Цели урока.
Обучающие: Закрепить полученные навыки и рассмотреть другие приёмы решения показательных уравнений.
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации,
- учить анализировать, выделять главное.
Воспитательные: Развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Устные упражнения.
- Повторение и актуализация опорных знаний. Задания **.
- Самостоятельная работа по проверке умения решать простейшие показательные уравнения с последующей проверкой.
- Другие приёмы решения показательных уравнений.
- Подведение итогов. Задание на дом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (самоконтроль). Приложение 1
Задание Ответ 2 х + 8 = х = - 13 0,2 3 х - 4 = 5 2 - 5 х х = - 1 3 х + 2 + 3 х = 30 х = 1 4 х - 14 * 2 х - 32 = 0 х = 4 7 х + 1 * 3 х = 98 х = 1
Учитель предлагает поднять руку тем учащимся, у кого 3 правильных ответа, 4 правильных ответа, 5 правильных ответов, кто не справился с заданием.
III. Устные упражнения (можно решать в произвольном порядке).
Задание Ответ х = 49 х = - 2 =16 х = 8 ( = ( х = - 4 =1 х = 0
х = 16 х - 4 = - 6 нет корней 6) 3 х + 2 + 3 х = 90 х = 2
IV. Повторение и актуализация опорных знаний. Задания **.
Одновременно у доски работают 5 учеников: 3 уравнения на центральной доске учитель предлагает решить учащимся по желанию с последующим обоснованием, 2 уравнения ** на дополнительной доске совместно решают двое сильных учеников. Остальные учащиеся записывают в тетради решения тех уравнений, которые считают необходимыми.
№468(а) 3 х + 1 + 2 * 3 х - 2 = 75
Решение.
3 х * 3 1 + 2 * 3 х * 3 - 2 = 75
Вынесем за скобки общий множитель 3 х,
получим 3 х * (3 - ) = 75
3 х * 2 = 75
3 х = 75 : 2
3 х = 27
3 х = 3 3
х = 3
Ответ: х = 3
2) №464(в) 36 х - 4 * 6х - 12 = 0
Решение.
6 2х - 4 * 6х - 12 = 0
Пусть 6х = у, тогда уравнение примет вид
у 2 -4 у - 12 = 0 .
Решая квадратное уравнение, получим
у 1= - 2, у 2 = 6.
а) 6х = - 2 - нет решения, т.к. - 2 < 0
б) 6х = 6
6х = 61
х = 1
Ответ: х = 1
3) - = 0
Решение.
==
- = 0( - 2) = 0
а) = 2- нет решения
б) = 0
х = n, n Є Z
Ответ: х = n, n Є Z
4** (2/3)х * (3/2)х = 1
Решение. (2/3 * 3/2)х = 1
1 х = 1
Ответ: любое действительное число.
5** 5 1 - |х| = 25
Решение.
5 1 - |х| = 52
1 - |х| = 2
- |х| = 1
|х| = - 1
Ответ: нет решений.
V. Самостоятельная работа по проверке умения решать простейшие показательные уравнения с последующей взаимопроверкой (с копиркой).
1 вариант 2 вариант Обратная сторона карточки = 9 2 х - 1 + 2 х + 2 = 36
25 х + 10 * 5х-1 - 3 = 0
Доп: 5 Х + 2 * 2 Х = 2500
= 1/4 4 х + 1 + 4 х = 320
9 х - 3 х+1 - 4 = 0
Доп: 11 Х + 1 * 2 Х = 242
Д.З. № 469
Решите уравнение:
4 х +2 - 10 * 3 х = 2 * 3 х + 3 - 11 * 2 2х
3 * 16 х + 2 * 81х =5 * 36 х
После выполнения учащиеся сдают листочки, копиями обмениваются в парах, осуществляют взаимоконтроль и выставляют отметку (ответы и критерии на слайде).
1 вариант (ответы) 2 вариант (ответы) х = - 1 х = 2 х = 3
х = 0
х = 2
х = 1 х = 2 х = 3
х = 0
х = 1
Критерии оценивания:
- "5" - 3 задания
- "4" - 2 задания
- "3" - 1 задания
Учитель предлагает поднять руку тех учащихся, у кого отметка "5", "4", "3" и кто не справился с заданием.
Другие приёмы решения показательных уравнений (слайды). Объясняет учитель.
Решить уравнение: 27 х + 12 х = 2 * 8 х
Решение. Разделив обе части уравнения на 8 х > 0, получим
(3/2)3х + (3/2)х = 2.
Обозначим (3/2)х = y, тогда + y -2 = 0 <=> - 1) + (y - 1) = 0 <=> (y - 1) (y2 + y + 1) + (y - 1) = 0 <=> (y - 1) (y2 + y + 1) = 0, отсюда
y - 1 = 0 или y2 + y + 1 = 0
y = 1
D = 1 - 8 = - 7 < 0 нет решений
(3/2)х = 1
(3/2)х = (3/2)0
х = 0
Ответ: х = 0
При решении показательных уравнений часто пользуются искусственными приёмами. Решить уравнение: 3 х + 4 х = 5 х
Решение. Воспользуемся тем, что 5 х > 0 при любом х, и перейдём к равносильному уравнению (3/5)х + (4/5)х = 1.
Заметим, что х = 2 - решение этого уравнения. Покажем, что других решений нет. Функция f(х) = (3/5)х + (4/5)х как сумма двух убывающих функций является убывающей, а потому каждое своё значение она принимает только один раз.
Ответ: х = 2
VI. Подведение итогов. Задание на дом (на обратной стороне карточки для самостоятельной работы).
Домашнее задание:
№ 469
Решите уравнение:
- 4 х +2 - 10 * 3 х = 2 * 3 х + 3 - 11 * 2 2х
- 3 *16 х + 2 * 81х =5 * 36 х
Решить уравнения другого варианта.