Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности по математике

Разделы: Начальная школа


Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, у всех воспитывать силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные, на те, которые используют на уроке и на те, которые используют во внеурочное время.

Нестандартные формы и методы позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес учащихся.

В литературе выделяют следующие нетрадиционные формы уроков:

  1. урок – конференция;
  2. урок – соревнование;
  3. урок – игра;
  4. урок – викторина;
  5. урок – диспут;
  6. урок – конкурс;
  7. урок - аукцион знаний;
  8. урок творчества;
  9. урок – турнир;
  10. урок – спектакль;
  11. смотр знаний;
  12. урок – зачет;
  13. урок – путешествие;
  14. урок – диалог;
  15. урок – интервью;
  16. урок – тренажер;
  17. урок – экскурсия;
  18. мозговая атака;
  19. урок – лекция;
  20. урок – консультация;
  21. уроки взаимообучения;
  22. урок – аукцион;
  23. урок – творческий отчет;
  24. уроки – фантазии;
  25. уроки – суды;
  26. уроки – концерты;
  27. интегральные уроки;
  28. урок-мастерская.

Конечно, не все нестандартные формы уроков доступны для работы в начальной школе в полном объёме. Но применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки и занятия, мы сделали вывод, что такие формы и методы повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Приведём некоторые примеры таких активных форм обучения.

Оживляют урок различные командные математические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Мы часто используем викторины. Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков устных вычислений, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений. В 3-4 классах жюри, может быть, – победители предыдущих викторин.

Очень любят наши ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена. На этот урок можно пригласить родителей. (Приложение 1)

У нас в лицее существует традиция творческих отчётов. Один из видов зачета является математический ринг. За неделю до зачета учащимся предлагаются теоретические вопросы по определенной теме, которые они должны подготовить. К зачету учащиеся переписывают вопросы на свои карточки. Справа на карточке пишут вопросы, а слева оставляют место для оценок за ответы на них. На обратной стороне карточки ребята проводят красную, желтую или зеленую полосу. Красная полоса означает, что обладатель такой карточки уверен в своих знаниях и хочет выйти на ринг одним из первых. Желтая полоса свидетельствует, что ученик не слишком уверен в своих знаниях, а зеленый говорит о еще меньшей уверенности.

В классе, где устраивается математический ринг, столы располагаются напротив друг друга. По одну сторону рассаживаются ребята, нарисовавшие на своих карточках желтые и зеленые полосы, по другую – красные. Проход к доске оставить свободным. Это и будет «ринг». Занявшие его должны отвечать на вопросы тех, кто сидит напротив.

Вопросы задают ребята первой группы. Первый вопрос по теории они берут из предложенного им заранее списка, а дополнительные могут быть какими угодно, но по данной теме. Ребята могут заимствовать их из учебника или придумать сами. Можно предложить и занимательную задачу, придуманную или где-то найденную. Чем задача оригинальнее, тем больше баллов получает тот, кто ее предложил.

Ученик, к которому обращен вопрос, встает и отвечает на него. Ребята в центре должны быть настолько хорошо подготовлены, чтобы отвечать с «ходу». При ответах разрешается делать на доске схематичные чертежи, краткие записи. Если ответ необходимо подтвердить доказательствами, то отвечающий получает несколько минут для подготовки. Пока один ученик готовится, вопросы задают другому. За правильностью ответов следит учитель вместе с классом. Каждому ученику разрешается дополнить или поправить отвечающего ученика. Их активность также оценивается баллами.

Заработанные учащимися баллы выставляются в специальную ведомость. Ее ведет ученик-контролер, который заранее подбирается из учеников старших классов. В ведомости несколько граф, в которых проставляются баллы за работу заранее условленного вида.

Опрос сильных учащихся (у них карточка с красной полосой) продолжается целый урок. Некоторые из них начинают свою «борьбу на ринге» с кратких сообщений на тему своих исследовательских работ по изучаемой теме.

В конце первого этапа учитель договаривается с классом о том, кому из побывавших на ринге, следует доверить прием зачета и по какому вопросу. Если отвечающих не меньше, чем вопросов, то каждому из них поручается принимать зачет по одному определенному теоретическому вопросу.

На втором этапе ринга учащиеся-экзаменаторы рассаживаются по одному за пронумерованные столы. Номер стола – это номер вопроса в списке вопросов, предложенных перед зачетом. Учащиеся, переходя от стола к столу, должны побеседовать с каждым экзаменатором, но последовательность они устанавливают сами. Тот из учащихся, кто почувствовал затруднения, может обратиться к учебнику. Ребята с желтой полосой на своих карточках могут воспользоваться учебником дважды, а с зеленой – трижды. Штрафные очки им при этом не присуждаются.

На третьем этапе ринга происходит подведение итогов.

Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Это то, что ученики должны усвоить в данный момент: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень). Выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень). А может, мы уже выводим своих учеников на уровень эвристической деятельности и учим их действовать в нестандартной для них ситуации для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс. Сейчас мы стараемся освоить компьютерное тестирование.

Анализ подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к математике. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка.

Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.

Библиография:

  1. Ш.А.Амонашвили “Обучение. Оценка. Отметка” М., 1980г “Активизация познавательной деятельности младших школьников”
  2. П.У.Байрамукова “Внеклассная работа по математике в начальных классах” М., 1997г
  3. В.Б. Бондаревский Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., Просвещение, 1985
  4. Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”: Начальная школа №12, 1986г. М. Просвещение
  5. Н.Б.Истомина “Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах”. М., Просвещение 1985г
  6. В.А. Крутецкий “Психология” М. Просвещение 1986г
  7. А.Н.Леонтьев “Лекции по общей психологии” М. “Смысл” 2000г
  8. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.И. Фридман “Мотивация учения и её воспитание у школьников” М Педагогика 1983г.
  9. Р.С. Немов “Психология” /Познавательные процессы //Возрастная психология /. М. Просвещение 1990г.
  10. В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям” Киев, 1972г
  11. О.В.Сизова “В контакте с родителями” Начальная школа №7, 1988г.
  12. Н.Ф.Талызина “Формирование познавательной деятельности младших школьников” М. Просвещение 1988 г
  13. Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя. – М., Просвещение, 1991.
    Библиотека «Первого сентября» «Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры», М., «Первое сентября», 2003