Военно-патриотическое воспитание младших школьников на уроке изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе. Важное место в военно-патриотическом воспитании детей отводится начальной школе.

Как на уроках, так и во внеурочное время работа по военно-патриотическому воспитанию школьников проводится по таким направлениям:

  • воспитание у детей чувства любви к родному краю и своей Родине, русскому народу;
  • развитие у детей осознанного желания служить своей Родине - России, Российской Армии;
  • воспитание великого уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы Великой Отечественной войны;
  • формирование у детей стремления больше узнать о Родине, ее защитниках и их подвигах;
  • развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России, воспитание уважения к воинам Российской армии.

Изобразительное искусство - один из учебных предметов, на котором можно решать вопросы военно-патриотического воспитания учащихся.

В формировании у школьников чувства патриотизма, любви в своей Родине помогают уроки и внеклассная работа по изобразительному искусству при рисовании на тему "Наша Армия - защитница мира и труда". Приведу фрагмент из урока и покажу некоторые виды работы по данной теме.

Урок по теме "Наша Армия - защитница мира и труда" можно начать с сообщения учителя:

- В мае 2005 года все прогрессивное человечество отмечает 60-летие Победы над фашистской Германией. К этому празднику готовится не только наша Родина, но все миролюбивое человечество. Наша Армия - это армия мира и труда, армия-освободительница.

Далее учитель кратко знакомит детей с историей рождения Красной Армии. Рассказывает о грозных днях страны, о том, как на защиту молодого Советского, в те годы, государства от иностранных интервентов в 1918 году части Красной Армии встали рядом с русским народом украинцы, белорусы и другие народы. В февральские дни части Красной Армии дали отпор врагу под Псковом и Нарвой. С тех пор 23 февраля наша страна празднует день рождения Красной армии.

В июне 1941 года новый удар обрушился на нашу родину. Вероломное нападение на нашу страну совершила фашистская Германия. Шла кровопролитная война. Русские люди стояли насмерть, не отдавая врагу ни пяди своей земли.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов или репродукции с картины художника А.А.Дейнеки "Оборона Севастополя".

Затем учитель обращает внимание учащихся на ряд плакатов, вышедших в первые дни войны.

Плакат прочно вошел в жизнь людей. Вдохновляя на подвиг, находя путь к каждому сердцу, он был важен и нужен. На стенах домов, на эшелонах, идущих на фронт, у призывных пунктов появились плакаты Кукрыниксов, Б.Е.Ефимова и других художников, они звали под знамена Красной Армии.

Популярный в то время плакат "Родина-мать зовет!" (см. рис.1) Ираклия Моисеевича Тоидзе (1902-1985) [1, 627] висел на улице Горького, он был огромный, высотой в пять этажей. На плакате изображен образ волевой женщины, олицетворяющей Родину и призывающей своих сыновей на защиту Отечества. В те далекие тяжелые годы он отвечал мыслям и чувствам нашего народа.

Узнав о нападении врага, многие молодые художники ушли на фронт. Старшее поколение живописцев, графиков, скульпторов и мастеров художественной фотографии подключается к художникам-плакатистам и, работая в содружестве с поэтами, создает серию плакатов, отражающих душевные переживания народа в трудные дни войны. Московские художники вспомнили "Окна РОСТА" (Российского телеграфного агентства, 1918г.), когда в окнах магазинов на людных улицах и площадях были выставлены лаконичные рисунки с выразительными надписями, мобилизовавшие людей на борьбу с белогвардейцами и интервентами.

В 1941 г. по инициативе молодого художника Н.Денисовского на московских улицах появились "Окна ТАСС" (ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза). Художники и поэты работали круглосуточно. Каждое важное сообщение, приказ Главнокомандующего, вести с фронта находили отклик в "Окнах ТАСС". Фронт приближался к Москве. Художники мужественно переносили холод, бомбежки, голод, но не оставляли работу ни на минуту. К празднику Великого Октября появились плакаты "Защитим родную Москву", "Москву не отдадим". Слова поэтов и рисунки художников звучали с эмоциональной силой. Авторы плакатов работали каждый в своей манере, имели свою индивидуальность, но все они верили в победу, и их злободневные плакаты появлялись всюду: на вокзалах, в витринах магазинов, на стенах домов.

Славное начинание москвичей подхватили художники Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Иркутска, Ташкента и других городов.

Государственной премией была отмечена деятельность авторов "Окон ТАСС". Тассовские "Окна" объединяли плакат героический и сатирический. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы: Ку - Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Кры - Крылов Порфирий Никитич (1902-1990), Никс - Николай Александрович Соколов (родился в 1943 г.) [1, 627].

