Цели урока:
1) Совершенствовать умения по
различению типов словосочетаний (глагольные и
именные).
2) отработать умения определять смысловую и
грамматическую связь между словами в
словосочетаниях.
3) формировать знаний о способах подчинительной
связи.
Форма урока: Путешествие.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; учебник; опорные карточки; карточки для самоконтроля; тренажер “Космическое путешествие”, корзинка с овощами и фруктами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
II. Слово учителя. Презентация. Приложение №1.
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
И. Греков
Осенняя пора… Богатый урожай овощей и фруктов…
А знаем ли мы, как правильно писать то, что любим вкусно покушать? Я приглашаю вас в овощной магазин “Витаминчик”.
III. Сценка.
Продавец: Вкусные овощи! Сладкие фрукты! Не проходите мимо! Только сегодня и только у нас осенние скидки: при покупке двух килограммов овощей и фруктов третий – в подарок!
Покупатель: Здравствуйте, взвесьте мне, пожалуйста, один килограмм помидоров, два килограмма мандаринов и бананов.
Продавец: Пожалуйста. Я Вам предлагаю три килограмма овощей и фруктов бесплатно, если Вы правильно напишете словарные слова.
IV. Тематический словарь “Овощи и фрукты”. Проверка домашнего задания.
Учащийся работает на интерактивной доске, вставляет пропущенные буквы. Класс работает со словарными словами на листах самоконтроля.
Лист самоконтроля. Приложение №2.
П…мидор, б…клажан,
м…рковь, к…бачок,
…гурец, к…пуста;
…пельсин, м…ндарин,
в…ноград, б…нан.
Продавец: Вы справились с заданием и в подарок Вам корзинка с овощами и фруктами.
Покупатель: Спасибо, до свидания.
Продавец: Пожалуйста, приходите еще, будем рады.
Словарная работа.
Учитель предлагает усложнить работу и выполнить следующее задание: образовать от данных слов форму множественного числа Р. П.
Помидор-помидоров
Баклажан-баклажанов,
Апельсин-апельсинов,
Мандарин-мандаринов,
Банан-бананов,
Килограмм-килограммов
но
Яблоко-яблок.
Учащиеся записывают слова в словарики.
V. Слово учителя:
Сегодня мы проведем урок в форме путешествия по станциям.
Условия игры – путешествия: мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса, состоящие из трех команд. Если мы успешно выполним все задания – испытания, то полетим на далекую межгалактическую планету “Словосочетания”. Мы работаем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.
Результатом сегодняшнего урока станет подготовка к написанию тестовой работы. Поэтому необходимо записать домашнее задание: Составить 4-5 предложений на тему “Путешествие в космосе”.
Выписать 6 словосочетаний, определить тип и способ подчинительной связи.
VI. Станция “Теоретическая”.
Теоретическая разминка для команд класса.
Активным путешественникам за правильные ответы – космические звездочки и отличные оценки!
1) Задание командам: придумайте по одному словосочетанию и определите смысловую и грамматическую связь.
2) Что означит “словосочетания связаны грамматически”? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
3) Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
4) Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
Теоретическая разминка для капитанов команд. (Работа на интерактивной доске.)
Задание: допишите предложения.
1) Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по ______________
2) От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
3) В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают ______________________ и __________________________.
Работа по карточкам.
Три представителя от каждой команды работают у доски по карточкам и определяют вид словосочетаний.
Работа с классом. Задание “Продолжи ряд”.
(учащиеся команд выполняют задание на интерактивной доске).
Внимательно прочитайте данную запись на доске. Сформулируйте к ней своё задание.
1. маленький росток,…
2. пахнет ароматно,…
3. прилагать усилия,…
4. подарок брату,…
Справка: предложить решение, выглядеть великолепно, красивое растение, запах полыни.
(Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок).
– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
(Словосочетания нужно подбирать по следующему признаку: по составу словосочетаний).
– Какие словосочетания надо включить в первый ряд? Показываю пример записи в тетради.
VII. Станция “Схематическая”.Схематический диктант.
Задание. Определите виды словосочетаний, нарисуйте их схемы и запишите в грамматическую тетрадь, дополните по одному словосочетанию из упражнения учебника.
Физкультминутка
Встаньте, ребята, из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.
