Цель: расширение знаний учащихся о деревьях нашего края; углубление экологических знаний школьников.
Задачи:
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; развитию познавательного интереса; обогащению словарного запаса; повышению культуры речи.
- Содействовать умению работать в группах, создавая условия для формирования правильных взаимоотношений в коллективе.
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, стол для членов жюри, лист для записи результатов.
Участники игры: ученики 2-3 классов.
Подготовка: До начала игры ученики разбиваются на 3 команды. Выбирают капитана. Готовят домашнее задание: найти стихи русских поэтов о лесе, о деревьях, придумать эмблему для команды экологической тематики. Жюри выбрать из учеников класса или пригласить родителей.
Ход мероприятия
Учитель: Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса! Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей страны. Слайд №2 (приложение).
«Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой».
И.С. Никитин
Сегодня наша игра называется «В гости к деревьям».
Тур I. Приветствие команд
За приветствие максимальная оценка - 3 балла. Визитная карточка команд. Защита своих эмблем (отразить экологическую тематику.)
1-я команда «Друзья природы»
Девиз: «Охранять природу - значит охранять Родину»
2-я команда «Солнышко»
Девиз: «Будем стараться побольше узнать, чтобы, как солнце знанием сиять»
3-я команда «Лесовики»
Девиз: «Лес - украшение нашей страны»
Тур II. Загадки о деревьях
(Каждой команде предлагается по две загадки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура -1 балл.)
Учитель: Рассмотрите внимательно прямоугольник, шифр к нему и прочитайте название I тура. Слайд № 3 (приложение)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
А |
В |
Г |
Д |
Е |
З |
И |
К |
О |
Р |
Х |
Ь |
Я |
Первое слово: 6, 1, 3, 1, 4, 8, 7
Второе слово: 9
Третье слово: 4, 5, 10, 5, 2, 12, 13, 11
Дети: название I тура «Загадки о деревьях»
Учитель:
- У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)
2. Стоит столб до небес,
А на нём шатёр-навес;
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной, зелёный. (сосна) - По округе славится зелёная красавица: сарафан как колокол,
По земле да волоком, шапочка- с опушечкой, с острой макушечкой (ель) - Есть у родственницы ёлки -
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (лиственница) - Стоит Алёна - платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (берёза) - Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается;
А цветок - на медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа) - Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя его клюют. (рябина)
Тур III. Угадай дерево
(Каждой команде предлагается по два вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура -1 балл.)
У |
М |
Е |
В |
Р |
Ф |
Ч |
А |
П |
И |
Г |
М |
Д |
Й |
Е |
К |
Е |
Г |
Щ |
З |
А |
У |
Й |
О |
В |
Я |
Ч |
С |
М |
И |
Д |
Д |
А |
П |
О |
Учитель: Лесовичок ходит прямо через клетку. Свой путь он начал с левой верхней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте следующее задание. Слайд №4 (приложение).
Дети: название II тура «Угадай дерево».
Учитель:
- В Китае это дерево считается волшебным деревом, которое приносит счастье и отводит беду. Во Вьетнаме его высаживали около императорского дворца как символ долголетия величия. В Японии это дерево - символ долголетия и выносливости. Научное название этого дерева означает скала. (сосна) Слайд №5 (приложение).
- Скрипки из древесины этого дерева уже более трёхсот лет завораживают нас своим голосом, умеющим плакать и петь. Это щедрое дерево - многие животные лакомятся его семенами. (ель) Слайд №5 (приложение).
- Это единственное в мире листопадное хвойное дерево. Живёт это дерево до пятисот лет и более. В Древнем Риме из него строили амфитеатры в цирках: дерево соперничало в прочности и надёжности с камнем. Сырые, только что срубленные деревья не годятся для сплава - тонут в воде. (лиственница) Слайд №5 (приложение).
- Это дерево служит человеку многие века. Его почки, листья, сок, кора, древесина содержат лекарственные вещества. Дерево первым заселяет вырубки, пожарища, пустоши. Оно нетребовательно к почве. Красота дерева воспета в стихах и песнях. (берёза) Слайд №5 (приложение).