Когда началась Великая Отечественная война, Кукрыниксы уже на второй день (22 июня 1941 г.) выпустили плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Художники в числе первых работают в "Окнах ТАСС". Их плакаты злободневны и популярны, они остроумно высмеивают фашистов. На Сталинградскую битву они откликнулись рисунком, на котором Гитлер изображен в черной шали старухой гадалкой. Под рисунком подпись "Потеряла я колечко". (А в колечке 22 дивизии, которые потеряли фашисты под Сталинградом.) Художники Кукрыниксы числились в списке заклятых врагов фюрера. Во время Нюрнбергского процесса художники, находясь в зале суда, делали зарисовки - шаржи. Художники поставили перед собой цель: читатель газеты "Правда" должен почувствовать себя присутствующим на процессе. И поэтому они делали рисунки предельно выразительными. Они передавали в них жестокость, хитрость и хищность врага. Их произведение "На приеме у бесноватого главнокомандующего" (1944 г.) и многие другие, в карикатурной манере изображали фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

Над плакатом работали В.Н.Дени, Д.С.Моор, В.Б.Корецкий, В.Н.Денисовский, И.М.Тоидзе, А.А.Кокорекин и многие другие художники.

Плакат А.А.Кокорекина "Смерть фашистской гадине!" решен графически в два цвета. Красная фигура воина поражает черную фашистскую свастику. В плакате удачно сочетается героический образ с сатирическим.

Обстановка на фронте усложняется, необходим плакат, воздействующий не только на разум, но и на сердце. Рождается эмоциональный плакат. В начальный, самый тяжелый период войны главным героем плакатов стал сражающийся советский воин, как, например, в плакате Алексея Алексеевича Кокорекина (1906-1959) "За Родину!" (1942 г.) Раскрыть душевные переживания героя художнику удается в образе матроса, изображенного на плакате. Душевные переживания, высокий героизм, самоотверженность отличает этот плакат от плакатов первых дней войны.

С наступлением перелома в войне в пользу нашего народа трагические сюжеты сменялись образами, вселяющими уверенность в победе. Таков плакат Виктора Семёновича Иванова (1909-1968) "Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!" (1943 г.) [1, 627].

Заканчивая рассказ о художниках-плакатистах, можно предложить вниманию ребят плакат художника Л.Ф.Голованова. На плакате изображен воин Советской Армии на фоне берлинского рейхстага. На плакате надпись "Дошли!". Плакат выпущен в мае 1945 г.

Называя тему урока "Наша Армия - защитница мира и труда", учитель, обращаясь к классу, говорит о том, что учащиеся должны достойно выполнить рисунок на заданную тему. Работы учащихся - это память, дань уважения к героям живым и погибшим. Русский народ проявил мужество, верность и преданность своей Родине. Страна помнит и чтит своих героев, память об их подвигах будет вечно жить в сердцах людей. Большое эмоциональное воздействие на патриотические чувства учащихся производит показ фотографии с изображением монумента "Воин-освободитель" (см. рис.2) в мемориальном парке в Берлине (1946-1949 гг.), выполненного Евгением Викторовичем Вучетичем (1908 -1974) [1, 593]. Это скульптурное произведение - символ памяти русского народа о своих героях. Символом памяти является и неугасимый огонь на могиле неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены и городах-героях. Родина по достоинству оценила подвиги своих сынов и дочерей, наградив их орденами и медалями.

После эмоционального сообщения учителя о некоторых художниках-плакатистах, работавших в годы Великой Отечественной войны, и знакомства с отдельными плакатами учащиеся подходят к выбору сюжетов данной темы. Это может быть: "Салют Победы на Красной площади", "Бой на безымянной высоте", "Подвиг 28 панфиловцев", "В разведке", "Вечный огонь памяти", "Слава Армии родной!" и др.

Во время самостоятельной работы учитель напоминает о первом подробном плане, о легком линейном изображении.

В процессе работы над темой можно провести конкурс на лучшую аппликацию, лучший плакат (рис.3, 4) Важно пробудить чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за подвиг великого русского народа в Великой Отечественной войне у каждого ребенка. И тогда ребенок сможет отразить в работе свои эмоциональные переживания, проявить творчество, фантазию.

Таким образом, беседа о художниках, работавших в годы Великой Отечественной войны, тематическое рисование - все это способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, чувства любви к своей Родине.

Время, которое я отвожу для бесед на уроках изобразительного искусства, потрачено не напрасно. "От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины", писал В.А.Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям". Следовательно, военно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет для нашей страны огромное значение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII- XX веков/Глав. Ред.М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта +, 1999. - 656 с.: ил.

Приложение.