Цель урока:
- развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков
- взаимоконтроля применение различных методов решения систем
- уравнений, технология составления уравнений одного из типов задач на сложные проценты.
Оборудование: таблица « Три типа задач на проценты », кодопозитив « Типы задач» индивидуальные карточки с условиями задач, таблица «Процент числа».
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цель: Ознакомить учащихся с темой и задачей урока, актуальность изучаемого материала, формирование мотива, желания работать на уроке.
II этап. Устная работа (разминка)
Цель: Повторение прежних знаний и навыков по теме «Проценты».
- Представьте данные десятичные дроби в процентах: 0,5; 0,24; 0,032; 1,3; 15;
Представьте проценты десятичными дробями: 2%; 12,5%; 0,06%; 1000%; - Найдите число:
а) 1% которого составляет 80 р. (800 р.);
б) 2% которогосоставляют 14 кг (700кг);
в) 5% которого составляют 600р. (12 ОООр);
г) 19 % от 120 кг;
д) 52 % от 697 руб.
III этап. Изучение и формирование новых знаний и навыков.
Цель: Ознакомление с формулами « сложных процентов» и формирование навыков применения этих формул при решении задач.
Основные этапы решения задач
- Выбор неизвестной (или неизвестных). Чаще всего в качестве неизвестных величин выбирают те, которые требуется найти, но иногда целесообразно обозначить неизвестными некоторые промежуточные величины, через которые легко выражаются искомые.
- Выбор чистого вещества. Из веществ, фигурирующих в условии задачи, выбирается одно в качестве чистого вещества. Чаще всего выбирают вещество, о котором идет речь в требовании задачи, или вещество, о доле которого в условии содержится больше всего информации. При этом, если а – доля чистого вещества, то (1 – a) – доля примеси.
- Переход к долям. Если в задаче имеются процентные содержания, их следует перевести в доли в дальнейшем работать только с долями.
- Отслеживание состояния смеси. На каждом этапе изменения смеси (добавление, изъятие) необходимо описывать состояние смеси с помощью трех основных величин m, M, a.
- Составление уравнения. В результате преобразований смеси, описанных в задаче, мы приходим к ее итоговому состоянию. Оно характеризуется величинами m, M, a, содержащими неизвестные. Уравнением, связывающим эти неизвестные, будет уравнение m = a M.
В ходе осуществления этих этапов рекомендуем ввести следующую таблицу.
Таблица 1
Состояние смеси |
Количество чистого вещества (m) |
Общее количество смеси (М) |
Доля (a) |
1 |
|
|
|
Итоговое |
|
|
|
- Решение уравнения (или их системы) и нахождение требуемых величин.
- Формирование ответа. Если в задаче требовалось найти то или иное процентное содержание, то следует полученные доли перевести в процентные содержания.
А теперь рассмотрим перечисленные этапы на примерах.
Задача 1. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%?
Разбор решения задачи по этапам.
- Пусть требуется добавить х кг пресной воды.
- За чистое вещество примем соль. Тогда морская вода – это смесь с 5%-ным содержанием чистого вещества, пресная вода – с 0%-ным содержанием чистого вещества.
- Переходя к долям, получаем, что доля соли в морской воде составляет 0,05, доля соли в пресной воде равна 0, доля соли в смеси, которую нужно получить, - 0,015.
- Происходит соединение смесей (табл. 2)
Таблица 2
Состояние смеси |
M ( кг) |
М ( кг) |
α |
1 |
0,05 * 30 |
30 |
0,05 |
2 |
0 * х |
Х |
0 |
3 |
0,05 * 30 |
30 + х |
0,015 |
- Исходя из третьей строки табл. 2, составим уравнение m = a M: 0,05 * 30 = 0,015(30 + х).
- Решаем полученное уравнение и находим х = 70.
- В данной задаче не содержалось требования найти процентное содержание какого-либо вещества, поэтому нет необходимости переводить доли в процентные содержания.
Ответ: 70 кг.
Задача 2. Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды, чтобы получить массу с содержанием 25% целлюлозы?
Решение.
- Пусть х т воды следует выпарить.
- За чистое вещество принимаем сухую целлюлозу.
- Доля воды в данной целлюлозной массе – 0,85. Следовательно, доля целлюлозы в данной массе 1 – 0,85 = 0,15. Выпаривается чистая вода, в ней доля целлюлозы равна нулю. Доля целлюлозы в смеси после выпаривания – 0,25.
- Происходит разъединение смесей (изъятие из данной смеси воды выпариванием) (табл. 3).
Таблица 3
Состояние смеси | m (т) |
M (т) |
a |
I |
0,15 * 0,5 |
0,5 |
0,05 |
II |
0 * х |
х |
0 |
III |
0,15 * 0,5 |
0,5 - х |
0,25 |
- Составим уравнение вида m = a M по третьей строке табл. 3: 0,15 * 0,5 = 0,25 (0,5 – х)
- Решая уравнение, получим х = 0,2.
- Следует выпарить 0,2 т воды. В соответствии с требованием задачи переводим ответ в килограммы.
Ответ: 200 кг.
Решим эту же задачу, выбрав в качестве чистого вещества воду.
- Пусть х т воды следует выпарить.
- За чистое вещество принимаем воду.
- Доля воды в данной массе – 0,85. Доля воды в выпаренной воде будет составлять 1. Доля воды в полученной смеси составит 1 – 0,25 = 0,75.
- Происходит изъятие из данной смеси воды (выпариванием) (табл. 4).
Таблица 4
Состояние смеси |
m (т) |
M (т) |
a |
I |
0,85 * 0,5 |
0,5 |
0,85 |
II |
1х |
х |
1 |
I - II |
0,85 * 0,5 - х |
0,5 - х |
0,75 |
5–6. Составим уравнение по третьей строке табл. 4 и решим его
0,85 * 0,5 – х = (0,5 – х) 0,75,
х = 0,2.
Ответ: 200 кг.
Комментарий. По мере приобретения навыков учащимся необязательно выделять записями указанные этапы решения. После выбора неизвестных они составляют таблицу, в процессе заполнения которой реализуются этапы 2, 3 и 4.
IV. Задачи на самостоятельное решение
- Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
- Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля в 5% и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов стали, чтобы получить 140 т стали с содержанием никеля в 30%?
V. Итог урока.
Домашнее задание:
Решить задачи:
- В свежих грибах было 90% воды. Когда их подсушили, то они стали легче на 15 кг при влажности 60%. Сколько было свежих грибов?
- Имеется 735 г 16%-ного раствора йода в спирте. Нужно получить 10%-ный раствор йода. Сколько граммов спирта надо долить для этого к уже имеющемуся раствору?