Цели урока
Образовательная
- Сформировать представление о реке и её частях;
- Объяснить понятия: “река”, “исток”, “устье”, “речная система”, “приток”, “бассейн”, “водораздел”;
- Научить определять реки, исток, устье, речные системы, притоки, бассейны, водораздел, измерять длину реки по географической карте, называть крупные реки мира, России, своей местности;
Развивающая
- Развивать логическое мышление, умение делать выводы, анализировать, умение пользоваться рисунками и схемами, развивать навыки работы с географической картой и контурной картой.
Воспитательная
- Воспитывать дружеские отношения в классе;
- Умение работать в парах;
- Осуществлять патриотическое и экологическое воспитание учащихся.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, картины, раздаточный материал, презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
- Организационный момент.
1. Течет, течет — не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит.
2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
3. Между гор, между дол
Бежит белый конь.
— Вы уже поняли, что тема урока ... (Река.)
Итак, открываем тетради, записываем тему.
На суше вода есть практически везде. Даже в пустынях, где нет постоянных водоёмов на поверхности, вода встречается на большой глубине. Воду содержат ледники гор, многолетняя мерзлота Сибири, вода есть в атмосфере. Но чаще всего, говоря о водах суши, мы имеем в виду реки, озёра, болота. Человек научился и сам создавать водоёмы на суше. Рукотворные реки — каналы и водохранилища. Реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота и искусственные водоёмы всё это воды суши. (На проекторе в виде схемы)
В далеком прошлом реки были главными путями сообщения. Вдоль берегов селились люди, возникали города. Вспомним историю: самые древние цивилизации Египта и Междуречья возникли около рек Нил, Тигр, Евфрат. Реки всегда были верными помощниками человека. По ним плыли лодки и корабли. Воды рек вращали колеса водяных мельниц, в реке человек поил лошадей, ловил рыбу, по рекам сплавляли лес. В наши дни реки приобретают ещё большее значение. На них построены электростанции, вода рек используется для орошения полей, для работы фабрик и заводов. Реки дают питьевую воду городам.
Сегодня на уроке мы узнаем о реке и её частях, речной системе и её элементах, бассейне и водоразделе реки.
На 1 странице нашего географического альбома мы будем говорить о том, что такое река, о её частях.
— Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова “Северный край” (“Керженец” Н. М. Романдина, “Большая вода” И. И. Левитана, “Река-царевна Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не помнит гоголевских строк: “Чуден Днепр при тихой погоде...”, “Редкая птица долетит до середины Днепра...”
— Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.
Проверить творческие задание, прослушать 2—З произведения (выступление учащихся).
— Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения). Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Итак, река – это постоянный естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении русле реки.
Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Каждая река России имеет свое начало.
(На столах у учащихся папка “Гидросфера”, в которой рисунок Схема речной системы, на проекторе аналогичная схема).
Одна река вытекает из болота (учитель показывает все истоки по рисунку), другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.
Послушайте, как описывает исток Волги, великой русской реки, писатель Юрий Полозов: “Околица села — глинистый пологий скат. Внизу под Горкой щетинится осокой и хвощом небольшое болотце, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге; недалеко как бы вплыл дощатый помост с перильцами, а чуть поодаль на сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленый домик... На арке надпись: “Исток великой русской реки Волги”.
Вы медленно опускаетесь с горки, медленно ступаете на помост. С каждым шагом все ближе милая русская светелка.
И вот вы входите в нее. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.
Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь... Черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Не всплеснет, не всколышется ни одна струйка... тихо, очень тихо в прохладной светелке.
Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где заветная ее колыбель!..
— Здравствуй, Волга! Низко-низко кланяюсь тебе...”.
Ребята, прежде чем дать определение истоку, давайте попробуем подобрать однокоренные слова, синонимы слова “исток”.
Молодцы. А, теперь, давайте сформулируем определение истока.
Исток - место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле.
Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.
Сейчас нам предстоит выполнить практическое задание.
На столах у Вас в папке (файл 2) есть задание, в котором по предложенным координатам нужно определить истоки рек. Один ученик у доски определяет истоки рек, а затем коллективно проверяется это задание.
- Координаты истоков:
1. 570 с.ш., 330 в.д.
2. 50 ю.ш., 740 з.д.
3. 20 ю.ш., 300 в.д.
4. 470 с.ш., 940 з.д.
Хорошо, справились с первым заданием. Пришло время сделать вывод.
Вывод.
1. Что такое река?
2. Что такое исток?
3. Что может служить истоком? (Заполняется схема)
Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку.
Ребята, прежде чем дать определение устью, давайте попробуем подобрать однокоренные слова, синонимы слова “устье”.
Молодцы. А, теперь, давайте сформулируем определение устья.
