Повторительно-обобщающий урок за курс 5-го класса (с применением ИКТ)

Разделы: Математика


Цели:

  • Повторить и обобщить изученный материал.
  • Развить логическое мышление: воспитать интерес к предмету, расширять их кругозор.
  • Формировать навыки самостоятельной работы.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

1. Организационный момент:

Не нужно нам владеть клинком,
Не нужно славы громкой,
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким.

(Г.Уордсворт)

Приглашаю вас, ребята, в путешествие по стране Математика. В это путешествие мы возьмем все знания, полученные на наших уроках.

На нашей планете много неизвестного, неизученного, интересного.

Вы сможете узнать название высочайшей горной вершины мира, если правильно решите примеры и выпишите буквы в таблицу с ответами.

I. Город десятичных дробей.

0,9+0,12 У 10-6,4 М
5-4,81 О 4,8 +5,2 А
3,1+2,01 Г 5,43+0,07 Ж
7,9-3,5 Н 9-0,9 Л
  0,5+0,5 Д
1 5,5 0,19 3,3 0,19 8,1 1,02 4,4 5,11 3,3 10
                     

(Заполненную таблицу вывести на экран)

– Молодцы! Это Джомолунгма. Кто знает её второе название? (Эверест)

Это высочайшая горная вершина мира – мечта любого альпиниста. Сейчас вы сможете узнать её высоту и год, когда она была впервые покорена.

Высота: 2.212 * 4 (км) = ?

Год покорения: 21,7 * 90 = ?

Итак, в путь. Нас ждут высоты математические.

II. Одна из высот – это обыкновенные дроби.

Много с числами хлопот,
Уж такой они народ.
Ну а если встанут в ряд,
То с тобой заговорят.
Ты внимательно смотри
И эти дроби все прочти

:

  • Что показывает числитель дроби?
  • Что показывает знаменатель дроби?
  • В домике обыкновенных дробей живут дроби правильные и неправильные.
  • Из неправильных дробей можно выделить целую часть. Как это сделать?

– Учащимся предлагается самостоятельная работа.

Вариант 1

  1. Велотуристы за три дня проехали 217 км. В первый день они проехали , а во второй день всего пути. Сколько километров проехали велотуристы в третий день пути?
  2. В книге 198 страниц. Мальчик прочитал 17 страниц. Какую часть книги прочитал мальчик?
  3. Сыну 10 лет. Его возраст составляет возраста отца. Сколько лет отцу?

Вариант 2

  1. Велотуристы за три дня проехали 350 км. В первый день они проехали , а во второй всего пути. Сколько километров проехали велотуристы за третий день?
  2. В книге 198 страниц. Мальчик прочитал 32 страницы. Какую часть книги прочитал мальчик?
  3. Сыну 8 лет. Его возраст составляет возраста отца. Сколько лет отцу?

– На экран выводятся ответы самостоятельной работы.

1 вариант: 1. 92,225 км. 2. . 3. 35 лет.

2 вариант: 1. 148,75 км. 2. . 3. 44 года.

– Учащиеся сдают листочки с самостоятельной работой и самостоятельно оценивают.

III. Нам пора отправляться дальше в путь. Потрудились мы на славу. Давайте немножко отдохнем.

  • Первое – предлог.

Второе – летний дом.

А целое порой решается с трудом. (Задача).

  • Первую находим – вычисляем,
    Много формул для нее мы знаем.
  • На второй же - митинги, парады,
    Погулять по ней всегда мы рады. (Площадь).

IV. Наше путешествие продолжается. Нам нужно будет перейти через перевал формул.

  • Что же такое формула?

Какие формулы вы знаете? (Выписать в тетрадь) (проецирование на доску формул).

  • Формулы связывают различные величины.

Поиграем в игру: я называю разные величины, а вы – единицу измерения.

Например: “ширина”, а ученики топают 1 раз, 2 раза – если величина квадратная, 3 – если величина кубическая.

V. Перед нами – река уравнений.

Что бы не утонуть в этой реке, нужно знать правила нахождения неизвестных. (Учащиеся называют их).

Если вы правильно решите уравнения, то, используя корни уравнений как номера букв в алфавите, вы сможете составить из них слово.

В-1 В-2
6,3 : у = 0,3. 3,8x = 7,6
0,1у = 2,5 0,1у = 2,1
Х – 9,36 = 3,64 х – 7,48=4,52
(луч) (куб)

VI. Продолжим наше путешествие. Мы успешно переправились через реку и оказались на перепутье.

(На экране указатель. Направо пойдешь – в пустыню попадешь, налево пойдешь – в лабиринт попадешь, а прямо пойдешь – на остров процентов попадешь.)

Остров процентов:

  • Как записать в процентах десятичную дробь?
  • Как перевести проценты в десятичную дробь?
  • Правило нахождения процентов от числа?
  • Правило нахождения числа по процентам?

-Чтобы выбраться с острова, вы должны выполнить, следующие задания:

Графический диктант.

Ответ “да” соответствует “_”, ответ “нет” соответствует “/\”. (Учащиеся выполняют работу на листочках и сдают).

1) = 50% 1) 6) 0,65 = 65%
3) = 25% 4) 13% = 0,13
5) = 10% 6) 9% = 0,9
7) 0,07 = 7% 8) 3,4% = 0,34
9) 0,4 = 4% 10) 80% = 0,8

(Ключ: _ _ _ _ /\ _ _ /\ /\ _. Вывести на экран)

VII. Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу, но на этом наше путешествие по стране Математика не заканчивается, мы его продолжим на следующих уроках математики.

Желаю вам никогда не сбиваться с пути в этой стране.

VIII. Выставление оценок. Задание на дом.