Цели:
- повторить основные сведения из разделов русского языка, полученные в начальной школе;
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию интереса к предмету;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: раздаточный материал, карта “Страна Лингвистика”, задания, выделенные жирным курсивом, выводятся на экран по мере их использования на уроке. Они расположены в <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>. <Рисунок 6>. <Рисунок 7>. <Рисунок 8>.
Ход урока
I.
Эмоциональная зарядка.Чтение вслух высказывания К.Г.Паустовского о русском языке.
“Нужно любить и непрерывно изучать русский язык”
К.Г Паустовский
II.
Сообщение цели урока.Следуя совету К.Паустовского, мы продолжим изучать наш богатый русский язык, будем открывать для себя всё новые и новые тайны.
Сегодня мы отправимся в путешествие в далёкую и загадочную страну Лингвистику. Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. <Приложение1>
Путешествуя, мы побываем в области “Словообразование”, “Морфология”, “Орфография” и повторим изученное в начальной школе. Завершится наше путешествие контрольной работой, которую подготовит для нас Королева страны Лингвистики.
III. Словарная работа.
Чтобы начать путешествие, вспомним написание следующих слов:
Рус…кий язык , пут…шествие, м…ршрут, в…лос…пед, к…рабль, ф…то…п…арат, фот…графия, п…с…ажиры, б…лет, кас…а, …рф…грамма, м…рфема,
Более ста лет назад И.С.Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Давайте определим значение слова “богатый” по словарю С.И.Ожегова.
1. Обладающий большим имуществом.
2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
3. Обильный.
4. перен. Содержащий много ценных качеств.
Вопросы к классу.
Какое из лексических значений подходит к русскому языку?
Чем богат русский язык?
Молодцы! Хорошо справились. Отправляемся в путь.
IV. Орфографическая минутка.
В пути нас могут подстерегать опасности. Можно заразиться опасной болезнью ошибайкой, нас может поразить орфографический вирус. Нужно быть очень внимательными, чтобы этого не случилось. А чтобы полёт был успешным, прочитаем и запишем высказывание о русском языке .
Ру…ский наро… с…здал ру…ский язык, яркий, как радуга после в…сенн…го ливня, ме…кий, как стрелы, п…вучий и б…гатый, задушевный, как песня (над)к…лыбелью.
А.Н.Толстой
Учащиеся вставляют пропущенные буквы, потом работа проверяется.
V. Путешествие по области Словообразование.
Итак, перелёт успешно завершён. Наш самолёт произвёл посадку в городе Морфемске – столице области “Словообразование”. Жители области – морфемы. Они живут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний.
Сегодня в столице большой праздник Русского Языка.
Чтобы попасть на этот праздник, нам нужно выполнить следующие задания:
Задание 1. Найти в предложениях слова с безударными гласными в корне слова, подобрать и записать к ним проверочные слова, поставить ударение. Назвать однокоренные слова.
“Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства”.
К Паустовский
Результаты работы проверяются фронтально.
Задание 2. Разобрать по составу слова.
Снеговик, весенний, задумка, низко, водопад, самолёт.
Жители города приготовили для нас большую развлекательную программу, и сейчас мы с вами поиграем. Условия игры: учитель называет слово, если в нём пишется Ъ – дети хлопают в ладоши два раза, если в слове пишется Ь – в классе тишина.
Вопросы к классу
1. Вспомните орфограмму “Разделительные Ъ и Ь
знаки”.
2. В каких морфемах встречается эта орфограмма?
Въехал, веселье, семья, подъём, подъезд, объём, объявление, соловьи, вьюга, лью, съедобный, съем, отъезд, обучил, сэкономил, барьер, сумел.
VI. Район Орфография.
Наш путь проходит через район “Орфография”. Туда мы отправимся на поезде. Там свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны. Чтобы не заразиться, нужно знать правила. Сейчас я проверю, как вы их знаете. (Работа с орфограммой “Буквы Е и И в окончаниях имён существительных”) Игра “Мы идём искать”.
Вопросы к классу
1. Что нужно знать, чтобы правильно
написать безударное падежное окончание
существительного?
2. Вспомним орфограмму.
Учащиеся делятся на три команды. Первая команда находит существительные 1 склонения, вторая – 2 склонения, третья – 3 склонения. Орфограмма проговаривается с указанием склонения и падежа.
В дальнем походе, достижения в спорте, приехал на машине, отдыхает у речки, идёт по дороге, решает в тетради, вышли к поляне, до поздней ночи, цветы на балконе.
Молодцы, ребята! Вы очень грамотные. Вирусы вас не смогли одолеть.
VII. Область Морфология.
Наше путешествие продолжается. Следующая область – “Морфология”. Чтобы туда попасть, надо выполнить задание на внимание и смекалку. (Игра “Собери слово”).
1. В предложении Это был бесстрашный
солдат найдите прилагательное и возьмите у
него приставку.
2. В предложении Матросы не страшатся шторма найдите
глагол и возьмите у него корень.
3. Добавьте суффикс прилагательного отважный .
4. Добавьте окончание прилагательного из
предложения Смелый моряк отправился в путь.
(Получилось слово “бесстрашный”)
И с этим заданием вы справились.
VIII. Путешествие по области Морфология.
Вот мы и добрались до места.
Вопросы к классу
1. Ребята, кто живёт в области “Морфология”?
2. По каким признакам мы определяем часть речи?
3. Определите часть речи по следующим признакам:
- обозначает предмет, относится к одному из трёх родов, изменяется по родам и числам.
- Изменяется по родам, числам, падежам.
- Спрягается
4. Вопросы на сообразительность.
- Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-мы)
- Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
Жители области “Морфология”, части речи, приготовили для вас загадки. Повторение орфограмм в глаголах. Загадки отгадываются, орфограммы вставляются и объясняются.)
1. Белоствольная красавица на всю округу славится. (Берёза)
2. Два быка бодаются, вместе не сойдутся. (День и ночь)
3. Свернёш(?) – клин, развернёш(?) – блин. (Зонт)
Вопросы к классу
1. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в
написании безударных личных окончаний глаголов?
2. Как определить спряжение?
3. Какие глаголы относятся к I спряжению? Ко II ?
4. Назовите окончания глаголов I и II спряжения.
IX. Возвращение домой.
Хорошо здесь, интересно! Но нам надо возвращаться домой, в родную школу. Для этого нам предстоит написать сочинение- миниатюру по опорным словосочетаниям.
Летний день, прохладная речка, яркое солнце, лёгкий ветерок, с моим другом, жаркая погода, весело отдыхать.
(Миниатюры составляются и читаются учениками, объясняются орфограммы в окончаниях глаголов).
Молодцы, ребята! Хорошо справились. Согласны вы с высказыванием К.Паустовского
“С русским языком можно творить чудеса”? Почему?
Вы оказались грамотными учениками. Успешно справились со всеми заданиями. А теперь закройте глаза и откройте их на счёт три (раз, два, три).
Вот мы и дома, наше путешествие подошло к концу. Мы проехали по областям и районам этой необычной страны Лингвистики, но не прощаемся с ней. Мы ещё вернёмся в неё. А пока будем накапливать знания, которые помогут нам в дальнейшем.
Понравилось вам путешествие?
X. Итог урока. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
Подготовится к контрольному диктанту.