Эпиграф: “Было бы страшным
преступлением
для России, если бы на русской катастрофе
поучались бы все, кроме самих русских”
Крамарт К.П.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цели урока:
- обобщить и систематизировать учебный материал по темам революции 1917 г. в России;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы с источниками, умений сравнивать и оценивать исторические события, высказывать собственное аргументированное мнение;
- воспитывать уважительное отношение к истории родной страны, формировать толерантность как качество необходимое в дискуссиях.
Оборудование: раздаточный материал с текстами статьи “Красный семнадцатый год”, автор Владимир Волков, журнал “Родина” №11-10, 2007 г.; мнения историков и общественных деятелей “О революции”.
План урока:
- Вводное слово учителя. Обоснование актуальности темы.
- Сравнение Февральской и Октябрьской революций
- Выступления учащихся. Обсуждение высказываний историков и общественных деятелей “О революции”. Формулировка и доказательство собственного мнения.
- Итоги урока.
- Домашнее задание
А) причины
Б) степень организации
В) “бескровность” революций
Предварительное задание для учащихся: повторить материалы учебника по теме “От Февраля к Октябрю”, основные события и даты. Прочитать: статью Александра Куприна “Падая-уничтожаю…”, газета “История”, №13,2007 г., прочитать статью с воспоминаниями Ивана Бунина “Окаянные дни”, статью “Цены поднимаются, а нравы падают”, автор Ирина Канторович, газета “История”, № 9,2007 г., статьи “Красный семнадцатый год”, автор Владимир Волков, журнал “Родина” №10-11, 2007 г..,
Индивидуальные задания для трех учащихся: Итоги и значение Нидерландской буржуазной революции, Английской буржуазной революции, Великой Французской революции.
1. Вводное слово учителя.
Тема русских революций 1917 года всегда была и остается в исторической науке дискуссионной. Более девяносто лет назад, в 1917 году, Российская империя пребывала в состоянии острого кризиса. Исторические события тех лет были искажены за годы советского правления в идеологических целях. “Февральская революция неудобна стала большевикам из-за отсутствия в качестве основного деятеля в ней В.И.Ленина. А вся идеология строилась на его исключительной роли. Поэтому, советский, а теперь уже и российский обыватель не ведает ни о главных действующих лицах, ни об основных событиях этого периода”,- так пишет Виктор Бондарев в своей статье “Нет у революции конца?”.?Что касается Октябрьской революции: “Сегодня для большинства населения это уже и не “Великая”, и даже не “революция”, а некий “октябрьский переворот”.? Цель урока заключается в том, чтобы создать и оценить объективную картину 1917 по сохранившимся документам, газетным и журнальным сообщениям, воспоминаниям современников, сравнить преобразования Февраля и Октября, взглянуть на историю нашего государства с точки зрения собственной позиции.
2. Сравнение Февральской и Октябрьской революции.
А) Учащимся предлагается сравнить причины двух революций, выделив общие и отличительные моменты. Выстраивается схема сравнения и заполняется на основе устных ответов учащихся.
Февральская революция |
Октябрьская революция |
Отличительные черты |
|
Общие черты |
|
Б) Учащимся предлагается задание: На основе изученного вами материала учебника и дополнительных источников определите степень организации и подготовки двух революций. Сформулируйте вывод.
В ходе работы, учащиеся могут прийти к выводу об активном участии народа, стихийности начала Февральской революции и тщательной подготовке большевиками с сентября 1917 г. Октябрьской революции. В этом случае уместно обсудить вопрос: “Октябрьская революция” или “Октябрьский переворот”?
В) На этом этапе необходимо организовать работу по воспоминаниям современников о событиях 1917 г. (Александр Куприн, Иван Бунин), а также статью “Цены поднимаются, а нравы падают”, автор Ирина Канторович.
Цель: Верно ли утверждение о “бескровности” революций?
Учащиеся отмечают, что события двух революций нельзя считать “бескровными”, поскольку исторические свидетельства доказывают обратное (приводятся факты из текстов: массовые и жестокие убийства офицеров царской армии в феврале 1917 г., октябрьские события в Москве).
3. Выступления учащихся.
Учитель предлагает вспомнить о странах, где прошли революции и кратко охарактеризовать итоги. (Выступления учащихся: Нидерландская и Английская революции в XVII веке, Французская революция в XVIII веке).
Учитель знакомит с мнениями историков и общественных деятелей “О революции” (рабочие листы урока).
Обсуждается вопрос: “Нужны ли вообще революции? Что они приносят “благо” или “зло”?
Учащиеся должны высказывать обоснованные мнения.
4. Подводя итог урока, обращаем внимание учащихся на эпиграф урока: “Было бы страшным преступлением для России, если бы на русской катастрофе поучались бы все, кроме самих русских” (Крамарт К.П. “Русский кризис”).
Революция – это в любом случае насилие, которое приводит к гибели людей, что само по себе уже не может считаться “благом”. История Февральских и Октябрьских событий заставляет нас еще раз задуматься о поучительных уроках истории.
4. Домашнее задание: написать синквейн о революции. Правила написания объяснить по схеме.
Список литературы:
- Бунин И. “Окаянные дни”.// “История”. 2007 г. № 9.
- Волков В. “Красный семнадцатый год”. // “Родина” . 2007 г. №10-11.
- Канторович И. “Цены поднимаются, а нравы падают”. // “История”. 2007 г. № 9.
- Куприн А. “Падая-уничтожаю…”. // “История” . 2007 г. №13.
О революции
Н.А.Бердяев
Революция есть свыше ниспосланная кара за грехи прошлого, роковое последствие старого зла.
…Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь.
…Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе объединяющего духовного центра жизни. К революциям ведут не созидающие творческие процессы, а процессы гнилостные и разрушительные.
…За революцию хватаются и на ней наживаются все, считающие себя неудачниками, обиженными и озлобленными, все пасынки Божьи, а не сыны Божьи.
С.Л.Франк
Всякая революция есть Смута. Как бы глубоки, настоятельны и органичны не были потребности общества, не удовлетворяемые “старым порядком”, революция никогда и нигде не есть целесообразный, осмысленный способ их удовлетворения. Она всегда есть только “смута”, то есть болезнь, раздражающаяся в результате несостоятельности старого порядка и обнаруживающая его несостоятельность, но сама по себе не приводящая к удовлетворению органических потребностей, к чему-то “лучшему”.
…Всякая революция обходится народу слишком дорого, не окупает своих издержек; в конце всякой революции общество, в результате неисчислимых бедствий и страданий анархии, оказываются в худшем положении, чем до нее, просто потому, что истощение, причиненное революцией, всегда неизмеримо больше истощения, причиненного самым тягостным общественным строем и революционный беспорядок всегда хуже самого плохого порядка.
А. Бернштейн
Революция – почти всегда катастрофа для страны, наподобие землетрясения и стихийных бедствий, сотрясающих основы государства и взрывающих нормальную жизнедеятельность общества.
Революция действительно поднимает со дна темные силы народных масс, которые практически нельзя контролировать и которые чаще всего разрушительны.
Революция неуправляема, она редко или почти никогда не заканчивается победой “умеренных” - жирондистов или кадетов, а всегда радикалов – якобинцев и большевиков.
Революция – это …жертвы среди невинных людей.
Революция “пожирает своих детей”, и тех, кто был наиболее активен в ее начальной, наиболее романтической фазе.
Такова практика революций.