КВН "В гости к деревьям"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширение знаний учащихся о деревьях нашего края; углубление экологических знаний школьников.

Задачи:

  1. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; развитию познавательного интереса; обогащению словарного запаса; повышению культуры речи.
  2. Содействовать умению работать в группах, создавая условия для формирования правильных взаимоотношений в коллективе.
  3. Воспитывать бережное, уважительное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, стол для членов жюри, лист для записи результатов.

Участники игры: ученики 2-3 классов.

Подготовка: До начала игры ученики разбиваются на 3 команды. Выбирают капитана. Готовят домашнее задание: найти стихи русских поэтов о лесе, о деревьях, придумать эмблему для команды экологической тематики. Жюри выбрать из учеников класса или пригласить родителей.

Ход мероприятия

Учитель: Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса! Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей страны. Слайд №2 (приложение).

«Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой».
И.С. Никитин

Сегодня наша игра называется «В гости к деревьям».

Тур I. Приветствие команд

За приветствие максимальная оценка - 3 балла. Визитная карточка команд. Защита своих эмблем (отразить экологическую тематику.)

1-я команда «Друзья природы»

Девиз: «Охранять природу - значит охранять Родину»

2-я команда «Солнышко»

Девиз: «Будем стараться побольше узнать, чтобы, как солнце знанием сиять»

3-я команда «Лесовики»

Девиз: «Лес - украшение нашей страны»

Тур II. Загадки о деревьях

(Каждой команде предлагается по две загадки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура -1 балл.)

Учитель: Рассмотрите внимательно прямоугольник, шифр к нему и прочитайте название I тура. Слайд № 3 (приложение)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

В

Г

Д

Е

З

И

К

О

Р

Х

Ь

Я

Первое слово: 6, 1, 3, 1, 4, 8, 7

Второе слово: 9

Третье слово: 4, 5, 10, 5, 2, 12, 13, 11

Дети: название I тура «Загадки о деревьях»

Учитель:

  1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту. (сосна)
    2. Стоит столб до небес,
    А на нём шатёр-навес;
    Красной меди столб точёный,
    А навес сквозной, зелёный. (сосна)
  2. По округе славится зелёная красавица: сарафан как колокол,
    По земле да волоком, шапочка- с опушечкой, с острой макушечкой (ель)
  3. Есть у родственницы ёлки -
    Неколючие иголки,
    Но в отличие от ёлки
    Опадают те иголки. (лиственница)
  4. Стоит Алёна - платок зелёный,
    Тонкий стан, белый сарафан. (берёза)
  5. Весной растёт, летом цветёт,
    Осенью осыпается, зимой отсыпается;
    А цветок - на медок,
    Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)
  6. Осень в сад к нам пришла,
    Красный факел зажгла.
    Здесь дрозды, скворцы снуют
    И, галдя его клюют. (рябина)

Тур III. Угадай дерево

(Каждой команде предлагается по два вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура -1 балл.)

У

М

Е

В

Р

Ф

Ч

А

П

И

Г

М

Д

Й

Е

К

Е

Г

Щ

З

А

У

Й

О

В

Я

Ч

С

М

И

Д

Д

А

П

О

Учитель: Лесовичок ходит прямо через клетку. Свой путь он начал с левой верхней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте следующее задание. Слайд №4 (приложение).

Дети: название II тура «Угадай дерево».

Учитель:

  1. В Китае это дерево считается волшебным деревом, которое приносит счастье и отводит беду. Во Вьетнаме его высаживали около императорского дворца как символ долголетия величия. В Японии это дерево - символ долголетия и выносливости. Научное название этого дерева означает скала. (сосна) Слайд №5 (приложение).
  2. Скрипки из древесины этого дерева уже более трёхсот лет завораживают нас своим голосом, умеющим плакать и петь. Это щедрое дерево - многие животные лакомятся его семенами. (ель) Слайд №5 (приложение).
  3. Это единственное в мире листопадное хвойное дерево. Живёт это дерево до пятисот лет и более. В Древнем Риме из него строили амфитеатры в цирках: дерево соперничало в прочности и надёжности с камнем. Сырые, только что срубленные деревья не годятся для сплава - тонут в воде. (лиственница) Слайд №5 (приложение).
  4. Это дерево служит человеку многие века. Его почки, листья, сок, кора, древесина содержат лекарственные вещества. Дерево первым заселяет вырубки, пожарища, пустоши. Оно нетребовательно к почве. Красота дерева воспета в стихах и песнях. (берёза) Слайд №5 (приложение).
  5. Это единственное дерево, зацветающее среди лета, в конце июня -начале июля. Дерево стоит в своём золотистом наряде 10-12 дней. Это лучший медонос. Около 70 видов насекомых посещают его цветки. (липа) Слайд №5 (приложение).
  6. С глубокой древности полюбил русский народ это дерево, издавна сажали люди его около своих домов. Дерево наделяли волшебной силой. В новом доме развешивали ветки дерева для защиты его от порчи колдунами. (рябина) Слайд №5 (приложение).

