Обыкновенные дроби. Получение дробей

Разделы: Математика


Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Цель: добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Раздел «Обыкновенные дроби» является как раз таки жизненно-практическим.

Доли.

Первое представление о доле, которая получается путем деления целого предмета на равные части, учащиеся получают в 5-м классе школы VIII вида.

Задания:

  1. На каждую парту выдается одно яблоко. Проблема как разделить его на двоих? Ребята предлагают разрезать яблоко пополам. И дальше идет разговор о том, «разрезать пополам – это значит разделить на две равные части». В результате такого деления получаются две половины, или две вторые доли.
  2. Каждый ребенок получает прямоугольник, но для того, чтобы дети убедились, что при делении целого на две равные части его вторые доли равны, а половины, полученные от деления разных целых не равны, прямоугольники делаем разного размера. Согнуть прямоугольник пополам, сравнить полученные доли, затем сравнить наложением эти доли с тем, что получилось у соседа по парте.
  3. Аналогичное задание можно дать, раздав детям круги разных размеров, равнобедренные треугольники, квадраты.
  4. На следующем этапе все эти фигуры дети сами рисуют, вырезают, сгибают пополам, очень хорошо полученные доли наклеить в тетрадь.
  5. Интересно поработать с квадратом и прямоугольником, предложить детям разделить их на две части разными способами.

Отработав деление на две части таким же образом можно делить прямоугольники, круги, квадраты, отрезки на четыре части. Деление на три, пять, семь, восемь и т.д. частей удобно объяснять на полосках длиной 3см, 5см, 7см, 8см и т.д. Отрезки, полоски, чертим в тетради, раскрашиваем. Большое внимание необходимо уделить построению окружности. Детям интересен циркуль, и они с большим удовольствием с ним работают.

Дроби.

После того как усвоено понятие «доля», переходим к понятию «дробь».

До недавнего времени ребята при делении чисел не раз убеждались в том, что не все числа делятся нацело, может получиться остаток, деление же меньшего числа на большее невозможно. В то же время в повседневной жизни им приходилось делить две булочки на три равные части и т.д. опираясь на жизненный опыт учащихся, нужно показать, что при делении целого числа на целое получается дробь. При этом деление возможно даже тогда, когда делимое меньше делителя.

Задания:

  1. К доске приглашаются три человека. Им дается два яблока. Проблема как разделить на троих два яблока? Ребята предлагают разрезать каждое яблоко на три части. Каждый ребенок получит по третьей доле от каждого яблока. На доске и в тетради делаем запись 2:3=.
    А затем можно выполнять задания следующего содержания.

  2. Начертите в тетради прямоугольник длиной 3 сантиметра и шириной 1 сантиметр. Разделите его на три равные части, одну часть закрасьте.
  3. Начертите в тетради прямоугольник длиной 5 сантиметров и шириной 1 сантиметр. Разделите его на пять равных частей, две части закрасьте.
  4. Начертите в тетради прямоугольник длиной 7 сантиметров и шириной 1 сантиметр. Разделите его на семь равных частей, четыре части закрасьте.
  5. Начертите в тетради прямоугольник длиной 4 сантиметра и шириной 1 сантиметр. Разделите его на четыре равные части, три части закрасьте.

Чтобы получить дробь, мы целое делим на равное количество частей (долей) и берем одну или несколько частей (долей).

Дробные числа записывают с помощью натуральных чисел и черты. Например, одну четвертую долю записывают так:

Такие записи, и называют обыкновенными дробями. В дроби число, стоящее над чертой, называют числителем дроби, а число, стоящее под чертой, называют знаменателем дроби. Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель дроби показывает, сколько таких частей взято. Целесообразно в тетради сделать следующую запись:

Читают дроби так: сначала называют числитель, потом знаменатель.

Например:  - одна третья,  - две пятых,  - четыре седьмых,  - три четвертых.

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби - количественное числительное женского рода (одна, две, четыре и т.д.), а знаменатель - порядковое числительное (третья, пятая, седьмая, четвертая и т.д.).

Для закрепления навыков записи и чтения обыкновенных дробей проводится математический диктант:

Записать дроби: . Прочитать полученные дроби.

Математические диктанты одна из интересных форм работы, я часто ею пользуюсь при изучении тем «Правильные и неправильные дроби», «Основное свойство дроби», «Преобразование обыкновенных дробей».

Например:

  1. Записать дроби: . Подчеркнуть правильные дроби. Обвести в кружок дроби с одинаковым знаменателем.
  2. Возможен такой вариант диктанта: записать дроби в два столбика, в первый – правильные, во второй - неправильные: .
  3. Записать дроби: . Выписать из них сократимые, и выполнить сокращение.
  4. Записать дроби: . Выписать из них неправильные и превратить в смешанные.

Все эти задания можно оформить в виде карточек.

Приложение 1