VIII. Станция “Информационная”.Изучение новой темы на основе наблюдения.
Работа учащихся с опорной карточкой. Приложение №3.
Учитель: В русском языке есть следующие способы подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание
(Учитель работает на интерактивной доске, показывает образец оформления записи в тетрадях).
Согласование.
Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное.
Звездное небо
Наш полет.
Управление.
Зависимое слово находится при главном в форме определенного падежа.
Лететь в космос
Рассказ брата.
Примыкание.
Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу.
Чтение вслух
Очень интересный
Зарядка для глаз (звучит музыка).
1. Встаньте из-за парт. Выпрямите спинки. Закройте глаза (счет от 1 до 4). Зажмурьте крепко. Откройте, часто поморгайте.(1-4).Выполняем 2 раза.
2. Возьмите ручку или карандаш, медленно проведите вертикальную линию вниз. (1-8). Задержите взгляд внизу.
Медленно поднимите глаза вверх (1-8) и остановите взгляд. Выполняем 1 раз.
3. Проведите горизонтальную линию вправо (1-8) и зафиксируйте взгляд в сторону. Голову держите прямо. Проведите горизонтальную линию влево (1-8). Выполняем 1 раз.
4. Опустите руки, встряхните кисти рук. Поднимите руку на уровне глаз, согните в локте. Смотрим на кончик карандаша (1-4), потом на доску (1-4). 2 раза.
5. Проводим медленно линию по часовой стрелке. Фиксируем взгляд. (1-12). Голову не поворачиваем в сторону.
Затем против часовой стрелки. Выполняем по одному разу.
IX. Станция “Игровая”Игра “Фантазеры”.
Учитель: Представь себе, что ты фокусник. Твоя волшебная палочка – словосочетание. С его помощью ты можешь сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению.
Соревнование команд.
(Правильные ответы на слайдах интерактивной доски закрашены. Позже ученик откроет варианты ответов).
Линейка (провел по линейке, торжественная линейка).
Печь (печь пироги, русская печь).
Лук (горький лук, лук со стрелами).
X. Станция “Космическая”.
Тренажер “Космическое путешествие” Презентация. Приложение №4.
(Задания тренажера упрощены применительно к 5 классу. Кроме того, для создания эффекта “полета” тренажер сопровождается текстовой зарисовкой, подготовленной творческой группой учащихся 5 класса).
Учитель: Мы находимся в центре управления космическим кораблем. Чтобы начать путешествие в космосе, необходимо правильно выполнить задания. Слайды 1-3. В центре управления космическим кораблем.
Тестовая работа. Приложение № 5.
У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем, проверяем себя.
Посмотрите, какое красивое звездное небо! Для успешного полета к далеким мирам, космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством и записывать свои наблюдения в бортовой журнал. А вы должны указать глагольные словосочетания. Слайд 4. Звездное небо.
Будьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной. Для успешного продолжения полета укажите именное словосочетание. Слайд 5. Встреча с кометой.
А сейчас мы подлетаем к неизвестной планете, расположенной далеко от Земли. Разглядывая планету в мощный телескоп, мы наблюдаем пустынные горы и вечную мерзлоту. Укажите именные словосочетания. Слайд 6. Пустынные горы.
Мы долго путешествуем, наблюдая и восхищаясь неизвестной планетой. Укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 7. Облака.
Находясь в звездной системе, мы наблюдали метеоритный дождь и сделали его фотоснимки. Это необыкновенно красиво. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 8. Метеоритный дождь.
А вот и малые неизученные планеты, которые красиво сияют, освещенные светом звезды. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 9. Малые планеты.
Полет был долгим, интересным. Не обошлось без приключений. Приходилось устранять неполадки, вызванные метеоритным дождем, неудачной посадкой на планету. Нам всем хотелось поскорее вернуться на свою любимую зеленую планету. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании. Слайд 10. Связь с центром управления.
Мы успешно справились со всеми заданиями и благополучно приземлились на Землю. В какой группе нет ошибки в определении типа связи слов в словосочетании? Слайд 11. Безопасное приземление.
А сейчас давайте определим самых активных игроков по количеству набранных звездочек и получим хорошие оценки.
XI. Подведение итогов урока.
Литература и методические пособия:
1. Котынова Е.Ю. Тренажер “Космическое путешествие”.