Устье - место впадения реки в море, озеро или другую реку.
Сейчас нам предстоит выполнить практическое задание.
На столах у Вас в папке (файл 3) есть задание, в котором по предложенным координатам нужно определить устье рек. Один ученик у доски определяет устья рек, а затем коллективно проверяется это задание.
- Координаты истоков:
1. 470 с.ш., 390 в.д.
2. 690 ю.ш., 840 в.д.
3. 10 ю.ш., 510 з.д.
4. 310 с.ш., 330 в.д.
5. 290 с.ш., 890 з.д.
Хорошо, справились со вторым заданием. Пришло время сделать вывод.
Вывод.
1. Что такое устье?
2. Что может служить устьем? (Заполняется схема)
Практическое задание: Найдите и покажите на карте истоки и устья рек, предложенные учителем.
Ангара - исток Ангары — оз. Байкал, устье ее — р. Енисей;
Печора - исток Печоры — г. Урал, устье ее — Карское море;
Обь – исток Оби – г. Алтай, в месте соединения р. Бия и р. Катунь, устье её – Карское море.
Молодцы.
Переходим к следующей странице нашего географического журнала.
Долго ли, коротко ли путешествовала наша речка, никому не известно. Вдруг наша путешественница повстречалась со своей подружкой – речушкой. Они не заметили, как заигрались и стали продолжать свой путь вместе. Все самые большие реки впадают в моря или заливы океана. Впадая в реку, другая река становится её притоком.
Приток - место впадения реки в другую реку.
Задание:
1) Прочитайте в учебнике (с. 88) как определить правый и левый приток.
Вывод:
Чтобы узнать, каким притоком реки является другая река — правым или левым — нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа — он правый, если слева — левый.
Выполнение задания по определению притоков по заданию в учебнике с. 88 №2
Например: Ока впадает в Волгу, является ее притоком — правым, а Кама — левый приток Волги.
— Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система?
— Где берет начало главная река? (В озере.)
— Где берет начало приток? (В горах — ледники.)
— Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)
— Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.
— Сколько всего притоков получилось? (Три.)
— Как их будем различать?
Ученики выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.
— Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)
— У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые?)
— Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым — первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка — второй.)
— Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради.
Вывод:
Речная система – главная река со всеми её притоками (работа с рисунком речной системы).
Пришло время закрепить наши знания практически (папка Гидросфера, файл 4)
— Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь (описание речной системы).
Описание речной системы по плану:
1) Главная река.
2) Исток главной реки, устье главной реки.
3) Левые и правые притоки.
4) Притоки 1, 2, 3 и т. д. порядков.
Ответ:
1) Обь — главная река.
2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье Карское море.
3) Левый приток — Иртыш;
4) Приток 1 порядка Иртыш; 2 порядка — Ишим.
— А теперь попробуем описать речную систему той реки, которая протекает на территории нашего города. Наш батюшка Дон (работа с файлом 5 – физическая карта Воронежской области)
Самые крупные системы мира — Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури, Оби с Иртышем. (Показ по карте.)
Задание: Указать в контурной карте системы: Волги, Амазонки, Конго, Миссисипи, Оби.
Работа с физической картой России.
— Найдите на карте Волгу со всеми ее притоками. С территории, изображенной на карте, вся вода стекает в Волгу. Выпадет ли дождь в районе Перми, Ярославля, Саратова или Астрахани — все равно часть воды попадает в Волгу. Мы говорим “часть” потому, что какое-то количество воды просачивается в землю, какое-то испаряется. Местность, с которой река со своими притоками собирает поверхностные и подземные воды, называется бассейном реки. Каждая река обязательно имеет бассейн. Так, Например, Амазонка — с Амазонской низменности (показ по карте); бассейн реки Оби — Западно-Сибирская равнина.
Задание: Используя рисунок 58, с. 89, определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия “бассейн” и “речная система”?
— На территории России большое количество речных бассейнов, которые друг от друга отделены незначительными, едва заметными повышениями или иногда горами. Граница между бассейнами рек называют водоразделами.
(Выполнение задания с. 90 в учебнике).
Вопросы:
1) Что является водоразделом рек Волга и Обь? (Уральские горы.)
2) Назовите водораздел реки Лена (по рисунку 58, с. 89).
— А теперь наша задача — научиться определять длину рек.
Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
— Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)
— Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб.
Измерьте длину рек 1 вариант — Оби, 2 вариант — Енисея.
— А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворения о реках?
(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)
Я — сибирская река,
Широка и глубока.
Букву “е” на “у” смени —
Стану спутником земли.
(Лена — Луна.)Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина героя.
Но если “л” на “н” сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей — Енисей.)
— Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Домашнее задание. §30 (п.1,2), правила, уметь показывать на карте и наносить на контурную карту географические объекты.