Урок-исследование в 4-м классе по развивающей системе Л.В. Занкова на тему "Второстепенный член предложения – обстоятельство"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ.

  • Развивать умение самостоятельно добывать знания, и находить решение на поставленную проблемную ситуацию.
  • Формировать знания о второстепенном члене предложения обстоятельства, выявить виды обстоятельств.
  • Развивать мышления: учить анализировать, сравнивать – выделять основные признаки, устанавливать сходство и различие, уметь доказывать свои предложения, развивать творческие способности.
  • Воспитывать литературный интерес, товарищество, требовательность, аккуратность.

Оборудование: дока, мел, мультимедийный комплекс, портрет А. С. Пушкина, рисунки детей, картина дуба. Напечатанные карточки. У детей линейки, карандаши, учебники, тетради.

Класс разделен на 3 группы дифференцированно с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей обученности детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски …
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.

Сегодня у нас сказочный урок. На уроке вы узнаете новые для вас правила русского языка, повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки великого русского писателя А. С. Пушкина, которые вы любите читать и по которым вы нарисовали рисунки. Какое знаменитое его высказывание вы можете вспомнить о сказках? (Что за прелесть эти сказки) Для чего нужны сказки?

А еще сказки нам помогут в сегодняшнем исследовании. Объект исследования – второстепенный член предложения – обстоятельство.

Это тема нашего сказочного урока. Запишите: Обстоятельство.

На уроке мы займемся творчеством:

а) перенесетесь в старину;
б) станете писателями.

И вы откроете еще один секрет русского языка.

Будьте внимательны.

Как вы думаете, как можно попасть в волшебную страну сказок А. С. Пушкина? (Через волшебное дерево у Лукоморья)

Рисуя свои рисунки, вы уже побывали в сказках. Вот наш дуб, через который мы перейдем в сказку.

2. Актуализация и систематизация знаний.

У вас на партах, а у меня на экране отрывок из поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

– Найти в этом отрывке наречия и выполнить классификацию наречий.

По какому признаку? (По значению)

Какие значения наречий вы знаете? (Я выставляю названия групп)

Возьмите листочки с отрывком у себя на партах.

1 – группа выписывает наречия места действия,
2 – время действия,
3 – образ действия.

1 ученик с группы у доски.

Проверка. Докажите.

1 группа места действия: где? Куда? направо, налево.
2 – время действия: когда? Днем, ночью.
3 – образ действия: как? Кругом, верно.

3. Цепочка микроисследований, связанных с решением частных исследовательских задач при помощи нахождения сходства и различия > выводы, обобщение наблюдений…

ФИЗМИНУТКА

Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии (И. В. Чупаха)

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.п. Повторить 5-6 раз.

И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секунды, поста вить руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.

Путешествуем дальше по стране сказок. Из каких это сказок?

У меня отрывки из сказок на экране. А у вас у каждой группы.

1 группа. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

2 группа и 3 группа. Сказка о царе Салтане, о славном его сыне Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди.

1. Ветер дальше побежал.
Королевич зарыдал,
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.

2. Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.

3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

  • Продолжаем исследование

В этих отрывках нужно найти дополнения.

  • Как будете находить? Что для этого нужно знать? (Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей)
  • Что для этого нужно сделать? (Нужно найти слова связанные с дополнением)
  • Что для этого нужно сделать? (Найти главные члены предложения)
  • Найдите подлежащее, сказуемое и подчеркните их в карточках.

Проверка.

  • Теперь найдите дополнения.

А где затрудняетесь, там карандашом поставьте знак вопроса.

Проверка. (Спрашиваю тех, у кого правильно)

Назовите те дополнения, в которых точно уверены.

Дополнения:

1 группа: ( на кого? что?) на невесту;
2 группа: (кого? что?) холм, море, дуб;
3 группа нет дополнений.

Докажите.

Как размышляли?

Эти слова отвечают только на вопросы косвенных падежей: кого? что?

4. Проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации.

Назовите слова, которые вызвали затруднения. Я выписываю их на доску, а вы в тетрадь.

