Цели:
Воспитательные:
- Привитие навыков культурного общения.
- Выявление способностей детей.
Развивающие:
- Развивать умения творчески подходить к решению задач.
- Развитие коммуникативных способностей детей.
- Развитие умений выступления перед аудиторией.
Обучающие:
- Выработка предметных компетенций.
- Привитие интереса к предмету.
- Обобщение ранее изученного материала по тем: первоначальные сведения о строении вещества.
- Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на уроках.
Оборудование:
- карточки с вопросами;
- буквы;
- слова;
- цветные карточки: красная, зеленая, желтая, синяя, белая.
Ход занятия
Данная игра проводится по разделу физики 7-го класса «Первоначальные сведения о строении вещества» среди учеников одного класса.
Класс делится на две равные группы, которые образуют команду. В качестве членов жюри выбираются три сильных ученика (так же членами жюри могут быть преподаватели физики). Команды выбирают капитана и придумывают название своей команды.
Когда команды будут готовы к игре, ведущий задает командам физическую загадку:
есть невидимка: в дом не просится,
а прежде людей бежит, торопится.
(ответ: воздух).
Команда, первая отгадавшая загадку начинает игру.
Задание №1 (разминка)
Ведущий держит в руке 6 вопросов невидимой стороной. Каждая команда вытягивает три любых вопроса (первой начинает команда, отгадавшая загадку) и задает их команде-сопернице. В итоге каждая команда отвечает на три вопроса. По окончании задания жюри выставляет оценки. Оценки выглядят в виде цветных карточек: красная – 5, зеленая – 4, желтая – 3. Двойки в данной игре не ставятся.
Вопросы для данного задания:
1. Для чего нужно знать о строении вещества?
Ответ: Знания о строении вещества позволяет не только объяснить многие физические явления. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить, т. е. помогают управлять явлениями.
2. Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?
Ответ: Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Каждое чистое вещество состоит из одинаковых молекул, присущих только ему.
3. Где быстрее всего протекает диффузия: в жидкостях, газах или твердых телах?
Ответ: В жидкостях диффузия протекает медленнее, чем в газах. Объясняется это тем, что расстояние между молекулами в жидкостях значительно меньше, чем в газах. Происходит диффузия и в твердых телах, но только очень медленно.
4. Какие тепловые явления вы знаете?
Ответ: Такие явления, как, например, нагревание или охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов, кипение воды, называют тепловыми явлениями.
5. При каких условиях притяжение между молекулами заметно?
Ответ: Притяжение между молекулами становится заметным лишь тогда, когда они находятся очень близко одна от другой.
6. Назовите вещество, которое можно часто видеть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном?
Ответ: Лед, вода и водяной пар – три состояния одного и того же вещества – воды.
Задание №2
Каждая команда получает по одному конверту, в котором лежат полоски с названиями физических приборов, физических величин и физических явлений, изучаемых в данной теме, а так же три лишних термина. Командам требуется разложить данные полоски с названиями по трем приведенным выше признакам и найти лишние полоски. По окончании задания должно получиться 4 кучки:
- Физические приборы: штатив, мензурка, сосуд.
- Физические явления: смачивание, нагревание, диффузия.
- Физические величины: расстояние, скорость, температура.
- Лишние: гипотеза, жидкость, молекула.
Задание №3
Каждой команде раздают карточки с вырезанными буквами. Нужно как можно быстрее собрать слово, описанное ведущим. Для всех команд вопрос один и тот же. Всего три вопроса:
- Величина, характеризующая тепловое состояние тел? (температура)
- Частицы, из которых состоят молекулы? (атом)
- Что сохраняет свой объем, но легко меняет свою форму? (жидкость)
Задание №4
Ведущий описывает правильно и неправильно определения, физические явления и опыты. Если описание неверно, ученики поднимают синюю карточку, если верно – белую. Команда, у которой больше всего правильных ответов зарабатывает за задание красную карточку, у которой меньше всего правильных ответов – желтую.
1. Если в колбу налить жидкость, то при нагревании уровень жидкости в ней уменьшится (нет).
Ответ: При нагревании жидкости уровень ее в колбе увеличивается. Следовательно, жидкости при нагревании расширяются.
2. Частицы большинства твердых тел расположены беспорядочно, поэтому такие тела называют кристаллическими (нет).
Ответ: Частицы большинства твердых тел расположены в определенном порядке. Такие твердые тела называют кристаллическими.
3. Притяжение молекул становится заметным, когда они находятся на расстоянии большем, чем размеры молекул (нет).
Ответ: Притяжение молекул становится заметным, когда молекулы находятся на расстояниях, которые сравнимы с размерами самих молекул.
4. Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела (да).
Ответ: Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.
5. Сохранение формы – свойства твердых тел (да).
Ответ: Сохранение объема и формы – свойства твердых тел.
6. Диффузия при высокой температуре происходит медленнее (нет).
Ответ: Диффузия при более высокой температуре происходит быстрее.
Задание №5
Каждая команда вытягивает из ромашки по очереди вопросы. Всего 7 вопросов. Данные вопросы являются не традиционными и над ними нужно хорошо подумать, поэтому за каждый правильный ответ команды получают максимальный бал. Если команда не отвечает на свой вопрос, он не передается другой команде, а просто опускается.
Вопросы:
1. Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?
Ответ: В вакууме молекула двигалась бы равномерно и прямолинейно. В воздухе вследствие столкновений с другими молекулами данная молекула движется по ломанной зигзагообразной линией с изменяющейся скоростью.
2. Если бросить в воду кристаллик марганцовки, через некоторое время вокруг него образуется фиолетовое «облачко». Объясните явление.
Ответ: Вещество, растворяясь, диффундирует в воде, окрашивая ее фиолетовым цветом.
3. Детские воздушные шарики обычно наполняются светильным газом. Почему они уже через сутки теряют свою упругость, сморщиваются и перестают подниматься?
Ответ: Светильный газ диффундирует сквозь оболочку шара.
4. Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?
Ответ: С повышением температуры увеличивается скорость движения молекул. С увеличением скорости молекул возрастает скорость диффузии.
5. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?
Ответ: Чтобы стекла не «слипались» под действием сил взаимного притяжения молекул.
6. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив, их друг к другу?
Ответ: Вследствие неровностей поверхности приложенных друг к другу линеек образуется малое количество «точек соприкосновения», где проявляются силы молекулярного притяжения.
7. Какова будет форма жидкости, если перелить ее из стакана в колбу, в мензурку? Изменится ли при этом ее объем?
Ответ: Жидкость принимает форму сосуда, в который ее помещают. Объем жидкости при этом не меняется.
Подведение итогов:
По окончании игры жюри подсчитывает общий балл каждой команды. Команда, заработавшая больше всего баллов, получает за игру пятерки, вторая команда получает за игру четверки, которые выставляются в журнал.
Для чего нужно знать о строении вещества? |
Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества? |
Где быстрее всего протекает диффузия: в жидкостях, газах или твердых телах? |
Какие тепловые явления вы знаете? |
При каких условиях притяжение между молекулами заметно? |
Назовите вещество, которое можно часто видеть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном? |
Штатив |
Мензурка |
Сосуд |
Смачивание |
Нагревание |
Диффузия |
Расстояние |
Скорость |
Температура |
Гипотеза |
Жидкость |
Молекула |
т |
е |
м |
п |
е |
р |
а |
т |
у |
р |
а |
а |
т |
о |
м |
ж |
и |
д |
к |
о |
с |
т |
ь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |