Урок русского языка по теме "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Дидактическая – развивать и углублять понятия о частях слова;

Развивающая

  • развивать рефлексию, самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словом, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • учить анализировать, выделяя главное, систематизировать.
  • обогащать словарный запас учащихся.
  •  развивать внимание, мышление.
  • побудить к творчеству.

Воспитательная

  • Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
  • Способствовать повышению речевой культуры.
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.
  • способствовать сплочению классного коллектива, осознать ценность совместной деятельности.
  • Создание успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости детей.

Задачи: Обобщить знания по теме « Состав слова».

Оборудование: учебник русского языка автор Л.Я.Желтовская (УМК «Планета знаний»), карточки с названием команд, рисунки цветов, иллюстрация города, толковые словари, презентация (приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за одной партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь приятное, доброе, удачи в работе.

Как вы думаете, теперь вам будет легче работать на уроке? Почему?

Слайд 2 (приложение 1) Девиз нашего урока: «Один за всех и все за одного».

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке я вам предлагаю отправиться в город Корнеслов, для того, чтобы определить знатоков русского языка по теме «Состав слова». Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова?

А почему слова в русском языке называются значимыми? Заглянем для этого в толковые словари. (У каждого на парте заранее приготовлены словари, дети зачитывают значение слова «значимые»)

Сейчас мы разделимся на 3 команды: Приставка, Суффикс, Корень и выберем капитанов. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон, в конце урока мы подсчитаем количество жетонов и определим победителей.

3. Релаксация. Внедрение в общеобразовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Слайд 3 (приложение 1) Закройте глазки, сделайте полный и глубокий вдох, задержите дыхание, представьте круг и медленно выдохните в него воздух 3 раза. Откройте глазки. Вот такой воздушный шар у нас получился. На этом воздушном шаре мы и долетим в город Корнеслов.

 Дополнительный материал.

А знаете ли вы, что в 1873 году француз Жозеф Монгольфье вместе со своим братом Этьеном соорудил воздушный шар. Это был лёгкий мешок из полотна и бумаги. К нему подвесили корзину и наполнили мешок горячим дымом. Для пробы в корзину посадили животных: барана, петуха и утку. Они стали первыми воздухоплавателями. Летели они 8 минут и остались живы и здоровы. Только после этого на шаре подниматься стали люди.

(Открывается доска на ней сказочный город.)

Каллиграфическая минутка.

На доске записаны слова: Берёза, малина, горох.

Составьте цепочки букв из непроверяемых гласных. Запишите 1 строчку цепочки в тетрадь. (еао оеа еоа оеа аое еоа)

Слайд 4 (приложение 1)

  1. Какое из данных слов получило своё название от слова маленький? (Малина.)
  2. Что такое малина? Чем полезна эта ягода?

Слайд 5 (приложение 1)

  1. Как вы понимаете фразу «Не жизнь, а малина», «Малиновый звон».
  2. Как можно назвать маленькую ягодку малины? Как называется участок земли, где растут кусты малины? (Ответы дети записывают в тетрадь.)
  3. Как называются слова, которые мы записали? Докажите. Выделите корень в словах.
  4. Расскажите, как правильно выделить корень в словах.
  5. Почему корень слова назвали корнем?

Ученик читает стихотворение «Как растут слова» Е.Измайлов

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном

4. Работа по теме урока.

Давайте жителям этого города сделаем подарок. Прямо в центре города мы разобьём клумбу с цветами.
Задание по командам.

Конкурс «Цветовод»

Приложение 2.

Каждая команда получает заготовку цветка и лепестки. В центре цветка записано слово. Детям необходимо приклеить к нему однокоренные слова на лепестках. Ромашки команды составляют на местах. Капитан каждой команды вывешивает цветок на доску и поясняет ответ.

У каждой команды остаётся лишнее слово.