Тур IV. Прочитайте народные приметы

(Каждой команде предлагается по две народные приметы. В каждое предложение нужно вставить название дерева. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура - 1 балл.)

Учитель: Лесовичок ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь он начинает с левой нижней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте следующее задание. Слайд №6 (приложение).

И

Т

А

А

Р

Е

П

Т

Ы

Ч

О

Й

Н

О

Ы

Р

Е

П

Р

Т

Е

Д

Н

И

М

Дети: следующее задание « Прочитайте народные приметы»:

  1. В июле сосна звенит - к буре.
  2. У берёзы по весне течёт много сока - лето будет дождливое.
  3. Зацвела берёза - начинай сажать картофель.
  4. Зацвела липа - поспевает земляника и черника.
  5. Если в лесу большой урожай рябины, то осень будет дождливая, а зима - морозная.
  6. Ель опускает свои ветви вниз - жди дождя, поднимают вверх - к ясной погоде.

Тур V. Найди ошибки

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За определение названия тура -1 балл)

Учитель: Рассмотрите предложенный прямоугольник и шифр к нему. Прочтите название следующего тура.Слайд №7 (приложение).

 

А

Б

В

Г

 1

Н

И

Д

2

А

О

3

Ш

К

Б

Й

Шифр:

  • А-1, Б-2, Г-3, Г-1, В-1
  • В-2, А-3, В-1, В-3, Б-3, В-1

Дети: Задание следующего тура - «Найди ошибки».

Учитель: Посчитайте, сколько ошибок допустили дети, гуляя в лесу. Слайд №8 (приложение).

С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которых мы не знали, - сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.

На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.

Тур VI. Домашнее задание

(Дети читают стихи о лесе. За каждое стихотворение -1 балл. За определение названия тура - 1 балл.)

Учитель: Соотнесите левую и правую таблицу. Прочитайте название следующего тура. Слайд №9 (приложение).

1

7

13

3

11

5

15

9

8

14

2

12

4

16

10

6

 

Д

Е

Н

М

Д

Ш

Е

З

Е

И

О

А

А

А

Н

Дети: следующий тур «Домашнее задание».

Тур для зрителей. Самые-самые

(За каждый правильный ответ -1 балл, который передаётся любимой команде) Слайд 10 (приложение).

  1. Какое самое красивое дерево в нашей стране? (берёза)
  2. Назовите самого страшного врага леса. (пожар)
  3. Назовите самое теневыносливое хвойное дерево. (пихта)
  4. Какое самое распространенное дерево в наших лесах? (лиственница)
  5. Какое дерево самое светолюбивое в средней полосе России? (Сосна обыкновенная)
  6. Назовите самый любимый корм лося. (ветки осины)

Жюри подводит итоги и называет победителя.

Литература:

  • Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе / Г. А. Бакулина. - Киров, 2000.
  • Бударина В. А. Деревья - украшение Земли/ В. А. Бударина//Читаем, учимся, играем.-2004.-6 выпуск.- с.87-96.
  • Верещагина В. А. Растения Прикамья. / В. А. Верещагина, Н. Л. Колясникова.- Пермь, Книжный мир, 2001.
  • Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких/ Ю.Д.Дмитриев.- М. Педагогика, 1982.
  • Жадобко Е. Где у ёлочки тайна?/ Е. Жадобко//Начальная школа.- 1998.-№26.-с. 5-16.