- Это единственное дерево, зацветающее среди лета, в конце июня -начале июля. Дерево стоит в своём золотистом наряде 10-12 дней. Это лучший медонос. Около 70 видов насекомых посещают его цветки. (липа) Слайд №5 (приложение).
- С глубокой древности полюбил русский народ это дерево, издавна сажали люди его около своих домов. Дерево наделяли волшебной силой. В новом доме развешивали ветки дерева для защиты его от порчи колдунами. (рябина) Слайд №5 (приложение).
Тур IV. Прочитайте народные приметы
(Каждой команде предлагается по две народные приметы. В каждое предложение нужно вставить название дерева. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура - 1 балл.)
Учитель: Лесовичок ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь он начинает с левой нижней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте следующее задание. Слайд №6 (приложение).
И |
Т |
А |
А |
Р |
Е |
П |
Т |
Ы |
Ч |
О |
Й |
Н |
О |
Ы |
Р |
Е |
☼ |
П |
Р |
Т |
Е |
Д |
Н |
И |
М |
☼ |
Дети: следующее задание « Прочитайте народные приметы»:
- В июле сосна звенит - к буре.
- У берёзы по весне течёт много сока - лето будет дождливое.
- Зацвела берёза - начинай сажать картофель.
- Зацвела липа - поспевает земляника и черника.
- Если в лесу большой урожай рябины, то осень будет дождливая, а зима - морозная.
- Ель опускает свои ветви вниз - жди дождя, поднимают вверх - к ясной погоде.
Тур V. Найди ошибки
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура -1 балл)
Учитель: Рассмотрите предложенный прямоугольник и шифр к нему. Прочтите название следующего тура.Слайд №7 (приложение).
|
А |
Б |
В |
Г |
1 |
Н |
☼ |
И |
Д |
2 |
☼ |
А |
О |
☼ |
3 |
Ш |
К |
Б |
Й |
Шифр:
- А-1, Б-2, Г-3, Г-1, В-1
- В-2, А-3, В-1, В-3, Б-3, В-1
Дети: Задание следующего тура - «Найди ошибки».
Учитель: Посчитайте, сколько ошибок допустили дети, гуляя в лесу. Слайд №8 (приложение).
С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которых мы не знали, - сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.
На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.
Тур VI. Домашнее задание
(Дети читают стихи о лесе. За каждое стихотворение -1 балл. За определение названия тура - 1 балл.)
Учитель: Соотнесите левую и правую таблицу. Прочитайте название следующего тура. Слайд №9 (приложение).
1 |
7 |
13 |
3 |
11 |
5 |
15 |
9 |
8 |
14 |
2 |
12 |
4 |
16 |
10 |
6 |
Д |
Е |
Н |
М |
Д |
Ш |
Е |
З |
Е |
И |
О |
А |
А |
☼ |
А |
Н |
Дети: следующий тур «Домашнее задание».
Тур для зрителей. Самые-самые
(За каждый правильный ответ -1 балл, который передаётся любимой команде) Слайд 10 (приложение).
- Какое самое красивое дерево в нашей стране? (берёза)
- Назовите самого страшного врага леса. (пожар)
- Назовите самое теневыносливое хвойное дерево. (пихта)
- Какое самое распространенное дерево в наших лесах? (лиственница)
- Какое дерево самое светолюбивое в средней полосе России? (Сосна обыкновенная)
- Назовите самый любимый корм лося. (ветки осины)
Жюри подводит итоги и называет победителя.
Литература:
- Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе / Г. А. Бакулина. - Киров, 2000.
- Бударина В. А. Деревья - украшение Земли/ В. А. Бударина//Читаем, учимся, играем.-2004.-6 выпуск.- с.87-96.
- Верещагина В. А. Растения Прикамья. / В. А. Верещагина, Н. Л. Колясникова.- Пермь, Книжный мир, 2001.
- Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких/ Ю.Д.Дмитриев.- М. Педагогика, 1982.
- Жадобко Е. Где у ёлочки тайна?/ Е. Жадобко//Начальная школа.- 1998.-№26.-с. 5-16.