Какое слово оказалось лишним? Докажите. (Дети высказывают свои мнения.)
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки,
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.

По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда.

Каждый из вас уже подружился с одноклассниками. В городе корнеслов тоже все дружат между собой. Не зря гласит народная мудрость « Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Как вы понимаете эту пословицу?

А какие пословицы о дружбе знаете вы? (Дети заранее должны были приготовить пословицы.) Следующий конкурс так и называется «Найди друзей».

Команда Приставка получает слово ход.

Команда Суффикс получает слово боль.

Команда Корень получает слово соль.

Дети находят к ним однокоренные слова и записывают их в тетрадь. Задание выполняется на время (кто больше составит однокоренных слов за 1 минуту). За каждое правильно подобранное слово команда получает жетон.

Конкурс «Путаница»

Жители города Корнеслов предлагают нам развлечься. Они перепутали слова в предложениях. Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь.

Долгожданная, зимушка, пришла.
Пушистый, накрыл, деревья, снег.

(Слова написаны на доске.)

О чём говорится в предложениях? Ученик зачитывает составленные предложения на оценку.

Слайд 6 (приложение 1) Найдите в предложениях слово, в котором 7 звуков, 7 букв, 3 слога, 2 звука согласных звонких. (Зимушка.)

 Выделите в слове зимушка корень и суффикс.

Какое значение имеет этот суффикс?

Назовите слова с таким же суффиксом. (Бабушка, избушка, дедушка…)

Расскажите всё, что вы знаете о суффиксах. За правильные ответы дети получают жетоны.

Стихотворение зачитывает ученик.

Образует он слова.
Нужен нам, как дважды два.
Профессий многих он знаток,
На суффикс – тель – вам всем намёк.
Большими делает предметы.
И ласково даёт ответы.

Как большой дом превратить в маленький? (Домик.)

Как из топора сделать рукоятку? (Топорище.)

Молодцы! Погладьте себя по голове, похвалите себя и назовите своё имя в уменьшительно – ласкательном значении.

Физкульминутка.

Слайд 7 (приложение 1)

Звучит музыка Г. Свиридова «Метель»

Не боимся мы пороши –
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!!!

Как много снега намело в городе Корнеслов. Давайте поможем убрать его.

Каждая команда получает карточки в виде снежинок.

Приложение 3.

На карточках записано: при, город, за, воз, при, шил, про, ход, по, шёл.

Ребята разделите карточки на две группы.

Какие группы у вас получились? (Корни, приставки.)

Для чего служит приставка?

Где стоит в слове приставка?

Соберите из частей слова и запишите их в тетрадь, выделив в слове приставку.

А какие приставки вы ещё знаете? Назовите их.

Работа оценивается жетонами.

5. Обобщение знаний по теме.

Ребята наше путешествие подходит к концу. И нам пора прощаться с жителями города.

У нас остался последний конкурс капитанов.

На доске слова: городок, красивый, перезвон.

Приложение 4. Рядом со словами схемы разбора этих слов, составленные в разном порядке, капитанам необходимо правильно соотнести схему со словом.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Аукцион знаний поможет нам обобщить наши знания по теме « Состав слова»

Каждый ученик получает карточку с тестовым заданием.

Приложение 5.

Тест.

  1. Значимая часть слова____________________
  2. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов._______________
  3. Какая часть слова стоит перед корнем?__________________
  4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении_____________________
  5. Найди однокоренные слова и подчеркни их:

Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.

6. Подведение итога. Награждение.

Слайд 8 (приложение 1). Нам пора возвращаться домой. Давайте поблагодарим за гостеприимство жителей города и вспомним вежливые слова.

Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки
1.2.3, 4, 5 – в класс вернёмся мы опять.

Подсчитываю количество жетонов у каждой команды.

7. Рефлексия.

Дети в это время пишут отзыв об уроке, на заранее приготовленных сердечках. На одной стороне что понравилось, на другой – что не понравилось.