Цель:
- Обеспечить освоение важных практических приемов в обращении с веществами(поваренная соль) на простом и доступном экспериментальном и описательном материале.
- выявить особенности архаичных способов производства и использование поваренной соли.
Задачи:
- Составить план I этапа очистки загрязненной соли.
- Смоделировать и опробовать описанную в тексте технологию растворения в твердом виде поваренной соли.
- начать освоение средств теоретического анализа, как возможности собственного мышления в отношении естественно-научных объектов.
- Создать условия для будущего разворачивания собственной учебно-исследовательской деятельности в курсах химии и молекулярной физике.
Ход урока
I. Организация класса на работу.
Добрый день. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомится с таким простым веществом, используемым вами каждый день как соль. Соль известна давно и повсеместно. Помимо своего употребления в пищу, в современном производстве соль находит себе и другое применение. Огромные количества соли идут на производство хлора и отбеливающих средств, щелочей и соды. Много соли тратится для "разжижения" снега и льда на дорогах.
II. Чтение и обсуждение текста «как добыть чистую соль?»
Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали где применяется поваренная соль. А сегодня мы поговорим как же добывают поваренную соль. Для этого прочитайте текст у вас на столе «Как добыть чистую соль?»
Вслух читают текст
Под землей встречаются пласты "каменной" соли многометровой толщины. В соляных шахтах и рудниках куски соли отбиваются от пластов и вывозятся на поверхность. Однако основным источником соли с древних времен были расположенные на поверхности соленые озера и выходы подземных соляных источников. На берегах соленых озер соль образует сплошную корку, и ее достаточно просто "собирать" в летнее время.
Значительно более чистой будет "выварочная" соль, образующаяся при кипячении рассола в котлах на специально оборудованных около соляных источников "солеварнях". Как существенное новшество, в северных странах, в том числе в России, в ХVI столетии вошел в обиход способ обогащения рассола перед "вывариванием" при помощи градирен, устроенных так, чтобы раствор соли стекал по пучкам соломы, или, позже, по вязанкам тернового хвороста. На ветру сгущение рассола ускоряется и значительно более крепкий рассол упаривается в котлах на огне.
Со времен древнеримских завоевателей в Британии соль из подземных источников добывали, наливая воду из них в свинцовые противни, вмещавшие несколько ведер рассола. Постепенно образующуюся в них сырую соль помещали в специально сплетенные ивовые корзинки, имеющие форму конусов.
Остатки рассола стекали вниз между прутьями, оставляя в корзинке чистую соль. Современный способ добывания соли в Чешире отличается от этого только размерами применяющихся железных противней, вмещающих по несколько тысяч литров.
В Древнем Китае (до и в начале нашей эры) бурили скважины, в которых использовали длинные бамбуковые трубы, доходящие до подземных солевых источников. Обычно выход солевых источников сопровождался также и выходом подземного газа, который поджигали и использовали тут же для вываривания соли.
Учитель: Есть ли у вас вопросы к тексту?
Возможно непонятное слово градирня (учитель объясняет термин)
Учитель прочитай задание к тексту
Ученик читает задание: Прочтите тексты, описывающие разные способы добычи соли. Зарисуйте в тетради эти способы с помощью схемы:
Какой способ добычи соли кажется вам наиболее простым?
Задание выполняется в группах, результаты 4 групп вывешиваются на доске. Опрос. Вывод учащихся к общей схеме добычи соли.
В самом простом варианте они могут выглядеть так:
раздача учащимся общей схемы добычи соли.
Вы знаете, что в озере или источнике может оказаться не только нужная нам для питания поваренная соль, но и другие соли. Вспомните рассказы о веществах, похожих на соль. Как же распознать "настоящую" соль и другие соли? Проще всего это было бы сделать по внешнему виду. Но это хорошо получается, только если мы видим крупные кристаллы.
Например такие как эти. (показ слайдов)
Мелкие крупинки (кристаллики) разных солей чрезвычайно похожи друг на друга, особенно, если их растереть в порошок. При высыхании соленой воды часто получаются такие мелкие крупинки. Крупинки почти неразличимы Конечно если бы мы смогли надеть волшебные очки, и увидеть из чего состоит соль, то мы бы с вами увидели вот такую картинку. (слайды) Тогда бы мы смогли распознать смогли распознать пищевую соль?
Жаль, что мы не обладаем таким "острым зрением", что в толще воды не можем ни разглядеть соль, ни определить, какая она. Вряд ли героям детективных романов можно было бы тогда подсыпать в бокал с вином цианистый калий – бесцветную хорошо растворимую соль.
Легендарный герой времен Одиссеи Линкей мог, пользуясь своим особенным зрением, разглядеть друзей или врагов, смотря через ствол дуба или за горизонт. Сквозь толщу земли видели подземные сокровища герои более современных сказок.
III. Химия. Получение поваренной соли.
Но мы к сожалению таким зрением не обладаем. Поэтому вам придется сейчас прибегнуть к другому способу вспомнить все что вы знаета о соли и помочь мне.
Я растворила соль в воде, но к сожалению перепутала пробирки и не знаю в какой из них находится вода, а в какой рассол. Конечно если бы у нас были волшебные очки, мы могли заглянуть в раствор и увидеть кристаллы, но их нет. Ваша задача. Без пробования на вкус (ведь в кабинете химии нельзя ничего пробовать) с помощью химического оборудования – определить в какой пробирке находится соль, но в начале давайте с вами вспомним ТБ.
Учащиеся по группам проделывают лабораторную. Опрос.
Учитель: как вы думаете к какому явлению (физическому или химическому) относится процесс добычи соли? Почему?
Давайте на минуточку представим, что у нас с вами есть волшебные очки и мы можем с вами видеть частички из которых состоит соль. Ваша задача как в кино нарисовать 4 кадра молекулярных картинок процесс выпаривания соли из рассола который вы проделали время 5 минут.
Учитель: Сегодня на уроке вы узнали о способах добычи соли. Научились добывать соль сами. Повторили построение молекулярных картинок.
Использованная литература:
- Воронцов А.Б., Высоцкая Е.В., Львовский В.А. ,Чудинова Е.В. Природоведение 5 класс.
- «Химия в действии» М. «Мир», 1998.