Цель: Знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
- Образовательные: Обучение учащихся приемам сохранения эмоционального здоровья.
- Развивающие: Развитие навыков бесконфликтного общения в коллективе.
- Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к людям.
Пособия: - Плакаты для оформления доски:
а) « Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами » (Д.С. Лихачев);
б) « Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе» (Л.Н.Толстой).
- Рисунки с изображением лиц – настроений.
- Слова: здоровье, здоровое питание, двигательная активность, режим дня, положительные эмоции – на листах бумаги А-4.
- Изображения круга, треугольника, параллельных линий на листах бумаги А-4.
- Воздушные шары.
- Альбомные листы бумаги, фломастеры (на каждого ученика).
- Сердечки, вырезанные из цветной бумаги (по 1-2 на каждого ученика).
Ход занятия
I. Вступление.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашем классе.
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(Владимир Солоухин)
- Здравствуйте, то есть будьте здоровы. Мы пожелали друг другу самое ценное для любого человека – здоровье.
II. Повторение пройденного.
- Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – все потерял».
- Почему так говорят в народе? (Возможные ответы учащихся: деньги можно вернуть (занять или заработать); потерянное время не вернуть, но, если очень постараться, его можно наверстать; а утраченное здоровье вернуть сложно, а иногда и невозможно; нездоровый человек не может полноценно жить, учиться, работать).
- Как человек может сохранить здоровье? Что для этого он должен делать? (Заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться).
- Вы назвали основные составляющие здорового образа жизни. Назовите недостающий компонент. (На доске по ходу ответов учащихся вывешиваются слова).
- Соблюдение первых трех составляющих здоровья зависит от самого человека, его желания, силы воли.
- Но бывает, что человек на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-нибудь сердится, кому-то завидует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, оказывается, очень вредны для здоровья, они ослабляют наш организм, часто способствуют возникновению различных болезней. Чтобы человек был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать положительные эмоции. Конечно, обстоятельства бывают разные, всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль, иногда и горе.
- А что зависит от самого человека? Что может и должен сделать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье?
(Надо быть добрым, уметь общаться с окружающими людьми, помогать друг другу, говорить друг другу приятные слова, жить дружно, не ссориться…)
- К сожалению, общение с окружающими людьми не всегда бывает успешным. Все люди разные: у каждого свои привычки, желания. И часто случается, что наши интересы и интересы окружающих не совпадают. Тогда между людьми возникают конфликты. Без конфликтов не обходится ни жизнь детей, ни жизнь взрослых. Для сохранения здоровья очень важно научиться жить дружно, в ладу с окружающими людьми.
- Тема нашего занятия: «Давайте жить дружно».
Прочтите эпиграф сегодняшнего занятия: «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами» (Д.И.Лихачева).
- Объясните, как вы понимаете значение этого высказывания? (Нужно уметь управлять своими чувствами, чтобы не обидеть других людей.)
III. Работа по теме.
1. Упражнение «Толкалки без слов».[1]
Инструкция: Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это проделать молча.
Анализ:
- Что вы чувствовали, когда играли?
- Было ли ощущение напряжения и раздражения?
- Ощущалось ли предчувствие ссоры?
- Что помогло избежать конфликта?
- Мы нередко можем наблюдать конфликты в школе, дома, в магазине, в транспорте, иногда сами становимся участниками этих конфликтов.
- Почему люди ссорятся? (Не понимают друг друга, не принимают чужого мнения, не умеют слушать других, пытаются показать свое превосходство, хотят умышленно обидеть, не считаются с принятыми в коллективе правилами)
- Какие эмоции вызывает любой конфликт? (Злость, обиду)
- Вспомните, как вы чувствуете себя, когда злитесь на кого-нибудь.
- Как выглядит человек в это время? Показать на рисунке. (Рисунок 1)
2. Опыт с воздушным шаром.[2]
- Представьте себе, что шар- это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть кого-нибудь, или даже ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями.
- Что происходит с шаром?
- А что происходит с гневом внутри него? Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно также научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.
3. Упражнение «Измени настроение».
Инструкция: Сделать полный глубокий вдох. Задержать дыхание и медленно выдохнуть воздух в круг (повторить 4 раза), вдохнуть и выдохнуть в треугольник (3 раза), вдохнуть и выдохнуть между двух параллельных линий (2 раза) – всего получится 9 упражнений.
Анализ:
- Что вы почувствовали? (После выполнения упражнения становится легче дышать, наступает успокоение, изменяется настроение)
- Что ещё может помочь изменить плохое настроение? (Громкое пение, танцы, метание дротиков, бой с боксерской грушей, физические упражнения, игра в настольный футбол…)
- Иногда мы обижаем кого-нибудь или обижают нас.
- Как ведет себя обиженный человек?
- Что чувствует он в этом состоянии?
- Как выглядит обиженный человек? Показать на рисунке. <Рисунок1>
- Обиды могут накапливаться, становиться тяжелыми, они мешают жить.
Человек, который живет с постоянной обидой на кого-нибудь, может заболеть. Поэтому очень важно научиться избавляться от обиды, не обижаться по пустякам.
4. Упражнение « Нарисуй обиду».
Инструкция: Нарисуйте на листке бумаги своего обидчика (или свою обиду). Затем скомкайте листок или порвите его на мелкие кусочки и выбросьте в урну.
- Как вы себя чувствуете?
- А что делать, если вы кого-нибудь обидели? (Попросить прощения, извиниться)
- Не всегда легко бывает просить прощения, но этому можно научиться. У православных есть праздник «Прощеное воскресенье», когда люди имеют возможность попросить прощение за все причиненные кому-либо обиды.
Сегодня у вас есть возможность попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели.
5. Упражнение «Прощение»
Инструкция: Подойти к тому человеку, кого вы обидели, взять за руку и
попросить прощения.
- Что было легче сделать: освободиться от своей обиды или попросить прощение?
- Какие чувства испытали те, у кого просили прощение?
- Каждому человеку хочется, чтобы к нему хорошо относились, не обижали, говорили приятные слова.
6. Упражнение «Шаг навстречу» [1]
Инструкция: Участники поочередно делают шаг навстречу тому, кому они хотят сделать комплимент, говорят что-либо приятное и дарят сердечко.
- Трудно ли было делать комплимент?
- Что чувствовал тот, кто получал комплимент?
- Л.Н.Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе».
- Как вы понимаете эти слова?
IV. Итоги занятия.
Рефлексия. Обмен мнениями о занятии: что понравилось, что не
понравилось, чему научились.
- Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились на занятии. Молодцы! Доброго всем здоровья и положительных эмоций.
Литература
- Юдина Н.А. «Навстречу» Программа воспитания коммуникативной культуры школьников» Журнал «Классный руководитель», 2007г., №3.
- Никифорова Л.А. «Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы». М.: «Книголюб», 2005г., с.21