Литературное краеведение – одно из звеньев учебно-воспитательной работы с классом

Разделы: Начальная школа


Вы на карту посмотрите,
И ЯМАЛ на ней найдите.
Мы на севере живем,
Потому что здесь наш дом.

Пояснительная записка

Многое связывает человека с местом, где он родился, где он живёт и растёт. Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа. Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепление связи литературы с жизнью. Литературно-краеведческие занятия, при условии их правильной организации, могут быть одним из звеньев учебно-воспитательной работы с классом.

Литературное краеведение играет немаловажную роль в патриотическом воспитании подростков, как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством родины малой, “первоначальной” - отчего края, района, города и деревни. “Эта малая родина со всем своим особым обликом… предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души”. Чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность “той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна”.

Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует литературное краеведение, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе литературно-краеведческих занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.

Чтение и изучение лучших произведений о родном крае, восприятие посвященных ему произведений изобразительного искусства, изучение его истории, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы литературно-краеведческих занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании.

Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию творческой группы, что позволяет сочетать разнообразные виды работы.

Основой для разработки данной программы послужили идеи Л. С. Скепнер.

Для каждого класса подобраны такие произведения северных писателей, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся и перекликаются с программой по литературному краеведению, по которой занимаются учащиеся. Работа над произведениями на факультативе дополняется тематическими классными часами, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края. Интеграция в уроки музыки, изо, труда, окр. мира даёт более чёткое осознание материала, младшим школьникам.

Цель работы литературно-краеведческой творческой группы:

  • Обогащение знаний учащихся о крае, в котором они живут;
  • Знакомство учащихся с богатой природой тундры;
  • Ввести учащихся в мир литературного творчества народов севера;
  • Воспитать жажду познания, интереса к поискам нового, развитие творческой мысли.

Задачи:

  • Вооружить учащихся знаниями об окружающем мире, познакомить с героическими делами современников, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданского чувства учащихся.
  • Расширять литературный кругозор учащихся, развивать интерес к литературе прошлого и наших дней, формировать читательские потребности, навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
  • Воспитывать через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.

Структура группы:

Литературно-краеведческая группа включает в себя следующие формы работы:

  • Уроки литературного краеведения;
  • Факультатив по литературному краеведению;
  • Тематические классные часы, посвященные краеведческому материалу;
  • Внедрение регионального компонента в тематическое планирование группы продлённого дня
  • Различные внеклассные мероприятия (посещение краеведческого музея, экскурсии, поездки и т.д.)

Приложение 1. Тематическое планирование для 2-го класса.

Приложение 2. Тематическое планирование для 3-го класса.

Приложение 3. Тематическое планирование для 4-го класса.