг.).
Вместе с премией (1500 канадских долларов) лауреату вручается и золотая медаль. На лицевой стороне медали (аверсе) изображена голова Архимеда. Перед ней надпись по-гречески «Архимед». Надпись вокруг головы гласит: «Превзойти человеческие возможности и познать Вселенную». На ее обратной стороне (реверсе) написано по-латыни: «Математический мир приветствует шаг к познанию». На заднем плане – сфера, вписанная в цилиндр, – чертеж к знаменитой теореме Архимеда. Надписи составлены профессором Т. Норвудом из Торонтского университета. Первые лауреаты Филдсковской премии были названы в 1936 г.
В период с 1958-1986 гг. в работе филдсовского комитета принимали участие всемирно известные советские математики: А.Н. Колмогоров, М.А. Лаврентьев, А.Н. Боголюбов.
Лауреатами нашей страны являются Сергей Петрович Новиков, Григорий Александрович Маргулис.
ШИФРОВКА.
Задание. С помощью таблицы 4 прочитайте полезный совет, зашифрованный в таблице 3.
Таблица 3
Е | Д | Д | И | Й |
Г | А | У | П | Н |
Е | Н | К | Й | Т |
Е | А | В | Д | Р |
О | З | Р | Е | А |
Таблица 4
9 | 20 | 13 | 2 | 17 |
5 | 16 | 22 | 10 | 8 |
12 | 1 | 3 | 25 | 18 |
19 | 7 | 15 | 6 | 21 |
4 | 23 | 11 | 24 | 14 |
ОТВЕТ: НИКОГДА НЕ ПРЕДАВАЙТЕ ДРУЗЕЙ.
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Ведущий:
Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри.
За каждый правильный ответ по 2 балла.
ЗАДАНИЯ КАПИТАНУ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ.
-
Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне ромба? (60°, 120°).
-
В одном месяце три среды пришлись на четные числа. Какого числа в этом месяце будет второе воскресенье? (Если в одном месяце три среды пришлись на четные числа, то первая среда – 2 число, третья –16, пятая – 30 число (если, например, первая среда – 4, то пятая – 32), тогда второе воскресенье будет 13 числа).
-
Шарады.
1) Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова "голубцы",
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой. (Три-го-но-ме-три-я).
2) Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором посмотрите-ка – нота,
Важна для любого оркестра.
На третьем – одна одинокая буква,
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котенка
На месте четвертом. Прочти. (Ко-си-н-ус) -
Назовите имя известного поэта и математика, автора слов:
"Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
Чем с презренным сидеть за обильным столом.
Лучше черствую корку глодать в одиночку,
Чем халвой угощаться с вельможным ослом". (Омар Хайям).
ЗАДАНИЯ КАПИТАНУ ВТОРОЙ КОМАНДЫ.
-
Посчитайте сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. ()
-
В месяце три воскресенья выпали на четные числа. Какой день недели был седьмого числа этого месяца? (Если в одном месяце три воскресенья пришлись на четные числа, то первое воскресенье – 2 число, третье – 16, пятое – 30 число (если, например, первое воскресенье – 4, то пятое – 32), тогда седьмого числа месяца будет пятница).
-
Шарада.
1) Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это – первое словечко,
А второе – просто "на".
Ну а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутался, читая
Слово задом наперед.
(Снег-на-ток – котангенс).
2) Одна из известных собачьих пород
Начало у слова составит.
Без слога второго глагол у лентяя
Совсем с языка не слетает.
Достаточно есть единиц площадей,
Слог третий – одна из них.
На «ные» кончается наше слово.
Закончу и я свой стих. (Колли-не-ар-ные) -
Назовите великого русского ученого, автора слов "Математику уже потому учить нужно, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ.
Во время работы капитанов над своими карточками желающие могут попробовать себя в быстром счете от 1 до 24, при этом числа надо найти число и показать его на табло. При выполнении задания необходимо время измерять секундомером. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.
Таблица с числами в приложении.
Жюри подводит итоги конкурса капитанов.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Музыкальный конкурс. Нужно сочинить песню, связанную с математикой, на мотив известной песни, и исполнить ее.
Максимальный балл равен 5.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Список литературы:
- Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/Авт.-сост. Т.Д. Гаврилова.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Занько С.Ф., Тюников Ю.Г. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. – Т.I. – М.: Просвещение, 1992.
- Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. – Волгоград: Перемена, 1993.
- Пчелинцев Ф.А., Чулков П.В. Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления с решениями и ответами.- М.: «Издат-школа 2000».
- Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.