1 группа: дальше (куда?); к пустому месту (куда?)

Еще хоть раз (как?)

2 группа: Когда? Теперь.

Где? На воле. В широком поле. Над холмом.

3 группа: Где? Под окном.

Когда? Поздно вечерком.)

  • Почему эти слова вызвали у вас затруднения? Чем отличаются они от дополнения? (Они не отвечают на вопросы косвенных падежей. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? как? когда?)

Как можно назвать эти второстепенные члены предложения? (Обстоятельства)

Подчеркиваются пунктирной линией с точкой. Подчеркиваю на доске, дети в тетради.

ФИЗМИНУТКА

“Кузнечный мех”. Упражнение позволяет быстро насытить организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Стоять, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянув живот. После этого сделать в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе — втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с задержкой дыхания на 5—7 секунд. После этого переходят к обычному дыханию.

5. Классификация обстоятельств.

  • Эти обстоятельства нужно классифицировать.

У меня эти обстоятельства на экране, а вам я их раздам отдельно на листочках. В группах подумайте, по какому признаку вы будете классифицировать? (можно делать пометки на листочках, записи, как на черновике)

Классификация идет: по вопросам, по значениям.

Проверка.

Выслушиваются мнение групп с доказательствами.

(Обязательно выслушиваю группу, которая классифицировала по вопросам, а затем по значению)

Если нет классификации по значению, я спрошу: “Как можно назвать группы обстоятельств?”

Если есть группы, которые классифицировали по значению, то я спрошу: “Правильно ли эта группа классифицировала обстоятельства по значениям? Почему?”

Где мы встречались с этими группами слов? (У наречий)

Правильно.

Какой можно сделать вывод?

В русском языке было решено, если часть речи или член предложения отвечают на вопросы: где? куда? откуда? То эти слова или обстоятельства имеют значение …(Место действия)

А если на вопросы … как? каким образом? … (Образ или способ действия)

А если вопрос …когда?, то … время действия.

  • Вы ребята сейчас вывели виды обстоятельств. Это конечно не все виды, остальные вы будете изучать в других классах.

В тетради запишите посередине Виды обстоятельств. В три столбика названия видов обстоятельств. (Я переношу названия с 1 доски от наречий)

Место действия.

Где? Куда? Откуда? дальше

под окном
на воле

Время действия.

Когда?

теперь
поздно вечерком

Образ действия.

Как? Каким образом?

еще хоть раз

На экране у меня записано, проверьте свои записи.

6. Словесное оформление вывода и фиксация его.

  • Подведем итоги. Выполним алгоритм наших выводов и выявим новые языковые знания.

Алгоритм.

1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения.
2. Виды обстоятельств.

Место действия. Где? Куда? Откуда?

Время действия. Когда?

Образ действия. Как? Каким образом?

3. Обстоятельства в основном могут быть выражены наречиями, существительными и другими частями речи.

Смотрим на экран. Делаем вывод.

Упражнения для мышц шеи.

  • Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
  • Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.
  • Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной
    части позвоночника), руки в стороны.
  • Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед, отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.

7. Работа с учебником.

Открываем учебники на странице 17. Там вы видите правило. Прочтите его. Все ли правильно мы составили? Дома вы можете выучить это правило или рассказать выводы по нашему исследованию. Найдите упражнение №225. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Это возможно выполнить? В отрывке “У лукоморья” подчеркнуть обстоятельства.

8. Рефлексия.

Продолжаем сказочную тему. А давайте, вернемся к нашему волшебному дубу. Вы рисовали рисунки к сказкам А. С. Пушкина.

  • Творческое задание.

Составить предложение или вспомнить строки А. С. Пушкина, где есть обстоятельства. Вам легче будет, если вы составите с какой частью речи? С наречием. Или по вопросам обстоятельств.

  • Наш урок подошел к концу.

Что вы хотите сказать об уроке?

Кому понравилось, как он работал?

Выставление отметок.

Выберите Ивана Царевича в том настроение, какое сейчас у вас после урока.