Урок истории в 11-м классе на тему "Красный 1917 год"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф: “Было бы страшным преступлением
для России, если бы на русской катастрофе
поучались бы все, кроме самих русских”

Крамарт К.П.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по темам революции 1917 г. в России;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы с источниками, умений сравнивать и оценивать исторические события, высказывать собственное аргументированное мнение;
  • воспитывать уважительное отношение к истории родной страны, формировать толерантность как качество необходимое в дискуссиях.

Оборудование: раздаточный материал с текстами статьи “Красный семнадцатый год”, автор Владимир Волков, журнал “Родина” №11-10, 2007 г.; мнения историков и общественных деятелей “О революции”.

План урока:

  1. Вводное слово учителя. Обоснование актуальности темы.
  2. Сравнение Февральской и Октябрьской революций
  3. А) причины
    Б) степень организации
    В) “бескровность” революций

  4. Выступления учащихся. Обсуждение высказываний историков и общественных деятелей “О революции”. Формулировка и доказательство собственного мнения.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание

Предварительное задание для учащихся: повторить материалы учебника по теме “От Февраля к Октябрю”, основные события и даты. Прочитать: статью Александра Куприна “Падая-уничтожаю…”, газета “История”, №13,2007 г., прочитать статью с воспоминаниями Ивана Бунина “Окаянные дни”, статью “Цены поднимаются, а нравы падают”, автор Ирина Канторович, газета “История”, № 9,2007 г., статьи “Красный семнадцатый год”, автор Владимир Волков, журнал “Родина” №10-11, 2007 г..,

Индивидуальные задания для трех учащихся: Итоги и значение Нидерландской буржуазной революции, Английской буржуазной революции, Великой Французской революции.

1. Вводное слово учителя.

Тема русских революций 1917 года всегда была и остается в исторической науке дискуссионной. Более девяносто лет назад, в 1917 году, Российская империя пребывала в состоянии острого кризиса. Исторические события тех лет были искажены за годы советского правления в идеологических целях. “Февральская революция неудобна стала большевикам из-за отсутствия в качестве основного деятеля в ней В.И.Ленина. А вся идеология строилась на его исключительной роли. Поэтому, советский, а теперь уже и российский обыватель не ведает ни о главных действующих лицах, ни об основных событиях этого периода”,- так пишет Виктор Бондарев в своей статье “Нет у революции конца?”.?Что касается Октябрьской революции: “Сегодня для большинства населения это уже и не “Великая”, и даже не “революция”, а некий “октябрьский переворот”.? Цель урока заключается в том, чтобы создать и оценить объективную картину 1917 по сохранившимся документам, газетным и журнальным сообщениям, воспоминаниям современников, сравнить преобразования Февраля и Октября, взглянуть на историю нашего государства с точки зрения собственной позиции.

2. Сравнение Февральской и Октябрьской революции.

А) Учащимся предлагается сравнить причины двух революций, выделив общие и отличительные моменты. Выстраивается схема сравнения и заполняется на основе устных ответов учащихся.

Февральская революция

Октябрьская революция

Отличительные черты

   
   

Общие черты

 
 
 

Б) Учащимся предлагается задание: На основе изученного вами материала учебника и дополнительных источников определите степень организации и подготовки двух революций. Сформулируйте вывод.

В ходе работы, учащиеся могут прийти к выводу об активном участии народа, стихийности начала Февральской революции и тщательной подготовке большевиками с сентября 1917 г. Октябрьской революции. В этом случае уместно обсудить вопрос: “Октябрьская революция” или “Октябрьский переворот”?

В) На этом этапе необходимо организовать работу по воспоминаниям современников о событиях 1917 г. (Александр Куприн, Иван Бунин), а также статью “Цены поднимаются, а нравы падают”, автор Ирина Канторович.

Цель: Верно ли утверждение о “бескровности” революций?

Учащиеся отмечают, что события двух революций нельзя считать “бескровными”, поскольку исторические свидетельства доказывают обратное (приводятся факты из текстов: массовые и жестокие убийства офицеров царской армии в феврале 1917 г., октябрьские события в Москве).

3. Выступления учащихся.

Учитель предлагает вспомнить о странах, где прошли революции и кратко охарактеризовать итоги. (Выступления учащихся: Нидерландская и Английская революции в XVII веке, Французская революция в XVIII веке).

Учитель знакомит с мнениями историков и общественных деятелей “О революции” (рабочие листы урока).

Обсуждается вопрос: “Нужны ли вообще революции? Что они приносят “благо” или “зло”?

Учащиеся должны высказывать обоснованные мнения.

4. Подводя итог урока, обращаем внимание учащихся на эпиграф урока: “Было бы страшным преступлением для России, если бы на русской катастрофе поучались бы все, кроме самих русских” (Крамарт К.П. “Русский кризис”).

Революция – это в любом случае насилие, которое приводит к гибели людей, что само по себе уже не может считаться “благом”. История Февральских и Октябрьских событий заставляет нас еще раз задуматься о поучительных уроках истории.

4. Домашнее задание: написать синквейн о революции. Правила написания объяснить по схеме.

Список литературы:

  1. Бунин И. “Окаянные дни”.// “История”. 2007 г. № 9.
  2. Волков В. “Красный семнадцатый год”. // “Родина” . 2007 г. №10-11.
  3. Канторович И. “Цены поднимаются, а нравы падают”. // “История”. 2007 г. № 9.
  4. Куприн А. “Падая-уничтожаю…”. // “История” . 2007 г. №13.

О революции

Н.А.Бердяев

Революция есть свыше ниспосланная кара за грехи прошлого, роковое последствие старого зла.

…Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь.

…Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе объединяющего духовного центра жизни. К революциям ведут не созидающие творческие процессы, а процессы гнилостные и разрушительные.

…За революцию хватаются и на ней наживаются все, считающие себя неудачниками, обиженными и озлобленными, все пасынки Божьи, а не сыны Божьи.

С.Л.Франк

Всякая революция есть Смута. Как бы глубоки, настоятельны и органичны не были потребности общества, не удовлетворяемые “старым порядком”, революция никогда и нигде не есть целесообразный, осмысленный способ их удовлетворения. Она всегда есть только “смута”, то есть болезнь, раздражающаяся в результате несостоятельности старого порядка и обнаруживающая его несостоятельность, но сама по себе не приводящая к удовлетворению органических потребностей, к чему-то “лучшему”.

…Всякая революция обходится народу слишком дорого, не окупает своих издержек; в конце всякой революции общество, в результате неисчислимых бедствий и страданий анархии, оказываются в худшем положении, чем до нее, просто потому, что истощение, причиненное революцией, всегда неизмеримо больше истощения, причиненного самым тягостным общественным строем и революционный беспорядок всегда хуже самого плохого порядка.

А. Бернштейн

Революция – почти всегда катастрофа для страны, наподобие землетрясения и стихийных бедствий, сотрясающих основы государства и взрывающих нормальную жизнедеятельность общества.

Революция действительно поднимает со дна темные силы народных масс, которые практически нельзя контролировать и которые чаще всего разрушительны.

Революция неуправляема, она редко или почти никогда не заканчивается победой “умеренных” - жирондистов или кадетов, а всегда радикалов – якобинцев и большевиков.

Революция – это …жертвы среди невинных людей.

Революция “пожирает своих детей”, и тех, кто был наиболее активен в ее начальной, наиболее романтической фазе.

Такова практика революций.